Решение по делу № 2-4934/2024 от 25.10.2024

УИД 01RS0004-01-2024-004557-93                                           к делу №2-4934/2024

Решение

Именем Российской Федерации

город Майкоп                                                                           «23» декабря 2024 года

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе

Судьи Рамазановой И.И.,

при секретаре судебного заседания Куфановой Р.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места врача терапевта медицинского пункта,

установил:

Военный прокурор Майкопского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Майкопский городской суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и войсковой части 13714 о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места врача терапевта медицинского пункта.

Определением суда от 20 декабря 2024 года производство по делу в части исковых требований военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к войсковой части 13714, прекращено, в виду отказа от заявленных исковых требований.

Поскольку в ходе судебного заседания истцу неоднократно были разъяснены положения законодательства в части того, что работодателем врача терапевта войсковой части 13714 является командир войсковой части 13714, а исковые требования предъявлены только к Министерству обороны Российской Федерации, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части 13714, ФКУ «23 ФЭС» Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» исключены из числа соответчиков и привлечены по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В обоснование заявленных требований истец указал, что военной прокуратурой Майкопского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 13714 законодательства о трудовых правах граждан.

Установлено, что по результатам проведенной в октябре-ноябре 2018 года в войсковой части 13714 специальной оценки условий труда рабочему месту врача терапевта медицинского пункта войсковой части 13714 (карта А СОУТ) присвоен подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) СОУТ в отношении указанного рабочего места должна проводится не реже чем один раз в пять лет.

Полагает что работодателем в лице Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени не выполнены обязанности по организации и финансированию СОУТ рабочего места врача терапевта медицинского пункта войсковой части 13714 (карта А СОУТ), бездействие ответчика влечет нарушение неопределенного круга лиц, которые могут осуществлять трудовые функции на рабочем месте врача терапевта медицинского пункта войсковой части 13714.

На основании изложенного с учетом уточненных исковых требований просит обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, провести специальную оценку условий труда рабочего места врача терапевта медицинского пункта войсковой части 13714.

В судебном заседании помощник военного прокурора Майкопского гарнизона военной прокуратуры Южного военного округа ФИО2 поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации не явился, представил возражения на заявленные исковые требования, в которых просит отказать в заявленных требованиях.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - командира войсковой части 13714 ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что врач терапевт ФИО4 к командиру войсковой части по нарушению условий труда не обращался, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации» работодателем гражданского персонала войсковой части 13714 является командир данной войсковой части.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ФКУ «23 ФЭС» Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены, о времени и месте проведения судебного заседания, так же направили в адрес суда возражения, полагали, что требования незаконны и необоснованны и просили отказать.

Выслушав доводы и мнение явившихся сторон, показания свидетеля ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, военной прокуратурой Майкопского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 13714 законодательства о трудовых правах граждан.

Установлено, что по результатам проведенной в октябре-ноябре 2018 года в войсковой части 13714 специальной оценки условий труда рабочему месту врача терапевта медицинского пункта войсковой части 13714 (карта А СОУТ) присвоен подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) СОУТ в отношении указанного рабочего места должна проводится не реже чем один раз в пять лет.

Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьёй 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учётом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов её деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.

Из приведённых нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарного предприятия на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Военный прокурор Майкопского гарнизона обратился с исковыми требованиями, полагая, что работодателем в лице Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени не выполнены обязанности по организации и финансированию СОУТ рабочего места врача терапевта медицинского пункта войсковой части 13714 (карта А СОУТ) и бездействие ответчика влечет нарушение неопределенного круга лиц, которые могут осуществлять трудовые функции на рабочем месте врача терапевта медицинского пункта войсковой части 13714.

Обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения спора, являются - кто является работодателем по отношению к работнику, занимающему рабочее место в войсковой части 13714 по должности врача терапевта и были ли выполнены работодателем мероприятия по организации и финансированию проведения специальной оценки труда.

В силу требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О специальной оценке условий труда» функции по проведению специальной оценки условий труда не свойственны учреждениям, выступающим в качестве ответчика по делу.

Статьей 19 Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ определены требования к организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Так, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда, наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра). которая аккредитована национальным органом по аккредитаций в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Министерство обороны Российской Федерации, исходя из своих целей, задач и видов деятельности, не является организацией, проводящей специальную оценку условий труда, и не отвечает требованиям, предъявляемым к таким специализированным организациям, - не имеет экспертов и уставом определены иные, отличные цели и задачи.

При этом, требованиями статьи 8 Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ , исключительно на работодателя возлагаются обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

Вместе с тем, в соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», работодателем гражданского персонала войсковой части 13714 является командир данной воинской части.

Однако исковых требований к работодателю не заявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Вместе с тем истцом не представлено каких-либо доказательств в обоснование своих доводов о допущенных со стороны Министерства обороны Российской Федерации неправомерных действиях либо бездействии в части организации проведения специальной оценки условий труда в войсковой части 13714.

Кроме того, обращение военного прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, является необоснованным.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Вместе с тем круг лиц, то есть работников, состоящих на должностях, подлежащих специальной оценки условий труда в войсковой части 13714 известен, индивидуализирован и строго определен.

В судебном заседании установлено, что врачом-терапевтом медпункта войсковой части 13714 является ФИО4, который в судебном заседании показал, что к командиру войсковой части 13714 либо военному прокурору с жалобами на проведение специальной оценки условий труда рабочего места не обращался.

Следовательно, сами по себе выявленные нарушения трудового законодательства Российской Федерации никоим образом не затрагивают законные права и интересы в сфере трудового законодательства прочих работников войсковой части 13714.

При этом, исходя из положений статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, те лица, которые не вступили в трудовые отношения с работодателем, не могут быть отнесены к числу работников, и следовательно, до поступления на работу, их права не могут быть нарушены.

Положения части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.

Сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определённых обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы.

С учётом изложенных принципов участия в деле лиц, наделённых полномочиями от имени государства надзирать за соблюдением законности, суду при разрешении настоящего спора также исходит из положений части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, норм трудового законодательства и полагает, что у военного прокурора Майкопского гарнизона не возникло право на обращение с настоящими исковыми требованиями, поскольку круг работников войсковой части, а именно врача-терапевта медпункта, определен и данный работник не обращался с заявлениями о нарушении его трудовых прав.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены и подлежат восстановлению в случае удовлетворения его искового заявления.

Ввиду изложенного, исковые требования прокурора Майкопского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места врача терапевта медицинского пункта не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора Майкопского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места врача терапевта медицинского пункта, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

          Судья-                                                                        Рамазанова И.И.

2-4934/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Майкопского гарнизона
Ответчики
Войсковая часть 13714
ФКУ "23ФЭС" Министерства обороны Российской Федерации
Министерство Обороны РФ
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Дело на сайте суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
25.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2024Передача материалов судье
29.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2024Подготовка дела (собеседование)
03.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2024Судебное заседание
23.12.2024Судебное заседание
10.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее