Мировой судья Крамер П.В. дело №11-50/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Серов Свердловской области 05 июля 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Александровой Е.В., при помощнике судьи Красильниковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Рагозина Николая Андреевича на решение мирового судьи судебного участка №4 Серовского судебного района Свердловской области Крамера П.В. от 19.12.2022г. по исковому заявлению ООО «Компания «Рифей» к Рагозину Николаю Андреевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
19.12.2022г. решением мирового судьи судебного участка №4 Серовского судебного района Свердловской области удовлетворены исковые требования ООО «Компания «Рифей» к Рагозину Н.А. о взыскании задолженности по оплате за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период 01.08.2020г. по 31.08.2021г. в размере 3 575 руб. 58 коп., пени за просрочку оплаты за период с 11.09.2020г. по 15.02.2021г. в размере 703 руб. 72 коп., с последующим их начислением на сумму основного долга по день фактической оплаты долга с учетом 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день неисполнения денежного обязательства и расходов по оплате госпошлины в размере 400 руб. 00 коп. Мотивированное решение изготовлено 30.12.2022г.
Не согласившись с данным решением ответчиком 10.02.2023г. подана апелляционная жалоба. В жалобе Рагозин Н.А. ссылается на то, что письменный договор с ООО «Компания «Рифей» он не заключал, как и предложение о заключении соглашения с ООО «Компания «Рифей» ему не направляли. В судебном заседании не обсуждались и не исследовались доказательства и обстоятельства дела, доказательств оказания услуги истцом не представлено. Рагозин Н.А осуществляет отдельный сбор отходов на своем участке, отходы у него не вывозили, контейнер расположен далеко от его дома более 100м. Считает, что факт не оказания услуги по вывозу твёрдых коммунальных отходов отражен в апелляционном определении №. Просит решение отменить, в связи недоказанностью оказания услуги по вывозу ТКО.
В судебное заседание Рагозин Н.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, явился в здание суда, но не дождался рассмотрения дела. Причина неявки суду неизвестна. Ранее в судебном заседании от 06.06.2023г. ответчик настаивал на жалобе, просил ее удовлетворить. Пояснял, что услуга ему не оказана, в связи с чем обязанность по ее оплате у него не возникла.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и в срок. Причина неявки представителя истца суду не известна. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивает коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункты 3,4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.п. 8(8) – 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в п.п. 148(4) – 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2)).
Согласно п. 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил N 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленного в письменной форме договора и платежных документов.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, и признается заключенным, в том числе, и в случае фактического потребления услуги.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Уполномоченный орган) и региональным оператором по обращению с ТКО – ООО «Компания «Рифей», региональный оператор обязуется обеспечить сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО в Северной зоне, указанной в п. 2 настоящего соглашения (п.1.1).
Согласно п. 2 соглашения, Зона деятельности оператора определена в соответствии с Территориальной схемой.
Описание Зоны деятельности Регионального оператора приведено в приложении №1 к настоящему соглашению.
Согласно Приложению №1 к соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО (л.д. 25) в Зону деятельности Регионального оператора ООО «Компания «Рифей» входит Серовский городской округ.
В соответствии с агентским договором № от 29.11.2021г., заключённым между ООО «Компания «Рифей» (Принципал) и ООО «Региональный информационный центр» (Агент), последнее приняло на себя обязательство в интересах Принципала организовывать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет Принципала в Зоне деятельности принципала в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Свердловской области в Северном АПО в части услуги по обращению с ТКО, в том числе действий по начислению стоимости услуг, проведения перерасчетов, оформления, выставления, предоставления потребителям счетов, счетов-фактур, платежных документов, платежных требований.
Из информации, размещенной на официальном сайте ООО «Компания Рифей» - rif.ecotko.ru следует, что на данном сайте опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора, который, у истца имеется, представлен им в судебном заседании для приобщения к материалам дела.
На официальном сайте ООО «Компания Рифей» размещена информация о том, что с переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Размер платы за данную услугу определяется на основании нормативов таких отходов и утвержденных тарифов стоимости услуги регионального оператора, нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области. Предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает региональная энергетическая комиссия.
