Судья Захаров А.В.
Дело № 2-1937/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-15239/2022
12 декабря 2022 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Челюк Д.Ю., Доевой И.Б.,
при секретаре Алёшиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Гейдебрехт Альбины Ульмасбоевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 08 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика – ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО11, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гайдебрехт А.У. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР по Челябинской области), о признании незаконным и подлежащим отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периода работы в <данные изъяты> с 01.09.1991 года по 07.10.1992 года в должности <данные изъяты>, возложении обязанности включить в специальный стаж указанный выше период и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 08.01.2022 года (л.д. 4-8).
В обоснование иска указала, что решением ОПФР по Челябинской области решения № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку в стаж не включен спорный период, который подлежит включению, так как подтвержден записями в трудовой книжке и справками.
Истец Гейдебрехт А.У. и ее представитель ФИО11 в судебном заседании суда первой инстанции поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области, представитель третьего лица МКОУ «СОШ № 7» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд вынес решение, которым исковые требования Гейдебрехт А.У. удовлетворил. Признал незаконным и отменил решение ОПФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж Гейдебрехт А.У. периода работы в <данные изъяты> с 01.09.1991 года по 07.10.1992 года в должности <данные изъяты> Возложил на ОПФР по Челябинской области обязанность включить в специальный стаж Гейдебрехт А.У. период работы в <данные изъяты> с 01.09.1991 года по 07.10.1992 года в должности <данные изъяты> и назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании подп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 08.01.2022 года (л.д. 70-74).
Не согласившись с решением суда, ответчик ОПФР по Челябинской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что период работы в <данные изъяты> с 01.09.1991 года по 07.10.1992 года в должности <данные изъяты> не может применяться при исчислении стажа педагогической деятельности, поскольку у истца отсутствует педагогический стаж до 01.01.1992 года. Кроме того, Компетентные органы Республики Таджикистан не подтвердили, что педагогические работники пользовались правом на досрочное пенсионное обеспечение на территории данного государства в спорный период (л.д.77-79).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Гейдебрехт А.У. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 95-98).
Истец Гейдебрехт А.У., представитель третьего лица МКОУ СОШ № 7 не приняли участие в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ОПФР по Челябинской области заслуживающими внимания, а решение суда подлежащим отмене, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением судом норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее -Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 01.01.2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 ст. 30).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее – Постановление №665).
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления № 665 при исчислении стажа на соответствующих видах работ с целью досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» возможно применение следующих нормативных актов, действовавших в период выполнения работы:
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее – Перечень №1397), - применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года либо до 01.10.1993 года (на основании части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»);
- Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 (далее – Список №463) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года либо с 01.10.1993 года (на основании части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях») по 31.10.1999 года включительно;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 (далее – Список №1067 и Правила №1067), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
- Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 (далее – Список №781 и Правила №781), - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01.01.2002 года либо за весь период трудовой деятельности (далее – Список и Правила №781).
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей).
При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Гейдебрехт А.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (л.д. 9, 30 – 31).
Решением ОПФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по причине не истечения 36 месячного срока, требуемого при назначении досрочной страховой пенсии, со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах в 2021 году (л.д. 9-11).
При этом, продолжительность страхового стажа составила 28 лет 1 месяц 27 дней, стажа на соответствующих видах работ составила 25 лет по состоянию на 11 августа 2021 года, величина индивидуального коэффициента более 30.
В специальный стаж Гейдебрехт А.У. не учтен спорный период работы в Республике Таджикистан в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 01.09.1991 года по 07.10.1992 года, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а так же не установлен характер её работы (педагогическая деятельность).
Как следует из записей, внесенных в трудовую книжку истца, Гейдебрехт А.У. работала в <данные изъяты> старшей пионервожатой с 01.09.1991 года по 07.10.1992 года. До поступления в Наускую среднюю школу трудового стажа, в том числе и педагогического не имела (л.д. 12-20).
