Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2018 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,
при секретаре Конопленко Е.Н.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО1 (доверенность в деле),
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт», Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания», о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ПАО Красноярскэнергосбыт», АО «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее - АО «КрасЭКо») о защите прав потребителя, указав, что она является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Другая ? доли жилого дома принадлежит бывшему супругу истицы ФИО3, который в вышеуказанном жилом доме не проживает, его место жительства истице неизвестно. До марта 2015 года истицей производилась оплата электроэнергии по прибору учета типа СО-505 №, установленном в жилом доме. В феврале 2015 года без уведомления истицы и в её отсутствие был введен в эксплуатацию прибор учета типа SM 101 №, установленный на опоре АО «КрасЭко» тремя годами ранее, без проверки перед вводом в эксплуатацию. Решением Сухобузимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № действия АО «КрасЭко» по процедуре ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ прибора учета потребленной электроэнергии типа SM 101 № были признаны незаконными, на ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» судом была возложена обязанность произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию за период с февраля 2015 года по дату вынесения решения суда, по прибору учета типа СО-505 №, установленному в жилом доме по адресу: <адрес>.
Истица указывает, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время прибор учета электроэнергии типа SM101 №, так и не введен в эксплуатацию, но, тем не менее, начиная с мая 2016 года в адрес истицы стали поступать квитанции на оплату электроэнергии на основании вышеуказанного прибора, из которых видно, что показания уличного прибора учета значительно больше показаний домашнего прибора учета, истица в таком количестве электроэнергию не потребляет. На неоднократные устные обращения к ответчику за разъяснениями, на каком основании ведутся начисления по прибору учета электроэнергии типа SM101 №, истице был дан ответ, что оснований считать недействительными показания уличного прибора учета не имеется. Указанный прибор учета находится на столбе на высоте 3 метров от земли, и у истицы нет возможности видеть показания прибора учета.
Предоставленный ответчиком АО «КрасЭко» акт № от ДД.ММ.ГГГГ приемки в эксплуатацию коммерческого прибора учета типа SM 101 №, в котором указано, что истица отказалась подписать указанный акт, истица просит признать незаконным, так как во время составления акта в 14 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на работе, о дате приемки прибора учета в эксплуатацию истицу никто не извещал, поэтому истица полагает, что её права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге были нарушены, показания на приборе учета электроэнергии типа SM 101 № ею не были зафиксированы. До подачи искового заявления в суд истицей была произведена оплата за потребленную электроэнергию в сумме 26326,15 рублей.
С учетом уточнений и дополнений истица просит признать незаконным акт № от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию прибора коммерческого учета типа SM 101 №, признать недействительными платежные документы, предъявленные к оплате истице за потребленную электроэнергию на основании показаний прибора учета электроэнергии типа SM 101 № с момента ввода его в эксплуатацию (с ДД.ММ.ГГГГ и до отправления на экспертизу в сентябре 2017 года) на сумму 26325,15 рублей; обязать ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвести перерасчет за электроэнергию по норме (включая социальную норму, а также по количеству фактически проживающих двух человек в вышеуказанном жилом доме) с ДД.ММ.ГГГГ и до вынесения решения судом, с учетом внесенной истицей суммы 26325,15 рублей.
В судебном заседании истица ФИО2 исковые требования поддержала. Пояснила, что в жилом доме по адресу: <адрес>. 44, зарегистрированы 2 человека, она и её сын, который обучается в <адрес>, приезжает на выходные. В доме печное отопление, электроприборов, потребляющих большое количество электроэнергии нет, ежемесячное потребление составляет около 300 кВт. Несмотря на это, с мая 2016 года ей стали приходить платежные квитанции, в которых указано потребление свыше 1000 кВт, начисления платы ежемесячно составляли по нескольку тысяч рублей. Она неоднократно обращалась в ПАО «Красноярскэнергосбыт», просила установить контрольный прибор учета, так как потребление электроэнергии слишком большое, но ей отказали. Она вынуждена была оплатить предъявленные ей суммы, чтобы избежать отключения электроэнергии. Извещения о том, что ДД.ММ.ГГГГ уличный прибор учета электроэнергии будет вводиться в эксплуатацию, она не получала, и при приемке прибора в эксплуатацию не присутствовала. Она проживает в указанном жилом доме длительное время, получает свою корреспонденцию сама, за неё никто не мог получить извещение. Её бывший супруг ФИО3 не проживает с 2012 года, и она предоставляла в ПАО «Красноярскэнергосбыт» справку о том, что в доме проживают только она и её сын, и платежные документы приходят на её имя, в них указано количество проживающих – 2 человека. Она заинтересована в том, чтобы прибор учета был принят в эксплуатацию в её присутствии, поэтому запись в акте № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она отказалась подписать акт, не соответствует действительности. Она (ФИО12) работает в райвоенкомате начальником секретной части, и не может без ведома руководства отлучиться с работы. Так как в ходе рассмотрения дела было установлено, что прибор учета типа СО-505 №, установленный в доме, также не может быть принят как расчетный, она просит произвести перерасчет электроэнергии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда по нормативу потребления на 2 человек.