Заключение договора с региональным оператором на обращение с ТКО становится обязательным для всех граждан.
По порядку заключения договора указано, что 07.12.2018 на сайте регионального оператора размещено предложение о заключении договора на обращение с ТКО. В течение 15 рабочих дней со дня размещения такого предложения потребитель направляет региональному оператору заявку и перечень документов для заключения договора.
Также указано, что физическим лицам не обязательно заключать договор в письменной форме.
Судом установлено, что ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>А, что не оспаривалось ответчиком и подтверждается его паспортом гражданина РФ.
Также ответчик Рагозин Н.А. является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>А. (л.д.18)
За период с 01.08.2020г. по 31.08.2021г. у ответчика образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 3 575 руб. 58 коп. (основной долг), 703 руб. 72 коп. (пени) за период с 11.09.2020г по 15.02.2021г., что подтверждается Финансовой Выпиской по л/с 66000071354, расчетом суммы долга, расчетом пени (л.д.11-16).
Заявленное истцом требование, о взыскании с ответчика пени за просрочку платежа является правомерным.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 1 статьи 332 указанного Кодекса кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно ч. 14 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, начисление пени производится по день прекращения оказания услуги, установлено, что за указанный период с 01.01.2019г. по 31.01.2022г. задолженность у ответчика не погашена, поэтому пени начислены с 12.02.2019г. Пени начислены в соответствии с требованиями ч.14 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации. Расчет пени проверен судом и признан верным, арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена. Довод ответчика об отсутствии письменного соглашения с истцом на начисление пени является не состоятельным, т.к. данная обязанность об уплате пени возникает не в силу соглашения, а в силу закона - ч.14 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в силу заключенного как указано выше договора на оказание услуг по вывозку ТКО в конклюдентной форме.
Довод ответчика о том, что услуга не оказана, т.к. контейнер расположен на другой улице – Калинина, д.52 с превышением СанПиН 2.1.3684-21, не свидетельствует об отсутствии факта оказания услуги.
Ответом главы Серовского городского округа от 29.06.2023г. на судебный запрос представлена информация о том, что расстояние от дома Рагозина Н.А.- <адрес>А, до места установки ближайшего контейнера – <адрес>, составляет 180 м., проводится повторная оценка уменьшения рассмотрения не более чем на 25% места размещения контейнерной площадки по адресу: <адрес>А.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что расстояние превышает 80м установленного норматива, однако это не может подтверждать факт не оказания услуги по вывозу ТКО, данный факт свидетельствует о превышении норматива, но не более чем. Отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 само по себе не является безусловным основанием считать услугу по вывозу ТКО не оказанной и основанием для освобождения истца от оплаты этой коммунальной услуги.
Также доводы ответчика о том, что факт не оказания услуги по вывозу ТКО отражен в апелляционном определении № судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда являются голословными, т.к. в данном определении разрешался спор по иску Рагозина Николая Андреевича, Рагозиной Татьяны Алексеевны к Муниципальному образованию Серовский городской округ в лице Отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по ЭТС и ЖКХ», МКУ «Центр учета жилья и расчета социальных выплат» о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки и частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, к Сидорову Константину Юрьевичу, Ткач Татьяне Евгеньевне о взыскании компенсации морального вреда, в определении обсуждался вопрос о подтверждении задолженности за 2019г., а также говорилось об отсутствии взыскания задолженности в судебном порядке, которая при рассмотрении дела отсутствовала. Таким образом, вынесенное апелляционное определение № от 07.07.2021г. не может подтверждать отсутствие задолженности, факта оказания услуги по вывозу ТКО по периоду 01.08.2020г. по 31.08.2021г.
Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчик, выражая свое не согласие с решением, доказательств своих доводов не предоставляет, тогда как бремя доказывания возложено на него.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено. При изложенных выше обстоятельствах оснований для отмены решения суда мирового судьи по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка №4 Серовского судебного района Свердловской области Крамера П.В. от 19.12.2022г. по исковому заявлению ООО «Компания «Рифей» к Рагозину Николаю Андреевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Рагозина Николая Андреевича - без удовлетворения.
Судья Е.В. Александрова