Дело № 2-229/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2024 г. п. Комсомольский
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего - судьи Очирова М.П.,
при секретаре Шимтиевой Б.К.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора
Черноземельского района Республики Калмыкия Манджиева М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористического и противопожарного законодательства,
установил:
прокурор Черноземельского района Республики Калмыкия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористического и противопожарного законодательства, мотивировав тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области антитеррористической защищенности, а также в области пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения в гостинице «Гостевой дом ФИО1», принадлежащей на праве собственности ИП ФИО1 Нарушения состоят в следующем: не проводилось категорирование объекта; отсутствует паспорт безопасности; не определены должностные лица, ответственные за антитеррористическую защищенность; не оборудована система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; не оборудована система пожарной безопасности; не оборудована средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции); отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы; допускается эксплуатация светильников без защитного колпака; на фасаде здания отсутствует знак о направлении движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения; допускается оставление без присмотра включенными в электрическую сеть бытовых электроприборов, находящихся в режиме ожидания; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не осуществляется проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; отсутствует техническая документация изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ; руководитель организации не обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); не разработан план эвакуации людей при пожаре на объекте защиты; на территории объекта не проводится своевременная уборка сухой растительности и покос травы; не представлена подтверждающая документация о прохождении обучения мерами пожарной безопасности, ответственным лицом за пожарную безопасность; на объекте защиты не обеспечивается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты; руководитель не обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения; не проводится ознакомление (под роспись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности; в номерах и на этажах объекта защиты не вывешиваются планы эвакуаций на случай пожара. Просит обязать ИП ФИО1 устранить выявленные нарушения в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Прокурор Манджиев М.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик – ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
Исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает, в частности, обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 447 утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов (далее – Требования).
В силу п. 2 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - гостиницы) возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование (п. 5 Требований).
Категорирование гостиниц осуществляется с учетом возможных последствий совершения террористических актов (п. 6 Требований).
Для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы (п. 8 Требований).
В соответствии с п. 11 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования гостиницы, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы.
В силу п. 37 Требований на каждую гостиницу, за исключением гостиниц, отнесенных к четвертой категории опасности, в течение 3 месяцев после проведения их обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности гостиницы.
Паспорт безопасности гостиницы составляется в 3 экземплярах, согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы и утверждается ответственным лицом (п. 40 Требований).
Из п. 16 Требований следует, что антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем: а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы, которые включают в себя: разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы; определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов); обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы; организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы; б) проведения мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы; в) оборудования гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны; г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы; д) осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы; е) осуществления мероприятий по защите информации; ж) оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы; з) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы; и) своевременного информирования территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.
Согласно п. 18 приведенных Требований все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; в) системой охранного освещения; г) системой пожарной безопасности; д) средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции); е) информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
В соответствии со ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пунктом 13 данного закона приведена классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности, которая основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара (горючесть, воспламеняемость, способность распространения пламени по поверхности, дымообразующая способность, токсичность продуктов горения).
В силу ст. 52 закона защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: 1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; 2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; 3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; 4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; 5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; 6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; 7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; 8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; 9) применение первичных средств пожаротушения; 10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения; 11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Согласно ст. 54 указанного закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (ч. 7 ст. 83 Закона №123-ФЗ).
Пунктом 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, установлено, что руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
При эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты (п. 13 Правил).
Из п. 35 Правил следует, что запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
Согласно п. 48 приведенных Правил направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Черноземельского района Республики Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства в области пожарной безопасности. По результатам проверки, проводимой совместно со специалистом ГУ МЧС России по Республике Калмыкия установлено, что в гостинице «Гостевой дом ФИО1», расположенной по адресу: <адрес> А, собственником которой является ИП ФИО1, выявлены нарушения в сфере антитеррористической защищенности, а также в области пожарной безопасности, а именно: не проводилось категорирование объекта; отсутствует паспорт безопасности; не определены должностные лица, ответственные за антитеррористическую защищенность; не оборудована система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; не оборудована система пожарной безопасности; не оборудована средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции); отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы; допускается эксплуатация светильников без защитного колпака; на фасаде здания отсутствует знак о направлении движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения; допускается оставление без присмотра включенными в электрическую сеть бытовых электроприборов, находящихся в режиме ожидания; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не осуществляется проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; отсутствует техническая документация изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ; руководитель организации не обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); не разработан план эвакуации людей при пожаре на объекте защиты; на территории объекта не проводится своевременная уборка сухой растительности и покос травы; не представлена подтверждающая документация о прохождении обучения мерами пожарной безопасности, ответственным лицом за пожарную безопасность; на объекте защиты не обеспечивается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты; руководитель не обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения; не проводится ознакомление (под роспись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности; в номерах и на этажах объекта защиты не вывешиваются планы эвакуаций на случай пожара.
Из письма заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лаганскому и Черноземельскому районам ГУ МЧС России по Республике Калмыкия ФИО4 от 18 июня 2024 года следует, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, поскольку связаны с обеспечением возможности своевременного обнаружения пожара, оповещения о нем всех людей, находящихся на объекте защиты, их эвакуации до достижения критических значений опасных факторов пожара, готовность персонала обеспечить своевременную эвакуацию людей с территории объекта.
В связи с изложенным 20 июня 2024 года прокурором Черноземельского района Республики Калмыкия внесено представление в адрес ИП ФИО1 об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а также в области пожарной безопасности, которое осталось последним неисполненным.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Бездействие ответчика по несоблюдению требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в гостинице, её содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье граждан и его работников.
При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
В связи с чем с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористического и противопожарного законодательства удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 081000314095) в течение 8 (восемь) месяцев со дня вступления решения в законную силу в отношении гостиницы «Гостевой дом ФИО1», расположенной по адресу: <адрес>А:
- составить паспорт безопасности;
- определить должностное лицо, ответственное за антитеррористическую защищенность гостиницы;
- оборудовать системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оборудовать средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции), информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы;
- оборудовать фасад здания знаком о направлении движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения;
- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- разработать план эвакуации людей при пожаре на объекте защиты;
- проверить состояние огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, составить техническую документацию изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ;
- обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
- составить документацию о прохождении обучения мерам пожарной безопасности, ответственным лицом за пожарную безопасность;
- составить журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 081000314095) в доход бюджета Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия и в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в городе Краснодар в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2024 года.
Председательствующий (подпись) М.П. Очиров
«Копия верна»: Судья М.П. Очиров