Представитель ответчика АО «КрасЭКо» ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила в суд письменные возражения, в которых исковые требования не признала. Со ссылкой на пункты 9 и 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергоэффективности», ответчик указывает, что если до ДД.ММ.ГГГГ собственники частных жилых домов не обеспечат надлежащим образом учет электрической энергии, в соответствии с п. 137 Правил №, то в этом случае обязанность по установке приборов учета электроэнергии возложена законодателем на сетевую организацию. За уклонение или отказ сетевой организации от указанной обязанности установлена административная ответственность (п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ). Чтобы прибор учета был признан расчетным, необходимо, чтобы он соответствовал требованиям, указанным в разделе Х Правил №. Согласно п. 144 Правил № (раздел Х) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, которая в силу п. 2 Правил № определяется как линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии за состояние и обслуживание электроустановок.
Учитывая, что прибор учета № был установлен не на границе балансовой принадлежности (не на опоре, как это предусмотрено п.п. 137, 144 Правил №, а в доме потребителя, следовательно, потребителем не выполнена обязанность по оснащению жилого дома надлежащим образом оформленным учетом электроэнергии, поэтому прибор учета, установленный в доме, не может быть признан расчетным.
Во исполнение обязанности, предусмотренной п. 150 Правил №, сетевой организацией был установлен прибор учета №, и сетевая организация направила в адрес потребителя уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о дате и времени совершения действий по установке прибора учета, которое получено потребителем ДД.ММ.ГГГГ, согласно отчету об отслеживании отправления с идентификационным номером 66094914576511. Поскольку от потребителя в адрес АО «КрасЭко» не поступили возражения по дате и времени установки прибора учета, сетевой организацией были совершены действия по установке прибора учета № и допуске его в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, поэтому указанный прибор учета является расчетным, и объем потребленной электроэнергии правомерно определяется ПАО «Красноярскэнергосбыт» по показаниям этого прибора учета. Установка прибора учета на опоре электролинии на высоте, не доступной для посторонних лиц, производилась для исключения возможности повреждения прибора учета, несанкционированного вмешательства в его работу или несанкционированного подключения, поскольку обязанность по сохранности прибора учета, в силу п. 145 Правил № возложена на АО «КрасЭко».
Уведомление об установке прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО3, поскольку данный потребитель числился в базе данных сетевой организации и ПАО «Красноярскэнергосбыт», при этом обязанность сообщать о смене собственника лежит на собственнике, а сетевая организация и гарантирующий поставщик не могут знать о таких изменениях. У сетевой организации имелись сведения только о супруге истицы – ФИО3, ему и было направлено уведомление, которое было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, то есть заблаговременно до даты проведения проверки. Свидетель Голованова подтвердила, что истица присутствовала при установке прибора учета, предоставление истицей справки о том, что она находилась весь день ДД.ММ.ГГГГ на работе, согласно табелю учета рабочего времени, не подтверждает факт её отсутствия, так как справка выдана ДД.ММ.ГГГГ (почти через год), а истица пояснила, что её могли отпустить с работы на 2 часа без отметки в табеле учета рабочего времени. При проверке ДД.ММ.ГГГГ прибора учета №, установленного в гараже истицы, было установлено, что имеются видимые разрывы вводного кабеля, установлен коммутационный аппарат, схема подключения прибора собрана неверно, данные нарушения зафиксированы фотографиями, имеющимися в материалах дела, и подтверждены свидетелем Свидетель №1, и этот прибор не может быть принят в качестве расчетного. Прибор учета электроэнергии №, установленный на опоре, согласно заключению эксперта, является исправным, требования о незаконности установки указанного прибора являются необоснованными.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что финансово-лицевой счет на потребление электроэнергии в жилом доме по адресу: <адрес>, оформлен на ФИО2, зарегистрированными значатся 2 человека, о чем истица предоставляла справку. В случае, если суд придет к выводу, что сетевой организацией не была соблюдена процедура допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии №, то ПАО «Красноярскэнергосбыт» произведет перерасчет платы за электроэнергию. Просит суд учесть, что прибор учета, установленный в доме истицы, не может быть принят в качестве расчетного, так как согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обнаружен видимый разрыв вводного кабеля, неправильно собрана схема.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду копию своего паспорта, согласно которому он зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, указал адрес своего фактического проживания: <адрес>, возражений по иску в суд не предоставил.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Согласно п. 69 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Основные положения №) потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
В силу ст. 137 Основных положений №, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
В соответствии с п. 144 Основных положений №, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Согласно п. 145 Основных положений №, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5).
С ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9).
До ДД.ММ.ГГГГ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее ДД.ММ.ГГГГ она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов (ч. 10).
До ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (ч. 12).
В силу п. 150 Основных положений №, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Согласно п. 152 Основных положений №, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 154 Основных положений №, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию; наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию; лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия; результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии); дата следующей поверки.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Порядок ввода прибора учета в эксплуатацию предусмотрен п.п. 81(1) - 81(9) Правил №.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Сухобузимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по иску ФИО2 к Акционерному обществу «КрасЭко», Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о защите прав потребителя были удовлетворены исковые требования ФИО2, были признаны незаконными действия АО «КрасЭко» по процедуре ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ прибора учета потребленной электроэнергии типа SM 101 №, расположенного по адресу: <адрес>. На ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» была возложена обязанность произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию за период с февраля 2015 года по настоящее время по прибору учета № типа СО-505, установленному в жилом доме ФИО2 (т. 1 л.д. 8-11).
Из указанного решения следует, что актом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был установлен счетчик в заводским номером 1012013791 типа SM 101, и снят с учета счетчик с номером 899239 типа СО-505, указанный акт составлен в отсутствие абонента, ответчиком суду не предоставлено доказательств, подтверждающих надлежащий ввод в эксплуатацию прибора учета с участием ФИО2, либо обоснований осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета в отсутствие ФИО2.
Судом установлено, что между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и истцом ФИО2 в силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ заключен договор энергоснабжения потребителей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному ДД.ММ.ГГГГ, собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются ФИО2 и ФИО3 по ? каждый на основании заочного решения Сухобузимского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Отношения между ответчиками ПАО «Красноярскэнергосбыт» (гарантирующим поставщиком) и АО «Красноярская региональная энергетическая компания» (сетевой организацией) регулируются договором № оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 216-235).
Из выписки из финансово-лицевого счета истицы ФИО2 № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ производились снятие прибора учета и установка прибора учета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась коррекция начислений; ДД.ММ.ГГГГ произведена установка прибора учета типа № SM 101 № с показаниями 79031 (т. 1 л.д. 132).
Ответчиком АО «КрасЭКо» предоставлены суду следующие документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию прибор учета типа № SM 101 №:
- Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № абоненту ФИО3 о монтаже и приемке в эксплуатацию на границе балансовой принадлежности прибора учета электроэнергии ДД.ММ.ГГГГ в период с 8.00 до 17.00 по адресу: <адрес>. В уведомлении разъяснено, что в случае неявки потребителя допуск прибора в эксплуатацию будет осуществлен в его отсутствие. Потребителю разъяснено, что он вправе с течение не более 5 календарных дней с момента допуска прибора в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией АО «КрасЭко» понесенных расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию. В уведомлении указано, что оно направляется повторно (т. 1 л.д. 124);
- Список отправки заказной корреспонденции АО «Красноярская региональная энергетическая компания» от ДД.ММ.ГГГГ, в числе корреспондентов указан ФИО3, штрих-кодовый идентификатор 66094914576511 (т. 1 л.д. 125-128);
- Распечатка с сайта «Почта России» отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66094914576511, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление получено адресатом (т. 1 л.д. 129);
- Копия акта № от ДД.ММ.ГГГГ приемки в эксплуатацию приборов коммерческого учета, составленного представителем АО «Красноярская региональная энергетическая компания» ФИО6 в 14 часов 30 минут с участием представителя потребителя ФИО2 о замене прибора учета электроэнергии типа СО-505 № на прибор учета типа SM 101 №. В акте в графе, где ставится подпись представителя потребителя указано «отказ» (т. 1 л.д. 122-123);
