РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17.09.2024 года г. Самара
Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Приходько С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-395/2024 по иску ФИО2 к Министерству Финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Самарской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что приговором Кировского районного суда г. Самары от 28.04.2022 г. он осужден по ч.1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2023г. приговор изменен, исключено указание о наличии особо опасного рецидива, для отбывания определена колония строго режима. Таким образом, кассационной инстанцией признано, что колония особого режима была определена незаконно. Из-за незаконного решения суда он более одного года отбывал наказание в чрезмерно строгих условиях, не соответствующих общественной опасности преступления. Просит взыскать с РФ в лице Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере 365 000 руб.
Истец ФИО11. участвовавший в судебном заседании посредством ВКС, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Самарской области Муртазина З.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица Управления Судебного департамента Самарской области Захаров А.В., действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении заявленных требований.
Представитель прокуратуры Самарской области Рыбкина В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что требования подлежат частичному удовлетворению.
Представитель ответчика Судебного департамент при Верховном суде РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом просил рассматривать дело в его отсутствие. Согласно представленному письменному отзыву возражал в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица УФСИН России по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно отзыву просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представитель третьего лица ГУ МВД России по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц УФСИН России по Самарской области, ФСИН России, Межрайонная ИФНС России № 21 по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд, изучив материалы дела, позицию сторон, полагает, что исковые требования ФИО12 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить па нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абз. 3 ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Судом установлено, что приговором Кировского районного суда г. Самары от 28 апреля 2022 года постановлено: «Признать ФИО2 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить ему наказание в виде 9 (девяти) лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
Зачесть в срок лишения свободы время нахождения ФИО2 под стражей с 20.11.2021 до вступления приговора в законную силу в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ - из расчета один день нахождения под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима.
Меру пресечения ФИО2 до вступления- приговора в законную силу оставить без изменения - заключение под стражу.
Признать за потерпевшим ФИО7 право получать в обязательном порядке информацию о прибытии осужденного ФИО1 В.В. к месту отбывания наказания, о выездах за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения из мест лишения свободы.
Вещественные доказательства по вступлении приговора в законную силу: одежду- ФИО1 В.В. (мужская сорочка, спортивные брюки), хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по Кировскому району следственного управления Следственного комитета России по Самарской области, - возвратить осужденному ФИО1 В.В. или его представителям, а в случае не истребования уничтожить; два ножа, образец слюны ФИО1 В.В., образец крови ФИО8.
хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по Кировскому району следственного управления Следственного комитета России по Самарской области – уничтожить».
Определением от 23.05.2024г. Шестого кассационного суда общей юрисдикции постановлено: «приговор Кировского районного суда г. Самары от 28 апреля 2022 года в отношении ФИО2 - изменить.
-исключить из вводной части приговора указание на наличие судимости по приговору Кировского районного суда г. Самары от 11 июня 2008 года;
-исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на наличие в действиях ФИО2 особо опасного рецидива преступлений, признав в его действиях наличие опасного рецидива преступлений, и указание на применение положений п. «г» ч,1 ст. 58 УК РФ при определении вида исправительного учреждения.
-снизить осужденному ФИО1 В.В. наказание, назначенное по ч.1 ст. 105 УК РФ до 8 лет 10 месяцев лишения свободы.
-определить местом отбывания назначенного наказания ФИО1 В.В. исправительную колонию строгого режима.
В остальной части приговор оставить без изменения».
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в результате судебной ошибки, допущенной Кировским районным судом г. Самары при вынесении приговора, ему причинен моральный вред. В результате неправомерно принятого судебного акта он незаконно находился в исправительной колонии особого режима, вместо исправительной колонии строгого режима, что повлекло причинение истцу нравственных и физических страданий, что дает ему право на компенсацию морального вреда.
Согласно ответу на судебный запрос ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Удмуртской Республике ФИО2 В.В. 27.11.2021г. прибыл в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Самарской г. Самара, на основании постановления Кировского районного суда г. Самары от 22.11.2021г.;
09.12.2021 г. прибыл в ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по Самарской области г. Самара;
27.12.2021 г. прибыл в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Самарской области г. Самары;
18.05.2022 г. прибыл в ФКУ СИЗО -2 УФСИН России по Самарской области г. Сызрань;
23.08.2022 прибыл в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия п. Барашево;
15.11.2022 прибыл в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия р.п. Яваз;
27.12.2022 прибыл в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия п. Барашево;
07.02.2023 прибыл в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия р.п. Ява;
10.03.2023 прибыл в ФКУ ЛИ5М УФСИН России по Республике Мордовия п. Барашево;
03.09.2023 прибыл в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Удмуртской Республике г. Ижевск и отбывает наказание, в настоящее время.
Осужденный ФИО1 В.В. в период с 28.04.2022г. по 19.01.2024г. отбывал наказание в обычных условиях отбывания наказания. С 19.01.2024г. содержится на строгих условиях отбывания наказания.
В исковом заявлении ФИО1 В.В. указывает, что в связи с неправомерным отбыванием им определенного срока наказания в колонии особого режима вместо колонии строго режима, с учетом категории лиц, которые отбывают наказание в колонии особого режима, установлена разница в правах (в части количества свиданий и передач) для лиц, отбывающих наказание в колониях строгого и общего режима.
При сравнении условий отбывания наказания в исправительных колониях особого и строго режимов, предусмотренных ст. ст. 123, 125 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, видно, что условия отбывания осужденных лиц в данных учреждениях различны. Так, отбывающие наказания в особых учреждениях вправе:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч двухсот рублей;
б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года;
в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года.
В исправительных колониях строгого режима осужденные лица вправе:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей;
б) иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года;
в) получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.
Таким образом, условия содержания отбывания наказания отличаются количеством свиданий, передач, переписок.
Из материалов дела следует, что истец более одного года отбывал наказание в более жестких условиях.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного требования компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, учитывая установленные обстоятельства по делу, а также срок отбывания истцом наказания в колонии более строгого режима, руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимает во внимание, что большую часть срока истец провел в лечебных учреждениях, учитывается его социальный статус, предшествующий заключению уровень дохода, приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, поскольку уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), а следственные и судебные органы, а также органы прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве, действуют от имени Российской Федерации в целом, в связи с чем, финансовое обеспечение выплаты компенсации морального вреда в настоящем случае является расходным обязательством Российской Федерации.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636 от 15.01.2003) за счет казны РФ в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, срок изготовления которого в течение 10 рабочих дней.
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2024 года.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь