УИД 61RS0008-01-2020-001714-56
№ 2а-1527/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе председательствующего судьи Цмакаловой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 24 по Ростовской области к Воробьев А.А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № 24 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику к Воробьев А.А. о взыскании пени за страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 1 742 рубля 56 копеек, пени за страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 2 165 рублей 30 копеек, пени за страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 386 рублей 34 копейки, пени за страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года в размере 1935 рублей 48 копеек.
Административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования " (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по пенсионному и социальному страхованию и плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частями 2 и 8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы за расчетный период, которым в силу ч.1 ст.10 данного закона признается календарный год, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно ст.7 и ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страхователи - индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Согласно ч.1.1 и 1.2 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п.3 ч.2 ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются гл.34 части второй НК РФ.
Ответчик своевременно не произвел уплату страховых взносов и имеет задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере 1935 рублей 48 копеек, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 1742 рубля 56 копеек, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная до 1 января 2017 года в размере 2 165 рублей 30 копеек, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 386 рублей 34 копеек.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования " ответчик, как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан был уплачивать соответствующие страховые взносы в ПФ РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.1.1 и 1.2 настоящей статьи.
На недоимку по страховым взносам в соответствии с ч.3 ст.25 ФЗ № 212-ФЗ начисляются пени.
В силу ст. 57 НК Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 НК Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Судом установлено, что Воробьев А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ снят с учет в связи с прекращением предпринимательской деятельности, о чем сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Согласно административному исковому заявлению, истец не указывает, за какой период начисляется пени по вышеуказанным страховым взносам и на какую задолженность, и когда она образовалась.
Доводы административного истца о наличии у Воробьева А.А. задолженности, ранее взысканной или несвоевременно добровольно погашенной, суд не может принять во внимание, поскольку доказательств наличия недоимки по всем периодам, заявленным административным истцом на период исчисления пени не представлено. Отсутствуют в материалах дела и доказательства принудительного взыскания недоимки по налогам либо их несвоевременной добровольной оплаты административным ответчиком за указанные административным истцом периоды, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пеней.
Принимая во внимание, что доказательств своевременно принятых мер к принудительному взысканию суммы налога в материалах дела не имеется - пеня взысканию не подлежит.
Согласно п. 3 ст. 178 КАС РФ, п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов, резолютивная часть решения суда должна содержать: указание на распределение судебных расходов.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая тот факт, что в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по данному административному делу Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в силу ч. 2 ст. 114 КАС РФ по настоящему делу не решает вопрос о распределении государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования МИФНС России № 24 по Ростовской области к Воробьев А.А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В. Цмакалова