Из справки от 23.12.2021 года и ответа на судебный запрос от 08.08.2022 года из <данные изъяты> следует, что Гейдебрехт А.У. работала в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> в период с 01.09.1991 года (приказ № л от ДД.ММ.ГГГГ) по 07.10.1992 года (приказ №л от ДД.ММ.ГГГГ). Основанием для выдачи справки являются лицевые счета на выдачу заработной платы (л.д. 21 – 22).
Удовлетворяя исковые требования Гейдебрехт А.У., применив положения Постановления № 1397, письмо Пенсионного фонда от 25.08.2010 года № ЛЧ-25-24/9044, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии права на зачет спорного периода работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж, поскольку то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно умалять ее права. При этом у истца имеются необходимый специальный стаж, величина ИПК и возраст для назначения пенсии. Факт работы истца подтвержден справками, представленными компетентными органами Республики Таджикистан.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, в силу следующего.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
13.03.1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992 года).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Период работы Гейдебрехт А.У. с 01.09.1991 года по 07.10.1992 года подтверждается записями в трудовой книжке, справками <данные изъяты>, оснований сомневаться в достоверности указанных справок и записей в трудовой книжке у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что компетентные органы Республики Таджикистан не подтвердили, что педагогические работники пользовались правом на досрочное пенсионное обеспечение на территории данного государства в спорный период, подлежит отклонению.
Между тем, Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, состоящий из двух разделов «Учителя и другие работники просвещения» и «Врачи и другие медицинские работники», каждый из которых состоит из подразделов «Наименование учреждений и организаций» и «Наименование должностей», работа в которых подлежала включению в специальный стаж, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, предусматривающее возможность включения в специальный стаж периодов работы, службы, учебы при соблюдении определенных условий.
Так, в соответствии с п. 1 Положения № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем № 1397, включались отдельные периоды выборной, партийной и комсомольской работы, службы в Вооруженных Силах СССР и иной приравненной службы, методической, научно-методической и учебно-методической работы, педагогической работы на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования, педагогической и исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах.
Согласно п. 2 Положения № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 Положения, засчитывались, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в соответствии с п. 4 Положения № 1397 время работы, указанной в п.п. 1 и 2 Положения, засчитывались в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, т.е. по Перечню.
Таким образом, включение в специальный стаж периодов работы, предусмотренных Положением № 1397, было обусловлено наличием в период действия Постановления 1397 работы в должностях, предусмотренных Перечнем № 1397, и наличием иных условий, предусмотренных п.п. 2 и 4 Положения № 1397.
Тогда как, до 01.01.1992 года у Гейдебрехт А.У. отсутствуют периоды работы в должностях, предусмотренных Перечнем № 1397, спорный период подпадает под действие Положения № 1397, которое не применяется самостоятельно без учета Перечня.
Названное выше Постановление утратило силу с 01.10.1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Таким образом, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе периода работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П в случае применения при назначении пенсий ранее действовавшего законодательства, применению подлежат, как нормативно-правовые акты, регулирующие те или иные вопросы пенсионного обеспечения, так и условия их применения, а также правила исчисления стажа.
Поскольку предусмотренные Положением №1397 от 1959 года условия для включения в специальный стаж периодов работы по данному Положению – при наличии педагогической деятельности в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем от 1959 года, у истца не соблюдены, доводы апелляционной жалобы в указанной части заслуживают внимания.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), а также неправильное применение норм материального (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда об удовлетворении требований истца. В связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Гейдебрехт А.У.
Учитывая, что по состоянию на 11.08.2021 г. у истца имеется 25 лет стажа на соответствующих видах работ, то в соответствии с приложением № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», лицам у которых право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в 2021 г., страховая пенсия по старости истцу может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права, то есть с 12.08.2024 года.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 08 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе Гейдербехт Альбине Ульмасбоевне в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 19.12.2022 г.