РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2018 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Бурковой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Шелопугиной Марии Чимитдоржиевне, Администрации МО «Северо-Байкальский район» об истребовании земельного участка из незаконного владения, признании постановления о предоставлении земельного участка недействительным, внесении сведения в Единый государственный реестр государственной недвижимости об отнесении земельного участка к землям лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском. Просит истребовать из незаконного владения Шелопугиной М.Ч. земельный (лесной) участок площадью 2011 кв.м. с кадастровым номером №, неположенный в <данные изъяты> со следующими координатами (в местной системе координат <данные изъяты>):
№ | <данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
1 | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № |
Признать постановление администрации МО «Северо-Байкальский район» от 19.04.2018 г. № 103 о предоставлении МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» земельного участка с кадастровым номером № площадью 2011 кв.м., имеющего расположение: <адрес> с видом разрешенного использования - отдых (рекреация) в постоянное бессрочное пользование недействительным; Внести сведения в Единый реестр государственной недвижимости указав на отнесение земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда.
Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность в пределах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, установлены факты предоставления администрацией МО «Северо-Байкальский район» земельных участков расположенных на землях государственного лесного фонда под рекреационную деятельность. Установлено, что 01.09.2017 г. Шелопугина М.Ч. обратилась с заявлением в администрацию МО «Северо-Байкальский район» о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, местоположение - <данные изъяты>. Несмотря на то, что процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в данном случае не применима, администрацией МО «Северо-Байкальский район» без проведения торгов 08.12.2017 г. с Шелопугиной М.Ч. заключен договор аренды земельного участка № сроком на 10 лет, с 08.12.2017 г. по 07.12.2027 г. В Едином государственном реестре недвижимости право аренды на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано 26.12.2017 г. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись о регистрации № арендатор Шелопугина М.Ч., площадь земельного участка 2011 кв.м., разрешенное использование - под отдых (рекреацию) из категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Также установлено, что 19.04.2018 г. спорный земельный участок постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» № 103 предоставлен в постоянное бессрочное пользование для осуществления рекреационной деятельности МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», при этом договорные отношения с Шелопугиной М.Ч. не прекращены. Также проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в <данные изъяты>. По данным лесоустроительной документации, а также согласно акту комиссионного обследования лесного участка в <данные изъяты>, проведенного инженером-таксатором 1 категории АУ РБ «Лесресурс» А., главным лесничим Северо-Байкальского лесничества Н., участковым лесничим Северо-Байкальского лесничества Р., земельный участок с кадастровым номером № площадью 2011 кв.м. (0,2 га) со следующими координатами (в местной системе координат <данные изъяты>):
№ | <данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
1 | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № |
полностью расположен на землях государственного лесного фонда, в <данные изъяты>. Данные координаты совпадают с координатами, указанными в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением главы администрации МО «Северо-Байкальский район» от 28.09.2017 г. № 568 и предоставленного Шелопугиной М.Ч. Право собственности на земельный участок, расположенный в <данные изъяты> зарегистрировано за Российской Федерацией, относится к категории - защитные леса, расположенные в водоохранной зоне, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Согласно сведениям Единого реестра юридических лиц и при визуальном смотре на земельном участке какие-либо объекты капительного строительства отсутствуют.
15.05.2018 г. документы на оформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером № за МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» поступили на регистрацию в Северобайкальский отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия, в данный момент регистрация приостановлена. Ввиду отсутствия координатного описания границ земель лесного фонда Северо-Байкальского лесничества, в нарушение ст. 8 Земельного кодекса РФ, на основании заявлений администрации МО «Северо-Байкальский район», категория земель лесного фонда при постановке на государственный кадастровый учет изменена на земли особо охраняемых территорий и объектов. В связи с установленными нарушениями законодательства Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы МО «Северо-Байкальский район» внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. Согласно ответа администрации МО «Северо-Байкальский район» от 13.07.2018 г. № 2223, земельные участки (в том числе спорный земельный участок) входят в состав территории изъятой из государственного лесного фонда Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996 г. № 238 «О предоставлении земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям».
Между тем, согласно приложению Постановления Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996 г. № 238 «О предоставлении земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям» 6,5 га изъято из государственного лесного фонда и передано администрации п. Солнечный под строительство профилактория в Северобайкальском районе. Как установлено проверкой, земельный участок с кадастровым номером № площадью 2011 кв.м. расположен за пределами изъятых 6,5 га и относится к землям государственного лесного фонда, о чем свидетельствуют данные лесоустроительной документации, а также акта комиссионного обследования, проведенного инженером-таксатором 1 категории АУ РБ «Лесресурс» А., главным лесничим Северо-Байкальского лесничества Н., участковым лесничим Северо-Байкальского лесничества Р Таким образом, в отсутствие полномочий и права по распоряжению лесным участком, находящемся в федеральной собственности, администрацией МО «Северо-Байкальский район» Шелопугиной М.Ч. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен земельный участок, относящийся к землям государственного лесного фонда, а также издано постановление от 19.04.2018 г. №103 о предоставлении данного земельного участка в постоянное бессрочное пользование для осуществления рекреационной деятельности МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», в связи с чем в силу ч.2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ данные сделки являются ничтожными, так как с нарушают требования закона и при этом посягают на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц. В силу пункта 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В судебном заседании заместить прокурор Барсуков А.А. исковые требования поддержал, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что в ходе проверки были установлены нарушения требований действующего законодательства, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. просила о рассмотрении дела без их участия, возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в возражениях.
Ответчик Шелопугина М.Ч. в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени судебного заседания по месту жительства и регистрации, корреспонденция направленная судом ответчиком не получена, что расценивается как надлежащее исполнение судом требований гражданского процессуального законодательства о необходимости извещения стороны по делу.
Представитель республиканского лесного хозяйства Кузина С.Н. поддержала исковые требования, пояснила, что представленный участок Шелопугиной М.Ч. относится к землям лесного фонда, что подтверждается актом комиссионного обследования, передача его в аренду незаконна, просила иск удовлетворить.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ просил о рассмотрении дела без их участия, согласно отзыва на исковое заявление, указал о необходимости привлечения к участию по делу Управление Росреестра по РБ, как орган регистрации права, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета.
Представители Управления Росреестра по РБ, МКУ «КУМХ» МО «Северо-Байкальский район», МТУ Росимущество по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц.
Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность в пределах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, установлены факты предоставления администрацией МО «Северо-Байкальский район» земельных участков расположенных на землях государственного лесного фонда под рекреационную деятельность.
Так, установлено, что 01.09.2017 г. Шелопугина М.Ч. обратилась с заявлением в администрацию МО «Северо-Байкальский район» о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 03:17:180306:62, местоположение - источника Солнечный, при том, что процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в данном случае не применима.
Администрацией МО «Северо-Байкальский район» без проведения торгов 08.12.2017 г. с Шелопугиной М.Ч. заключен договор аренды земельного участка № сроком на 10 лет, с 08.12.2017 г. по 07.12.2027 г. В Едином государственном реестре недвижимости право аренды на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись о регистрации №, арендатор Шелопугина М.Ч., площадь земельного участка 2011 кв.м., разрешенное использование - под отдых (рекреацию) из категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Также установлено, что 19.04.2018 г. спорный земельный участок постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» № 103 предоставлен в постоянное бессрочное пользование для осуществления рекреационной деятельности МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», при этом договорные отношения с Шелопугиной М.Ч. не прекращены.
