Дело № 44RS0001-01-2019-002792-27
(№ 2а-2665/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Костроме к Иванцеву Владимиру Геннадьевичу о взыскании задолженности по пени и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным иском к Иванцеву В.Г. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 г. в размере 23,17 руб., штрафа по НДФЛ в размере 1 000 руб. Требования мотивированы тем, что Иванцев В.Г. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Костроме в качестве налогоплательщика, состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 10.11.2014 по 28.05.2015. На переданную из Пенсионного Фонда РФ задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды до 01.01.2017, на основании ст. 75 НК РФ Иванцеву В.Г. начислены пени в сумме 27,13 руб. В соответствии со ст. 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование № от <дата>. Несмотря на истечение установленного для исполнения требования, сумма задолженности административным ответчиком не погашена. ИФНС России по г. Костроме проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой установлено несвоевременное представление налогоплательщиком в установленный законом срок декларации «налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» за 2015 год. По результатам проверки вынесены акты камеральной налоговой поверки № от <дата>. По итогам рассмотрения акта налоговой проверки и иных материалов проверки, заместителем ИФНС России по г. Костроме принято решение № от <дата> о привлечении Иванцева В.Г. к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1 000 руб. На основании ст.ст. 69,70 НК РФ ответчику направлено требование № по состоянию на 02.12.2016 об уплате штрафа в размере 1 000 руб. Несмотря на истечение срока исполнения данного требования, задолженность ответчиком не погашена. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. 15 июня 2018 года определением мирового судьи судебный приказ отменен.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Костроме на основании доверенности Панова Л.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик Иванцев В.Г. требования не признал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и материалы дела № 2а-2619/2018 по заявлению ИФНС России по г. Костроме о вынесении судебного приказа о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ с Иванцева В.Г., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Иванцев В.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с <дата> по <дата>
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов (п. 1); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента (п. 3).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст. 14).
В силу части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 4.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Статья 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06.04.2016 с Иванцева В.Г. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана недоимка по страховым взносам за 2015 года на обязательное пенсионное страхование в ПФР на страховую часть трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02140 06 1000 160) в размере 7604,41 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (КБК 392 1 02 02101 08 1011 160) в размере 1491,64 руб.; пени, начисленные должнику за несвоевременную уплату взносов за 2015 год за период с <дата> по <дата> на обязательное пенсионное страхование в ПФР на страховую часть трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02140 06 2000 160) в размере 163,11 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (КБК 392 1 02 02101 08 2011 160) в размере 32,00 руб.; сумму доначисленных пени на ранее взысканную задолженность 2010-2012 гг. за период с <дата> по <дата> на обязательное пенсионное страхование в ПФР на страховую часть трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02100 06 2000 160) в размере 1651,43 руб., на обязательное пенсионное страхование в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02110 06 2000 160) в размере 549,17 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (КБК 392 1 02 20101 08 2011 160) в размере 196,95 руб., на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в размере 119,46 руб.; сумму доначисленных пени на ранее взысканную задолженность 2013-2014 гг. за период с <дата> по <дата> на обязательное пенсионное страхование в ПФР на страховую часть трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02100 06 2000 160) в размере 1969,67 руб., на обязательное пенсионное страхование в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии (КБК 392 1 02 02110 06 2000 160) в размере 430,79 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (КБК 392 1 02 20101 08 2011 160) в размере 378,44 руб., всего – 14 587,07 руб.
Судом установлено, что указанное решение суда исполнено административным ответчиком в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период до <дата> в размере 1 491,64 руб. <дата>, что не оспаривалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
С <дата> вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, налоговым органом начислены пени за период с <дата> по <дата> в сумме 27,13 руб.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес административного ответчика направлены требования об уплате пени №S01160058260 со сроком исполнения до <дата>, № со сроком исполнения до <дата>, № со сроком исполнения до <дата>, № со сроком исполнения до <дата>.
В добровольном порядке требования налогового органа Иванцевым В.Г. в полном объеме не исполнены.
В силу п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
В соответствии с п.4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.
Согласно п.6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 229 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
<дата> Иванцев В.Г. при прекращении деятельности представил в налоговый орган декларацию «Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ» за 2015 год при установленном сроке – <дата>.
<дата> в отношении Иванцева В.Г. налоговым органом принято решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 000 руб.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате штрафа, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
В добровольном порядке требование налогового органа Иванцевым В.Г. не исполнено.
В силу положений ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Первоначально ИФНС России по городу Костроме обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Иванцева В.Г. пени по страховым взносам и штрафа.
26 ноября 2018 года мировым судьей судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Костромы был выдан судебный приказ о взыскании с Иванцева В.Г. в пользу ИФНС России по г. Костроме штрафа в размере 1 000 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 935 руб. 02 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии в размере 334 руб. 84 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 г. в размере 1 846 руб. 42 коп., всего на сумму в размере 4 116 руб. 28 коп.
На основании заявления Иванцева В.Г. определением мирового судьи от 11 декабря 2018 года судебный приказ отменен, в связи с чем 11 июня 2019 года ИФНС России по городу Костроме обратилась в Свердловский районный суд города Костромы с настоящим административным иском.
Таким образом, порядок обращения в суд с данным административным исковым заявлением и сроки взыскания задолженности, административным истцом соблюден.
Поскольку доказательств погашения задолженности ответчиком суду не представлено, возражений относительно расчета задолженности не предъявлено, исковые требования ИФНС России по городу Костроме подлежат удовлетворению.
Согласно пунктам 1, 2 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в размере 400 руб., в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Костроме удовлетворить.
Взыскать с Иванцева Владимира Геннадьевича в пользу ИФНС России по г. Костроме пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 27,13 руб., штраф в размере 1 000 руб.
Взыскать с Иванцева Владимира Геннадьевича в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья В.В. Архипова
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2019 года.
Судья В.В. Архипова