Судья Качаева Л.В. дело №33-962/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Шинкиной М.В.,
судей: Ковалева А.М., Васильева С.А.,
при секретаре Жуковой М.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловской Ларисы Юрьевны, Пономаревой Татьяны Ивановны, Скалозубова Дмитрия Яковлевича к Ямщиковой Любови Николаевне о запрете проведения реконструкции жилого дома, обязании приведения жилого дома и земельного участка в первоначальное состояние, по апелляционной жалобе Ямщиковой Любови Николаевны на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 04 октября 2018 г. Заслушав доклад судьи Васильева С.А., судебная коллегия
установила:
Козловская Л.Ю., Пономарева Т.И., Скалозубов Д.Я. (далее истцы) обратились в суд с иском к Ямщиковой Л.Н. о запрете проведения реконструкции жилого дома, обязании приведения жилого дома и земельного участка в первоначальное состояние.
В обоснование иска указано, что ранее Козловская Л.Ю., Пономарева Т.И., Скалозубов Д.Я. являлись собственниками долей в праве общей собственности на строения и земельный участок, расположенные по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Правопредшественнику Ямщиковой Л.Н. так же ранее принадлежала 1/5 доля в праве общей долевой собственности на строения и земельный участок, расположенные по указанному адресу.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 08 июня 2015 года между сособственниками строений в спорном домовладении, была прекращена общая долевая собственность на строения и выделены доли в натуре: в собственность Козловской Л.Ю. выделены помещения в жилом доме литер «А, А1, аЗ, а4, А5, А6, а7»: жилая комната № 2 площадью 11.4 кв.м., комната № 26 - шкаф площадью 0,7 кв.м., комната №2а-шкаф площадью 0,7 кв.м., кухня №1 площадью 12,1 кв.м., коридор №11 площадью 3,4 кв.м., комната 11а-шкаф площадью 1 кв.м., санузел №10 площадью 2,2 кв.м.. коридор №18 площадью 3,8 кв.м.; в собственность Пономаревой Т.И. выделены помещения в жилом доме литер «А, А1, а3, а4, А5, А6, а7»: жилая комната № 3 площадью 6 кв.м., жилая комната № 4 площадью 13,1 кв.м., жилая комната № 5 площадью 5,8 кв.м., санузел №12 площадью 2,5 кв.м., коридор № 13 площадью 1,8 кв.м., кухня № 14а площадью 3,8 кв.м., кухня №14 площадью 2,8 кв.м. В собственность Скалозубова Д.Я. выделены помещения в жилом доме литер «А, А1, аЗ, а4, А5, А6, а7»: жилая комната № 6 площадью 6,8 кв.м., жилая комната № 7 площадью 18,8 кв.м., жилая комната № 8 площадью 9,2 кв.м., жилая комната № 9 площадью 8,9 кв.м., кухня № 15 площадью 10,9 кв.м., коридор № 17 площадью 1,3 кв.м., санузел №16 площадью 2,4 кв.м. В собственность Д.В.С. правопреемником которого является в настоящее время ответчица по делу Ямщикова Л.Н., выделен жилой дом литер «Б, Б1, п/Б», общей площадью 27,3 кв.м., в том числе жилой площадью 21,9 кв.м. Земельный участок и хозяйственные постройки на нем в спорном домовладении остались в общей долевой собственности сторон.
Ямщикова Л.Н. незаконно и самовольно без подготовки необходимой разрешительной и проектной документации произвела реконструкцию жилого дома литер «Б», разрыла земельный участок, обустроила траншею для закладки нового фундамента к жилому дому, начала заливать новый фундамент.
В результате производимой самовольной реконструкции жилого дома литер «Б», ответчица по делу увеличивает его габариты и соответственно располагает его на общем земельном участке, занимая большую площадь этого земельного участка, тем самым уменьшая площадь земельного участка истцов.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просили суд защитить их права собственника и запретить Ямщиковой Л.Н. производить самовольную реконструкцию жилого дома литер «Б, Б1, п/Б» общей площадью 27,3 кв.м., в том числе жилой площадью 21,9 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Обязать Ямщикову Л.Н. привести в первоначальное положение жилой дом литер «Б», расположенный в домовладении АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН а так же земельный участок, расположенный там же засыпав вырытую ответчиком траншею под фундамент у жилого дома литер «Б» предварительно вырыв уже залитый туда бетон с щебнем, песком и арматурой для фундамента.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 04 октября 2018 года исковые требования Козловской Л.Ю., Пономарева Т.И., Скалозубова Д.Я. удовлетворены.
Суд запретил Ямщиковой Л.Н. производить самовольную реконструкцию жилого дома литер «Б» общей площадью 27,3 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, до получения разрешительных документов на проведение реконструкции жилого дома.