Вместе с тем, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в <данные изъяты>. По данным лесоустроительной документации, а также согласно акту комиссионного обследования лесного участка в <данные изъяты>, проведенного инженером-таксатором 1 категории АУ РБ «Лесресурс» ФИО4, главным лесничим Северо-Байкальского лесничества ФИО5, участковым лесничим Северо-Байкальского лесничества ФИО6, земельный участок с кадастровым номером № площадью 2011 кв.м. (0,2 га) со следующими координатами (в местной системе координат <данные изъяты>):
№ | <данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
1 | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № |
полностью расположен на землях государственного лесного фонда, в <данные изъяты>
Данные координаты совпадают с координатами, указанными в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и предоставленного ФИО2 Право собственности на земельный участок, расположенный в <данные изъяты> зарегистрировано за Российской Федерацией, относится к категории - защитные леса, расположенные в водоохранной зоне, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Согласно сведениям Единого реестра юридических лиц и при визуальном смотре на земельном участке какие-либо объекты капительного строительства отсутствуют.
15.05.2018 г. документы на оформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером № за МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» поступили на регистрацию в Северобайкальский отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия, в данный момент регистрация приостановлена, ввиду отсутствия координатного описания границ земель лесного фонда Северо-Байкальского лесничества.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является выписка из таксационного описания квартала 197 Северо-Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества из лесоустроительного планшета, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N ВАС-11792/13).
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
В связи с установленными нарушениями законодательства Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы МО «Северо-Байкальский район» внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.
Согласно ответа администрации МО «Северо-Байкальский район» от 13.07.2018 г. № 2223, земельные участки (в том числе спорный земельный участок) входят в состав территории изъятой из государственного лесного фонда Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996 г. № 238 «О предоставлении земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям», ответчиком администрацией МО «Северо-Байкальский район» требования прокурора об устранении допущенных нарушений земельного законодательства не исполнены.
Согласно приложению Постановления Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996 г. № 238 «О предоставлении земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям» 6,5 га изъято из государственного лесного фонда и передано администрации п. Солнечный под строительство профилактория в Северобайкальском районе.
Между тем, как установлено из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № площадью 2011 кв.м. расположен за пределами изъятых 6,5 га и относится к землям государственного лесного фонда, о чем свидетельствуют данные лесоустроительной документации, а также акта комиссионного обследования, проведенного инженером-таксатором 1 категории АУ РБ «Лесресурс» А главным лесничим Северо-Байкальского лесничества Н., участковым лесничим Северо-Байкальского лесничества Р
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в отсутствие полномочий и права по распоряжению лесным участком, находящемся в федеральной собственности, администрацией МО «Северо-Байкальский район» Шелопугиной М.Ч. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен земельный участок, относящийся к землям государственного лесного фонда, а также издано постановление от 19.04.2018 г. №103 о предоставлении данного земельного участка в постоянное бессрочное пользование для осуществления рекреационной деятельности МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством».
Согласно ч.2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ данные сделки являются ничтожными, так как с нарушают требования закона и при этом посягают на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
В силу пункта 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса о договоре аренды" по смыслу ст. 608 Гражданского кодекса РФ арендодатель, заключивший договор аренды и принявший на себя обязательство по передаче имущества арендатору во владение и пользование либо только в пользование, должен обладать правом собственности на него в момент передачи имущества арендатору. С учетом этого договор аренды, заключенный лицом, не обладающим в момент его заключения правом собственности на объект аренды (договор аренды будущей вещи), не является недействительным на основании статей 168 и 608 ГК РФ.
В силу ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных гражданских прав может быть осуществлена путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре;
В силу установленных нарушений требований действующего законодательства, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Истребовать из незаконного владения Шелопугиной Марии Чимитдоржиевны земельный (лесной) участок площадью 2011 кв.м. с кадастровым номером №, неположенный в 197 <данные изъяты> со следующими координатами (в местной системе координат <данные изъяты>):
№ | <данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
1 | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № |
Признать постановление администрации МО «Северо-Байкальский район» от 19.04.2018 г. № 103 о предоставлении МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» земельного участка с кадастровым номером № площадью 2011 кв.м., имеющего расположение: <адрес> с видом разрешенного использования - отдых (рекреация) в постоянное бессрочное пользование недействительным;
Внести сведения в Единый реестр государственной недвижимости указав на отнесение земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 08.10.2018г.
Судья Н.Г. Рабдаева