Решение по делу № 2-566/2016 от 26.08.2016

Дело № 2-566/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2016 года село Илек

Илекского района

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего, судьи Волобоевой Л.К.,

при секретаре судебного заседания Липатовой Е.А.,

с участием помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Сарбековой Э.Х.,

представителя ответчика ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» - Г.П.А., представителя ответчика ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара – Уфа – Челябинск Федерального дорожного агентства» - Б.В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара – Уфа – Челябинск Федерального дорожного агентства» о возложении обязанности по разработке проекта и проведения рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Илекского района Оренбургской области, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился к ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» с вышеназванным иском, обосновывая свои требования, указал, что проведенной исполнения законодательства в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Илекского района установлено, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровом квартале ..., в ... км. по направлению на ... и в кадастровом квартале ..., в ... км. по направлению на ..., Государственным унитарным предприятием Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» с использованием тяжелой экскаваторной и автомобильной техники в ... году велась деятельность по добыче грунта, использованного предприятием для расширения дорожного полотна при ремонте участка автодороги ... - граница ... на участке ... в ..., проводимого в рамках государственного контракта ..., заключенного с ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства». В результате добычи грунта на вышеуказанных земельных участках образовались котлованы площадью около ... тыс. м2 и ... тыс. м2 соответственно.

В силу ч. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 1.2 Закона РФ "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 9 указанного Закона установлено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр и определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При проведении проверки установлено, что указанная деятельность Государственным унитарным предприятием Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» осуществлялась в отсутствии разрешительной документации, результатом которой стало уничтожение плодородного слоя почвы на вышеуказанных земельных участках.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены принципы охраны окружающей среды, в том числе, соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 ч. 3 ст. 1 Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого назначения земельных участков.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту.

Часть 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ предусматривает о том, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Частью 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя) обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя, создания защиты лесных насаждений.

В силу требований ч. 6 ст. 13 земельного кодекса РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, Мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением. Поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за с собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы утверждены приказом Минприроды РФ и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 года N 525/67 определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми лицами.

В соответствии с п. 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6 Основных положений).

Из протоколов осмотра вышеуказанных земельных участков, актов обследования и фотоматериалов видно, что незаконная добыча ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» грунта привела к образованию карьеров, значительные площади которых свидетельствует о непригодном в дальнейшем для использования состоянии указанных земельных участков.

Обращает внимание, что в результате незаконных действий ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» нарушены права и законные интересы, как неопределенного круга лиц, так и интересов Российской Федерации.

Также, согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Одним из основополагающих принципов земельного законодательства, в соответствии с положением пункта 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.

Таким образом, охрана и защита земель, как природного объекта, является также законным интересом Российской Федерации.

Поскольку ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» является виновным в нарушении почвенного слоя на вышеуказанных земельных участках, то обязанность осуществить мероприятия по охране земель, в том числе по рекультивации, должна быть возложена на ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой».

Просит обязать ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» в срок до ... разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале ..., в ... км. по направлению на юго-запад от ... и на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале ..., в ... км. по направлению на юго-запад от здания ...

Обязать ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» провести мероприятия по восстановлению земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровом квартале ..., в ... км. по направлению на юго-запад от здания ... и земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровом квартале ..., в ... км. по направлению на юго-запад ... в соответствии с проектом рекультивации, в течении 3 месяцев с момента разработки проекта рекультивации нарушенных земель.

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования и просил возложить вышеуказанные обязанности также на ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск-Федерального дорожного агентства», как заказчика строительства (капитального ремонта автомобильной дороги ... и увеличил срок для разработки проекта рекультивации - до ....

Определением Илекского районного суда Оренбургской области от ... прекращено производства по делу в части исковых требований заявленных к ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск-Федерального дорожного агентства» в связи с отказом истца от исковых требований.

В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Сарбекова Э.Х. исковые требования к ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» изменила и просила обязать ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения в срок до ... и в срок до ... провести мероприятия по биологической рекультивации земель.

Определением Илекского районного суда ... от ... в связи с отказом от иска истца прекращено производство по делу в части исковых требований заявленных к ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» о возложении обязанности в срок до ... разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале ... и на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале ... в связи с добровольным исполнением заявленных требований.

Представитель ответчика ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» Г.П.А., действующий на основании доверенности ... от ..., уточненные исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» провести мероприятия по биологической рекультивации нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровом квартале ... и земельного участка сельскохозяйственного назначения и в кадастровом квартале ... в соответствии с проектом рекультивации в срок до ... признал в полном объеме и просил суд принять признание иска.

Представитель ответчика ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск-Федерального дорожного агентства» - Б.В.С., действующая на основании доверенности от ..., не возражала против принятия судом признания иска ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой».

Представители третьих лиц - Управления Росприроднадзора по ..., администрации МО Красноярский сельсовет ..., администрации МО Подстепкинский сельсовет ..., ООО «Затонное», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не присутствуют. Из письменного отзыва на исковое заявление представителя ООО «Затонное», усматривается, что требования прокурора поддерживает, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц.

Суд, выслушав помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Сарбекову Э.Х., представителей ответчиков, третье лицо, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признания иска ответчиком, если оно противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Суд считает, что данное признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем, принимает признание иска представителем ответчика ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» - Г.П.А.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Представителю ответчика ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» - Г.П.А. разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ.

При этом по правилам ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что иск прокурора Илекского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» о возложении обязанности по разработке проекта и проведения рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, подлежит удовлетворению.

    В соответствии с ч. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 9.ч.1.ст.333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче в суд общей юрисдикции иска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

По настоящему делу спор заявлен к юридическому лицу - ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации должен быть определен в размере ... рублей, поскольку заявлены требования неимущественного характера.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области удовлетворить.

    Обязать ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» провести мероприятия по биологической рекультивации нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в кадастровом квартале ... и земельного участка сельскохозяйственного назначения и в кадастровом квартале ... в соответствии с проектом рекультивации в срок до ....

    Взыскать с ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», госпошлину в сумме ... рублей в доход соответствующего бюджета.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу,

судья Илекского районного суда            

Оренбургской области          Л.К. Волобоева

Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2016 года.

Председательствующий по делу,

судья Илекского районного суда            

Оренбургской области          Л.К. Волобоева

2-566/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Илекского района
Ответчики
ГУП "Оренбургремдорстрой"
Другие
администрация МО Красноярский сельсовет
Администрация Подстепинский сельсовет
Управление Росприроднадзора по Оренбургской области
Суд
Илекский районный суд Оренбургской области
Дело на сайте суда
ileksky.orb.sudrf.ru
26.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2016Передача материалов судье
26.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2016Судебное заседание
19.09.2016Судебное заседание
11.10.2016Судебное заседание
21.10.2016Судебное заседание
25.10.2016Судебное заседание
09.11.2016Судебное заседание
22.11.2016Судебное заседание
24.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее