Решение по делу № 2а-106/2021 от 14.05.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Верхневилюйск 11 июня 2021 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А., при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,

с участием помощника прокурора Верхневилюйского района Адамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Верхневилюйского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Административный ответчик» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействие по обеспечению сохранности автомобильных дорог, их надлежащему содержанию, возложении обязанности принять соответствующие меры по организации и проведению оценки технического состояния автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «Административный ответчик» о признании незаконным бездействие по обеспечению сохранности автомобильных дорог, их надлежащему содержанию, возложении обязанности на администрацию МО «Административный ответчик» принять соответствующие меры по организации и проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, расположенных на территории данного муниципального образования, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В обоснование иска указано, что прокуратурой Верхневилюйского района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 07 декабря года 2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», указания прокурора Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств. В ходе осуществления надзора в указанной сфере проведена проверка деятельности администрации МО «Административный ответчик» и выявлены нарушения федерального законодательства п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, администрацией МО «Административный ответчик» за 2020 год и истекший период 2021 года меры по организации и проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, расположенных на территории МО «Административный ответчик», не были приняты, что свидетельствует о неисполнении обязанностей по обеспечению сохранности автомобильных дорог. По выявленному нарушению в адрес главы администрации МО «Административный ответчик» прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений, однако документов, подтверждающих фактическое проведение требуемых работ, не представлено. В связи с указанными обстоятельствами нарушаются требования законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося представителя ответчика.

Помощник прокурора Адамова Л.А. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в нем, просила иск удовлетворить.

Согласно отзыву на исковое заявление административный ответчик иск не признает, мотивируя тем, что административным ответчиком принимаются меры по организации и в проведении оценки технического состояния автомобильных дорог. Решением наслежного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был принят нормативно правовой акт «Об утверждении Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения и создании комиссии по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Административный ответчик».

Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 13 вышеназванного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, к компетенции администрации поселения относится дорожная деятельность, в которую входит, в том числе, деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 4 ст. 17 названого Закона предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 2 и 3 Порядка установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.

Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование).

Согласно п. 4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:

1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;

2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);

3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

В соответствии с п. 6 Порядка по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги:

1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;

2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.

Судом установлено, что до настоящего времени администрацией МО «Административный ответчик» не проведена оценка технического состояния автомобильных дорог, расположенных на территории МО «Административный ответчик».

С учетом того, что несоблюдение административным ответчиком установленного порядка оценки технического состояния автомобильных дорог влияет на безопасность дорожного движения, нарушает права его участников, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, суд признает бездействие администрации МО «Административный ответчик» незаконным и считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что им принимаются меры по организации и в проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку на момент рассмотрения дела оценка технического состояния автомобильных дорог фактически не проведена.

Срок для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

В соответствии с частью 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик подлежит освобождению от взыскания государственной пошлины.

Руководствуясь 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Административный ответчик» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) по обеспечению сохранности автомобильных дорог, их надлежащему содержанию.

Обязать администрацию муниципального образования «Административный ответчик» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять соответствующие меры по организации и проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования «Административный ответчик», в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья:                         п/п                 В.А. Кириллин

Копия верна

Судья:

2а-106/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Слепцов Прокопий Николаевич
Ответчики
АМО "Кентикский наслег"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кириллин Василий Александрович
Дело на странице суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
14.05.2021Регистрация административного искового заявления
14.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2021Подготовка дела (собеседование)
01.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее