Дело №12-9/2021
УИД 57RS0004-01-2021-000146-44
РЕШЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Дмитровск Орловской области
Судья Дмитровского районного суда Орловской области Петрухина В.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» на постановление №57-02-074/2021 о назначении административного наказания от 29 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс»,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» обратилось в Дмитровский районный суд Орловской области с жалобой на постановление №57-02-074/2021 о назначении административного наказания от 29 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс», согласно которому Общество с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ – «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 151 000 рублей. В обоснование жалобы указано, что ООО «Жилстройсервис плюс» относится к сфере малого предпринимательства, что подтверждается справкой о численности работников и бухгалтерским балансом. ООО «Жилстройсервис плюс» находится в тяжёлом финансовом положении. По результатам работы предприятия за 2020 год выручка ООО «Жилстройсервис плюс» составила 19780 тыс. рублей, а себестоимость составила 22462 тыс. рублей от основного вида деятельности (водоснабжение, водоотведение), убыток – 2682 тыс. рублей; по состоянию на истекший период кредиты организации в банковских учреждениях составляют 2395 тыс. рублей. У предприятия полностью отсутствует финансовая возможность оплатить данный штраф в указанные сроки. В период с апреля 2020 года по настоящее время в связи с эпидемиологической обстановкой предприятие недополучило существенные финансовые средства от потребителей оказываемых предприятием услуг, что ухудшило тяжелое финансовое положение предприятия. Полагает, что взыскание данного штрафа усугубит финансовое положение ООО «Жилстройсервис плюс» и повлечет невозможность вести хозяйственную деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения. При рассмотрении дела просит учесть характер совершенного административного правонарушения и то, что противоправные действия не несут умышленный характер. Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, ООО «Жилстройсервис плюс» просит о снижении наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера, либо о замене его на предупреждение, что, по мнению ООО «Жилстройсервис плюс», с наибольшим эффектом будет направлено на достижение целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, а также на оздоровление финансового состояния предприятия. Просит суд при назначении наказания за совершение административного правонарушения в форме штрафа установить его в размере, менее минимального размера, предусмотренного ст. 4.1 п. 3.2 КоАП РФ, либо заменить его на предупреждение.
В судебном заседании законный представители юридического лица - генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» Гаврин А.В., главный инженер ООО «Жилстройсервис плюс» Стефаненков В.А., участвующая в качестве защитника представитель Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» по доверенности Лучкова С.В. поданную жалобу поддержали по основаниям, в ней изложенным, просят вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» постановление о назначении административного наказания №57-02-074/2021 от 29 марта 2021 года изменить, снизив размер административного штрафа ниже минимального, либо заменить административный штраф на предупреждение. Факт совершения Обществом с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и вину Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» в его совершении не оспаривают.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.С.А. в судебное заседание не прибыл. О дне, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлён своевременно и надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В представленном на жалобу отзыве указал, что в результате выявленного правонарушения был причинён вред водному объекту - реке Нерусса, который предъявлен к обществу ООО «Жилстройсервис» к добровольной оплате.
Заслушав представителей юридического лица, защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс», изучив доводы жалобы, материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2021 №38-р должностными лицами отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в период с 15 февраля 2021 года по 16 марта 2021 года была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс», в рамках которой были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, допущенные Обществом с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс».