Обязал Ямщикову Л.Н. привести в первоначальное состояние жилой дом литер «Б» и земельный участок, расположенные по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, путем проведения работ по демонтажу фундамента и засыпки траншеи, вырытой под фундамент, к жилому дому литер «Б», общей площадью 27,3 кв.м.
Взыскал с Ямщиковой Л.Н. в пользу Козловской Л.Ю., Пономаревой Т.И. и Скалозубова Д.Я. судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплате услуг представителя в равных долях по 13 633 рубля каждому.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Ямщикова Л.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение.
В обоснование жалобы ее автор приводит довод о несогласии с выводом суда о производимой реконструкции жилого дома без получения разрешения на такие работы, указывая о проведении работ по укреплению фундамента дома и обустройству бетонной отмостки. Апеллянт считает, что данные работы не могут быть квалифицированы как реконструкция жилого дома ввиду отсутствия в материалах дела доказательств в виде заключения специалиста или заключения судебной экспертизы.
Приводит довод об отсутствии предусмотренной законом обязанности по получению необходимого разрешения для выполнения указанных работ.
Полагает, что оценка представленных сторонами доказательств была произведена необъективно.
Указывает на чрезмерность взысканных судом расходов на представителя.
Ссылается на то, что исполнение решения суда может привести к разрушению жилого дома.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав апеллянта и её представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истцов, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, посчитав в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 14, 51 ГрК РФ, ст. 246-247, 304-305 ГК РФ, учитывая правовую позицию изложенную в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего. Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установив, что ответчик производит в нарушение действующего законодательства реконструкцию объекта недвижимости, с выполнением строительных работ на земельном участке находящимся в общей долевой собственности без согласия всех его собственников и сопоставив такие действия ответчика с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о нарушении прав истцов самовольными действиями ответчика и правомерности заявленных исковых требований. Удовлетворяя исковые требования суд с учетом положений ст. 98 ГПК РФ пришел к выводу о распределении судебных расходов по делу.
С такими выводами суда следует согласиться.
Как следует из материалов дела решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 08.06.2015 года сохранен в реконструированном и переоборудованном состоянии жилой дом литер «А, А1, аЗ, а4, а7, А5, А6, а7» общей площадью 129,4 кв.м., в том числе, жилой площадью 80 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Сохранен в реконструированном состоянии жилой дом литер «Б, Б1, п/Б» общей площадью 27,3 кв.м., в том числе, жилой площадью 21,9 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Произведен раздел домовладения следующим образом: в собственность Д.В.С. выделен жилой дом литер «Б, Б1, п/Б» общей площадью 27,3 кв.м., в том числе жилой площадью 21,9 кв.м.; в собственность Козловской Л.Ю. выделены помещения в жилом доме литер «А, А1, аЗ, а4, А5, А6, а7»: жилую комнату № 2 площадью 11,4 кв.м., комнату № 2б-шкаф площадью 0,7 кв.м., комнату № 2а - шкаф площадью 0,7 кв.м., кухню № 1 площадью 12,1 кв.м., коридор № 11 площадью 3,4 кв.м., комнату № 11а-шкаф площадью 1 кв.м., санузел № 10 площадью 2,2 кв.м., коридор № 18 площадью 3,8 кв.м.; в собственность Скалозубова Д.Я. выделены помещения в жилом доме литер «А, А1, а3, а4, А5, А6, а7»: жилую комнату № 6 площадью 6,8 кв.м., жилую комнату № 7 площадью 18,8 кв.м., жилую комнату № 8 площадью 9,2 кв.м., жилую комнату № 9 площадью 8,9 кв.м., кухню № 15 площадью 10,9 кв.м., коридор № 17 площадью 1,3 кв.м., санузел № 16 площадью 2,4 кв.м.; в собственность Пономаревой Т.И. выделены помещения в жилом доме литер «А, А1, а3, а4, А5, А6, а7»: жилую комнату № 3 площадью 6 кв.м., жилую комнату № 4 площадью 13,1 кв.м., жилую комнату № 5 площадью 5,8 кв.м., санузел № 12 площадью 2,5 кв.м., коридор № 13 площадью 1,8 кв.м., кухню № 14а площадью 3,8 кв.м., кухню № 14 площадью 2,8 кв.м. Прекращена долевая собственность Д.В.С. Скалозубова Д.Я., Козловской Л.Ю., Пономаревой Т.И. на жилой дом литер «А, А1, аЗ, а4, А5, А6, а7» и жилой дом литер «Б, Б1, п/Б», расположенные по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Судом установлено, что Ямщикова Л.Н. является правопреемником Д.В.С. на основании договора купли-продажи жилого дома и доли в праве собственности на земельный участок и сарай от 12.02.2016 года.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНю 419 кв.м., имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома, собственниками земельного участка являются: Козловская Л.Ю. - 1/5 доля, Ямщикова Л.Н. - 1/5 доля.
