Дело № 2-1015/2020 30 октября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Островное» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Островное» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. В обоснование требований указало, что соглашением от 05.10.2015 администрацией МО «Приморский муниципальный район» администрации МО «Островное» переданы полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения. Согласно информации администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 14.02.2020 №, 01-18/209, источник водоснабжения деревни Пустошь Приморского района Архангельской области – река Кальчинянка. В настоящее время СЭЗ на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области для администрации муниципального образования «Островное», ООО «Север» осуществляющих в 2019 году эксплуатацию водопроводной сети, а также для иных лиц истцом не выдавалось. Администрацией муниципального образования «Островное» не исполняются требования п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемое в качестве источника хозяйственно- питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей деревни Пустошь Приморского района Архангельской области (река Кальчинянка) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В связи с чем просило обязать администрацию муниципального образования «Островное» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации путем получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области в срок до 01.12.2021, обязать администрацию муниципального образования «Островное» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из реки Кальчинянка с 01.12.2021 до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект; обязать администрацию муниципального образования «Островное» обеспечить население и иных потребителей деревни Пустошь Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», на период запрета использования водоисточника.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «НордСервис».
В судебном заседании представитель истца Шишина *** в представленном суду заявлении уточнила исковые требования, просила обязать администрацию муниципального образования «Островное» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект – река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области в срок до 01.12.2021; обязать администрацию муниципального образования «Островное» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из реки Кальчинянка с 01.12.2021 до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка; обязать администрацию муниципального образования «Островное» обеспечить население и иных потребителей деревни Пустошь Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», на период запрета использования водоисточника.
Представитель ответчика, третьего лица администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Щипакова *** надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ранее в судебном заседании с иском не согласилась со ссылкой на вступившее в законную силу решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 февраля 2020 года по делу № 2-91/2020, которым исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Островное», обществу с ограниченной ответственностью «Север» об обязании организовать водоснабжение питьевой водой потребителей в соответствии с требованиями санитарного законодательства удовлетворены частично.
Третье лицо ООО «НордСервис», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, возражений по иску не представило.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании Соглашения от 05.10.2015 администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения переданы администрации муниципального образования «Островное».
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
В силу п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ, критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В силу п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ) о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Порядок получения СЭЗ регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений».
В соответствии с п. 18 данного Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Управление заявление о выдаче СЭЗ и экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» (результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке).
Таким образом, использование водного объекта для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Как следует из материалов дела, источником водоснабжения деревни Пустошь Приморского района Архангельской области является река Кальчинянка.
Согласно п. 2.3.2. договора аренды объектов инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Вознесенье, Кяростров, Ластола, пустошь Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Островное», с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям МО «Островное» от 08 июля 2020 года, арендатор ООО «Нордсервис» обязуется оказывать услуги в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям МО «Островное» (населенные пункты Вознесенье, Кяростров, Ластола, Пустошь Приморского района Архангельской области) в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации, Архангельской области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Приморский муниципальный район», муниципального образования «Островное».
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика подтвердила, что подаваемая потребителям вода не соответствует качеству.
Материалами дела также подтверждается, что санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области для администрации МО «Островное», ООО «Нордсервис», осуществляющего эксплуатацию водопроводной сети, не выдавалось, что нарушает права потребителей данной услуги.
Таким образом, администрацией муниципального образования «Островное» не соблюдаются требования п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемое в качестве источника хозяйственно- питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей деревни Пустошь Приморского района Архангельской области (река Кальчинянка) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В связи с чем суд приходит выводу о доказанности нарушения ответчиком санитарного законодательства, следовательно, об обоснованности предъявленного требования об обязании администрации муниципального образования «Островное» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области.
Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда – до 01.12.2021, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений.
Учитывая удовлетворение требования об обязании администрации муниципального образования «Островное» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Пустошь Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области, подлежат удовлетворению взаимосвязанные и вытекающие из данного требования: требование об обязании администрации муниципального образования «Островное» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из реки Кальчинянка с 01 декабря 2021 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка и требование об обязании администрации муниципального образования «Островное» обеспечить население и иных потребителей деревни пустошь Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 на период запрета использования водоисточника.
При этом ссылка ответчика на решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 февраля 2020 года по делу № 2-91/2020 в обоснование доводов о несогласии с иском судом не принимаются, так как предметом иска по делу № 2-91/2020 не являлось возложение обязанности на ответчика получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Островное» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Островное» в срок до 01 декабря 2021 года организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть деревни Пустошь Приморского района Архангельской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Островное» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Пустошь Приморского района Архангельской области из реки Кальчинянка с 01 декабря 2021 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка.
Обязать администрацию муниципального образования «Островное» обеспечить население и иных потребителей деревни Пустошь Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 на период запрета использования водоисточника.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Алексеева