При проведении проверки установлено, что ООО «Жилстройсервис плюс» осуществляет пользование водным объектом – река Нерусса с целью сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 19.06.2015 №57-04.01.00.011-Р-РСБХ-С-2015-00456/00, пунктом 4.1 которого срок водопользования установлен с 17.06.2015 по 10.06.2025. ООО «Жилстройсервис плюс» эксплуатирует очистные сооружения биологической очистки с последующим сбросом сточных вод в реку Нерусса. В ходе плановой выездной проверки с привлечением специалистов Орловского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» 02.03.2021. 05.03.2021, 10.03.2021 было произведено взятие проб сбросов сточных вод после очистных сооружений, воды в реке Нерусса в месте сбора сточных вод, а также воды в реке Нерусса 500 м выше места сброса сточных вод и 500 м ниже места сброса сточных вод. В результате проведения лабораторных исследований установлены превышения концентраций загрязняющих веществ в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства Общество с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностный водный объект – реку Нерусса с превышением нормативов, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду для объекта 54-0257-001034-П, в частности выявлено превышение концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах с очистных сооружений, в месте сбраса сточных вод в реку Нерусса, а также в 500 м выше и в 500 м ниже сброса по БПКп, по иону аммония, нитрит иону, сульфат иону, по нефтепродуктам, по сухому остатку, по взвешенным веществам. Данные обстоятельства указывают на нарушение статей 22, 23, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 1, 9, 11, 21, 26, 35, 44, 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением №57-02-074/2021 от 29 марта 2021 года, вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.С.А., Общество с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 151000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: распоряжением Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2021 №38-р; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №38-р-57/2021 от 16.03.2021; протоколами взятия проб и образцов от 02.03.2021, 05.03.2021, 10.03.2021; протоколами результатов исследований, измерений №25-ВД от 11.03.2021, №32-ВД от 12.03.2021, №35-ВД от 15.03.2021 и заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к вышеуказанным протоколам от 11.03.2021, 12.03.2021 и от 15.03.2021 с указанием концентраций загрязняющих веществ и показателей, по которым выявлено превышение установленных нормативов в сточных водах после очистных сооружений, в месте сброса сточных вод в реку Нерусса и в 500 м выше сброса, в 500 м ниже сброса; актами отбора проб природных, сточных и питьевых вод для лабораторного исследования №25-ВД от 02.03.2021, №32-ВД от 05.03.2021, №35-ВД от 10.03.2021; Декларацией о воздействии на окружающую среду для объекта 54-0257-001034-П; решением Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области (Орелоблэконадзора) о предоставлении водного объекта в пользование от 19.06.2015 №57-04.01.00.011-Р-РСБХ-С-2015-00456/00, пунктом 2.3 которого установлены условия использования водного объекта - реки Нерусса Обществом с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» (ООО «Жилстройсервис плюс»); иными материалами дела, которым должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Из п. 2.4 Устава Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» (сокращенное наименование – ООО «Жилстройсервис плюс») усматривается, что предметом деятельности Общества является, в том числе осуществление ремонтных, очистных, сервисных и строительно-монтажных работ в сфере жилищно-коммунального и жилищного строительства.
В силу положений ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В нарушение вышеуказанных требований природоохранного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» осуществлен сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностный водный объект – реку Нерусса с превышением установленных нормативов.
Приведенные выше обстоятельства и собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что юридическим лицом - Обществом с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
При указанных обстоятельствах, действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Оценив представленные в деле доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности виновности Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Данные выводы сделаны должностным лицом административного органа с учетом правильного применения норм материального права.
Обжалуемое постановление надлежащим образом мотивировано и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Вывод должностного лица о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В обоснование жалобы Общество с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» выражает несогласие с размером назначенного административного штрафа, просит уменьшить размер административного штрафа, назначив его менее минимального размера, либо заменить административный штраф на предупреждение, однако законных оснований для снижения размера административного штрафа либо для замены его на предупреждение в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» не усматривается по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Наличие по данному делу исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» из материалов дела об административном правонарушении не усматривается.
Доводы заявителя о снижении размера административного штрафа ввиду того, что ООО «Жилстройсервис плюс» находится в тяжелом финансовом положении, не могут служить основанием для снижения размера административного штрафа с учетом характера совершенного административного правонарушения, посягающего на отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в результате которого причинен вред водному объекту.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, при наличии которых административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, по данному делу об административном правонарушении не установлено, более того, было установлено причинение вреда водному объекту, доводы жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» о замене назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являются необоснованными и подлежат отклонению.
Административное наказание назначено Обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» в пределах санкции ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных КоАП РФ.
Назначенное административное наказание соразмерно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе права на защиту, по делу не установлено.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену или изменение обжалуемого постановления.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден, постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления по делу, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление №57-02-074/2021 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К.С.А. от 29 марта 2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс», оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.А. Петрухина