- Показания свидетеля ФИО6, пояснившей в судебном заседании, что истица ФИО2 присутствовала ДД.ММ.ГГГГ при приемке прибора учета электроэнергии в эксплуатацию, так как она записана в акте, но подписывать акт отказалась;
- акт проверки измерительного комплекса электрических сетей, проведенной ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ответчика АО «КрасЭко» Свидетель №1 и ФИО7, с согласия истицы, в ходе которой был проверен прибор учета типа СО-505 №, установленный в гараже истицы по адресу: <адрес>, и установлено, что на чердачном помещении имеется видимый разрыв вводного провода, установлен коммутационный аппарат, что не исключает подключение безучетного потребления электроэнергии. Схема подключения прибора учета собрана неверно. Необходимо привести систему учета в соответствии нормативно-технической документацией (т. 1 л.д. 159-160, 161-164);
- Показания свидетеля Свидетель №1, пояснившего в судебном заседании, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ прибора учета электроэнергии, установленного в доме истицы, был осмотрен вводной кабель, на котором на чердачном помещении имелся разрыв, в него был установлен коммутационный аппарат, который не был опломбирован. Автомат находился в труднодоступном месте, в стекловате, при замерах безучетного потребления электроэнергии не было обнаружено, минуя прибор учета подключений не было. Но схема подключения не соответствовала схеме, указанной на клеммной крышке прибора, были перепутаны фаза и ноль. При такой схеме прибор учета может не досчитывать около 40% потребления электроэнергии. При замерах было установлено, что несмотря на неверную схему подключения, прибор считал верно, допустимая погрешность была минимальной, поэтому акт о безучетном потреблении электроэнергии не составлялся. В связи с установленными нарушениями указанный прибор нельзя принимать в качестве расчетного, так как он не соответствует нормативно-технической документации. ДД.ММ.ГГГГ он (Свидетель №1) производил демонтаж прибора учета, установленного на опоре возле дома истицы, для направления прибора учета на экспертизу. Он позвонил истице на работу, она сказала, что не сможет подъехать, и тогда прибор учета был демонтирован в отсутствие истицы, о чем был составлен акт;
Согласно заключению судебной метрологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной по ходатайству ответчика АО «КрасЭко», в ФБУ «Государственный региональный Центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>», следов нарушения целостности опломбирования корпуса счетчика электрической энергии SM 101 № пломбами госповерителя и завода-изготовителя не выявлено. Следов вмешательства в счетный механизм и электрическую систему электросчетчика, а также наличие каких-либо сторонних встроенных устройств, установленных внутри корпуса электросчетчика, не обнаружено. На момент проведения экспертизы счетчик электрической энергии SM 101 № технически исправен, работает в заявленном классе точности и его показания полностью соответствуют заявленным метрологическим характеристикам завода-изготовителя. Изменение температуры внешней среды в диапазоне от минус 60 С до плюс 60 С не влияет на точность показаний счетчика SM 101 №.
Истица предоставила суду справку от ДД.ММ.ГГГГ с места своей работы ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут она находилась на работе, согласно табелю учета рабочего времени.
Из ответа начальника ОПС Железногорского почтамта – филиала ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ на неоднократные запросы суда о предоставлении суду почтового уведомления о получении ФИО8 извещения, направленного АО «КрасЭко» ДД.ММ.ГГГГ с почтовым идентификатором №, следует, что предоставить заверенную копию извещения ф. 22 о вручении заказного письма не представляется возможным, так как согласно объяснительной начальника ОПС Сухобузимское, вся документация по данному отправлению утрачена по вине почтальона Савицкой А.В. В настоящее время данный почтальон уволен (т. 2 л.д. 20).
Из представленных платежных квитанций на имя ФИО2 следует, что за потребление электроэнергии ей было начислено: за май 2016 года – 71,05 рублей (т. 1 л.д. 74), за июнь 2016 года – 3636,24 рублей (т. 1 л.д. 75), за июль 2016 года – 0 (т. 1 л.д. 76), за август 2016 года – 2515,08 (т. 1 л.д. 77), за сентябрь 2016 года – 3782,64 рублей (т. 1 л.д. 78), за октябрь 2017 года – 5712,96 рублей (т. 1 л.д. 79), за ноябрь 2016 года – 4241,28 рублей (т. 1 л.д. 80), за декабрь 2016 года – 3205,56 рублей (т. 1 л.д. 81), за январь 2017 года – 5183,76 рублей (т. 1 л.д. 82), за февраль 2017 года – 1310,52 рублей (т. 1 л.д. 83), за март 2017 года – 5438,28 (т. 1 л.д. 84), за апрель 2017 года - 1927,92 рублей (т. 1 л.д. 85).
Согласно представленным чекам-ордерам, истицей было оплачено за коммунальные услуги (электроэнергию и водоснабжение): ДД.ММ.ГГГГ – 10 000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – 12021,38 рублей (т. 1 л.д. 15).
Из выписки из финансово-лицевого счета истицы ФИО2 № следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею были внесены платежи за электроэнергию: ДД.ММ.ГГГГ – 8179,70 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – 9833,13 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – 8312,32 рублей, а всего 26325, 15 рублей.
Оценив все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Прибор учета типа SM 101 № был установлен и введен в эксплуатацию как расчетный ответчиком АО «КрасЭКо» по его инициативе и без участия абонента ФИО2 В нарушение требований п. 152 Основных положений №, истице, как собственнику ? доли жилого дома с 2013 года, и абоненту, на которого зарегистрирован лицевой счет по учету и оплате электроэнергии, сетевой организацией АО «КрасЭко», несмотря на имеющееся вступившее в законную силу решение Сухобузимского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании незаконной процедуры ввода в эксплуатацию этого же прибора учета электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, не было направлено уведомление о времени допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию, так как из представленного ответчиком АО «КрасЭко» копии уведомления следует, что оно было направлено ФИО3 по несуществующему адресу: <адрес> (адрес истицы: <адрес>), достоверных сведений о вручении извещения ФИО3 или ФИО2 не имеется, что подтверждается ответом ОПС Железногорского почтамта.
Судом не принимаются показания свидетеля ФИО6 о том, что ФИО2 присутствовала ДД.ММ.ГГГГ при допуске прибора учета электроэнергии в эксплуатацию и отказалась подписывать акт, так как они не соответствуют действительности, и не подтверждаются сведениями, указанными в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном указанным свидетелем.
В нарушение требований п. 154 Основных положений № в акте № каких-либо сведений об истице, кроме фамилии и инициалов, не имеется (должны указываться: фамилия, имя, отчество), нет сведений о присутствии либо отсутствии представителя гарантирующего поставщика, нет описания мест установки на приборе учета контрольных пломб (знаков визуального контроля), нет сведений о лицах, осуществивших установку контрольных пломб, не указана причина отказа абонента от подписания акта, нет сведений о направлении копии акта лицам, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем суд приходит к выводу, что ответчиком АО «КрасЭко» ДД.ММ.ГГГГ не была соблюдена процедура допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии SM 101 №, предусмотренная п.п. 152, 154 Основных положений №, поэтому прибор учета электроэнергии SM 101 № нельзя признать расчетным, а акт № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным.
Платежные документы на оплату электроэнергии, предъявленные к оплате ФИО2 ответчиком ПАО «Красноярскэнергосбыт» на основании показаний прибора учета типа SM101 №, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию недействительными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прибор учета электроэнергии SM101 № был демонтирован сотрудниками ответчика АО «КрасЭко» для направления на экспертизу, другой прибор для учета потребления истицей электроэнергии не устанавливался.
В соответствии с абзацем 3 п. 42 Правил №, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Согласно п. а(1)) Приложения № к Правилам №, в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с ДД.ММ.ГГГГ - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом учитывается, что в результате нарушений, выявленных ДД.ММ.ГГГГ при проверке прибора учета СО-505 №, установленного в доме истицы, указанный прибор также не может применяться в качестве расчетного, и плата за услугу по электроснабжению не может рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии потребителем, определенного по показаниям указанного прибора учета, на основании требований п. 59 и п. 60 Правил №.
Размер платы за потребленную истицей электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит расчету в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 42 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ по формуле 4(1) приложения № к указанным Правилам, исходя из фактически проживающих в указанном жилом помещении двух человек, с зачетом оплаченной в указанной период истицей ФИО2 за электроэнергию суммы 26 325 рублей 15 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины, с ответчика АО «КрасЭКо» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (по требованию неимущественного характера), поскольку именно в результате незаконных действий сотрудников указанного ответчика, допустивших грубое нарушение процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии SM101 №, были нарушены права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ SM101 №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ SM101 №, ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 42 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░ 4(1) ░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 325 ░░░░░░ 15 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ____________________
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░