В обоснование своей позиции истцы указывали на близкое расположение проложенного истцом фундамента к входу в помещения, принадлежащие истцу Козловской Л.Ю., а также прокладки фундамента на существующей коммуникации (канализации), в обоснование чего, представили фотоснимки разрытой траншей, обустройства в ней фундамента, ответы на обращения в Региональную службу государственного строительного надзора РО от 20.08.2018 года.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, напротив подтвержден факт выполнения указанных строительных работ для проведения реконструкции жилого дома литер «Б».
Реконструкцию жилого дома литер «Б», путем разрытия земельного участка, обустройства траншеи для закладки нового фундамента к жилому дому на земельном участке по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находящемся в общей долевой собственности ответчик в нарушение ст. ст. 246,247 ГК РФ с другими совладельцами не согласовывала, что не оспорено ответчиком и подтверждено сторонами судебного разбирательства.
Факт размещения фундамента на канализационной трубе Ямщиковой Л.Н. подтверждено представленными доказательствами: техническим паспортом МУП «БТИ» г. Таганрога, проектом проведения водопровода и канализации в жилой дом литер «А», представленными фотоснимками, которые были оценены судом в порядке предусмотренном ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными доказательствами.
По мнению судебной коллегии, выводы суда основаны на должном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, эти выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (п. 2 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно пп. 1.1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на проведение реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04.08.2018) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Согласно чч.1-3, 6,7,13 ст. 51.1 ГрК РФ ( в редакции действовавшей на день рассмотрения дела) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.(ч.1).
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.(ч.2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.(ч.3).
В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.(ч.6).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. (ч.7).
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.(ч.13).
Из материалов дела следует, что ответчик не получала разрешение на проведение строительных работ по реконструкции жилого дома, как до внесения изменений в положения ст. 51 ГрК РФ, так и не выполняла предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ действия для легализации строительных работ по реконструкции жилого дома, после установления законом уведомительного порядка проведения реконструкции индивидуального жилого дома.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о возложении на ответчика запрета производить самовольную реконструкцию жилого дома, до получения разрешительных документов на проведение реконструкции и обязании ответчика привести жилой дом лит. «Б» и земельный участок по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в первоначальное состояние.
Доводы апелляционной жалобы о том, что произведенные работы не являлись реконструкцией и были направлены на укрепление фундамента здания подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку согласно п.14 ст.1 ГрК РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Таким образом суд верно пришел к выводу о том, что ответчик выполнял действия по реконструкции жилого дома, которые требовали от ответчика получения разрешительной документации.
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнение решения суда может привести к разрушению жилого дома, не подтверждается материалами дела, основан на субъективном мнении апеллянты и не может быть принят судебной коллегией в качестве оснований к отмене принятого по делу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о чрезмерности взысканных судом расходов на представителя истцов, подлежат отклонению судебной коллегией в силу следующего.
Из материалов дела следует, что истцы понесли расходы на оплату услуг представителя в сумме 40000 рублей, что подтверждается соответствующей квитанцией к приходному кассовому ордеру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.131).
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу абзаца 5 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из содержания указанных норм, они не ограничивают виды подлежащих возмещению расходов, понесенных в связи с участием представителя в судебном заседании, а устанавливают лишь критерий при определении размера оплаты услуг представителя, направленный против его необоснованного завышения.
При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, связанные с оплатой услуг представителя, как и иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности; возмещение стороне расходов на оплату услуг представителя может производиться только в том случае, если сторона докажет, что в действительности имело место несение указанных расходов, объем и оплату которых, в свою очередь, определяют стороны гражданско-правовой сделки между представителем и представляемым лицом.
Определяя размер сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Однако сведений, подтверждающих, что ответчиком было заявлено о снижении размера подлежащих взысканию с него в пользу истцов судебных расходов, а также доказательства того, что расходы носят неразумный (чрезмерный) характер, материалы дела не содержат.
В данном случае, при определении размера возмещения расходов на оплату услуг представителя суд учел все имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства: объем совершенных представителем действий в рамках рассматриваемого дела, конкретные обстоятельства рассмотренного гражданского дела, его категорию, объем и сложность выполненной представителем работы, время, затраченное представителем на подготовку.
При таких обстоятельствах распределяя судебные расходы на оплату услуг представителя истцов суд первой инстанции принял во внимание все обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, которые соотнесены с объемом судебной защиты, что изложено в постановленном по делу решении и оснований к изменению размера взысканных судом первой инстанции судебных расходов у суда апелляционной инстанции не имеется..
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, по сути сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 04 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ямщиковой Любови Николаевны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 06.02.2019г.
Председательствующий
Судьи