Административное дело № 2А-593/2020
УИД № 44RS0028-01-2020-000571-37
Решение изготовлено 28 апреля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома |
28 апреля 2020 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А.Батухиной,
при секретаре судебного заседания А.В.Лагашкиной,
с участием помощника прокурора прокуратуры Костромского района Д.А.Вакурова,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело № 2А-593/2020 (УИД № 44RS0028-01-2020-000571-37) по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области к Кудряшову И.А. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области О.Ю.Мухачев обратился в суд с административным исковым заявлением к И.А.Кудряшову об установлении административного надзора.
Заявленные требования обоснованы тем, что в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области отбывает наказание И.А.Кудряшов, который приговором Кологривского районного суда Костромской области от 12 декабря 2018 года осужден по части 1 статьи 158, пункту «а» части 3 статьи 158 УК Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69 УК Российской Федерации, к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 31 октября 2019 года постановлением Свердловского районного суда города Костромы И.А.Кудряшов переведён для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение. С 22 ноября 2019 года И.А.Кудряшов содержится в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области. Начало срока отбытия наказания: 12 декабря 2018 года, конец срока отбытия наказания: 10 января 2022 года. За весь период отбывания наказания И.А.Кудряшов имеет 5 поощрений, 3 взыскания, трудоустроен, исполнительных листов не имеет, вину в совершенном преступлении признал полностью по заявлению на имя начальника исправительного учреждения, характеризуется положительно.
С учётом изложенного и со ссылкой на статью 173.1 УИК Российской Федерации, часть 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный истец ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области просит суд: установить в отношении И.А.Кудряшова административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации, для погашения судимости, с установлением административных ограничений в виде явки для регистрации 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета пребывания в определенных местах, а именно: в питейных заведениях, то есть барах, ресторанах, кафе и других подобных заведениях, осуществляющих продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции посетителям на розлив.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области А.А.Козлов, действующий на основании доверенности от 9 января 2020 года, заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик И.А.Кудряшов в судебном заседании не возражал против установления в отношении него административного надзора, выразил несогласие с установлением в отношении него административного ограничения в виде запрета пребывания в определенных местах (питейных заведениях), указав, что преступление, за которое он отбывает наказание, не совершалось им в состоянии алкогольного опьянения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела и личного дела осуждённого, заслушав заключение прокурора Д.А.Вакурова, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 данного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК Российской Федерации. В отношении указанных лиц административный надзор устанавливается при наличии оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 3 указанного закона независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобождённых из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно части 1 статьи 4 данного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определённых местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела следует, что 12 декабря 2018 года приговором Кологривского районного суда Костромской области, И.А.Кудряшов осуждён по части 1 статьи 158, пункту «а» части 3 статьи 158 УК Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69 УК Российской Федерации, к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания постановлено исчислять с 12 декабря 2018 года, в срок отбытия наказания зачтён период задержания и содержания под стражей по данному делу – с 13 июля 2018 года по 11 декабря 2018 года включительно.
Приговор суда от 12 декабря 2018 года вступил в законную силу 25 декабря 2018 года. Срок отбытия наказания по указанному приговору истекает 10 января 2022 года.
Постановлением Свердловского районного суда города Костромы от 31 октября 2019 года И.А.Кудряшов переведён для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.
Кроме того, приговором Кологривского районного суда Костромской области от 12 декабря 2018 года в действиях И.А.Кудряшова установлен опасный рецидив преступлений по отношению к преступлению, предусмотренному пунктом «а» части 3 статьи 158 УК Российской Федерации.
Совершённое И.А.Кудряшовым преступление, предусмотренное пунктом «а» части 3 статьи 158 УК Российской Федерации, в силу статьи 15 УК Российской Федерации, относится к категории тяжких преступлений, судимость за которое погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания (пункт «г» части 3 статьи 86 УК Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения преступления – 29 января -7 февраля 2018 года).
Установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) - является обязательным и не зависит от личности осужденного.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений части 2 статьи 3, пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, в отношении И.А.Кудряшова подлежит установлению административный надзор на срок погашения судимости как осуждённому по приговору Кологривского районного суда Костромской области от 12 декабря 2018 года к лишению свободы за тяжкое преступление, предусмотренное пунктом «а» части 3 статьи 158 УК Российской Федерации, совершённое при опасном рецидиве.
Разрешая вопрос о конкретных видах устанавливаемых И.А.Кудряшову административных ограничений, которые, по смыслу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, должны быть направлены на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определённые виды преступлений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд приходит к следующим выводам.
Из представленного характеризующего материала на административного ответчика следует, что И.А.Кудряшов прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области 22 ноября 2019 года из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области; за весь период отбывания наказания объявлено 5 поощрений и 3 взыскания, трудоустроен оператором швейного оборудования, исполнительных листов не имеет, вину в совершенном преступлении по приговору признал частично. Работы по благоустройству учреждения выполняет согласно графику работ, к мероприятиям воспитательного характера относится положительно, занятия в рамках социально-правовой подготовки посещает. В целом, И.А.Кудряшов характеризуется администрацией исправительного учреждения положительно.
Кроме того, суд принимает во внимание положения части 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, согласно которым установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории, - являются обязательными.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершённого преступления, с учётом данных о его личности и поведении в период отбывания наказания в местах лишения свободы, суд считает целесообразным в рассматриваемой ситуации определить объём явок поднадзорного лица в орган внутренних дел в количестве двух раз в месяц, полагая, что контроль за поднадзорным лицом в указанных пределах будет более эффективным.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 22 Постановления «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 16 мая 2017 года № 15, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Принимая во внимание, что установленные приговором суда от 12 декабря 2018 года обстоятельства совершения преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК Российской Федерации, не свидетельствуют о совершении И.А.Кудряшовым преступления в состоянии алкогольного опьянения, а материалы дела и личного дела осуждённого не содержат достаточных сведений об образе его жизни до осуждения, свидетельствующие о злоупотреблении спиртными напитками, суд не находит обоснованным и отвечающим целям административного надзора заявленное административным истцом ограничение в виде запрета на посещение мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175, 180, 273 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Кудряшова И.А. удовлетворить частично.
Установить в отношении Кудряшова И.А., ... года рождения, уроженца ..., административный надзор на срок, установленный для погашения судимости по приговору Кологривского районного суда Костромской области от 12 декабря 2018 года.
На период административного надзора установить в отношении Кудряшова И.А. административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, определённые этим органом.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Кудряшова И.А. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В удовлетворении административных исковых требований в части установления административного ограничения в виде запрета на посещение мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, отказать.
В соответствии со статьёй 295, частью 5 статьи 298 КАС Российской Федерации, решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Федеральный судья |
К.А.Батухина |