Дело № 2а-925/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Давлеканово
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галимзянова В.Р.,
при секретаре Календаревой О.Д.,
с участием представителя административного истца Шестопалова С.С. – Савченко В.В.,
представителя административного ответчика – территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Шарова В.А.,
заинтересованного лица Ларкина Ю.П.,
прокурора Хусаинова Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шестопалов С.С. к территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Шестопалов С.С. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты Ларкина Ю.П.
Иск мотивирован тем, что решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № назначены дополнительные выборы депутата Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ на ДД.ММ.ГГГГ. Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу №. Также решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ Ларкин Ю.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу №. Истец считает незаконным регистрацию кандидатом в депутаты Ларкина Ю.П., поскольку на момент регистрации кандидата предоставленные им подписные листы были неустановленной формы. Просит признать незаконной и отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному округу № Ларкина Ю.П.
В судебном заседании представитель административного истца Савченко В.В. исковые требования поддержал, просил признать незаконным решением избирательной комиссии и отменить регистрацию кандидата в депутаты Ларкина Ю.П. Указал, что в предоставленном Ларкиным Ю.П. подписном листе имеются нарушения. Он выполнен на лицевой и оборотной стороне. Об этом также написано в примечании подписного листа.
Представитель административного ответчика Шаров В.А. с исковыми требованиями истца не согласился, пояснил, что регистрация кандидата произведена без нарушений, вопрос об отмене регистрации кандидата в депутаты Ларкина Ю.П. оставил на усмотрение суда. Подтвердил, что избирательной комиссией от кандидата Ларкина Ю.П. принят подписной лист, выполненный на лицевой и оборотной стороне.
Административный ответчик Ларкин Ю.П. с административным иском не согласился, суду пояснил, что требования закона он не нарушал. В избирательную комиссию он предоставлял подписные листы в двух вариантах. В комиссии сказали, что принятые листы являются правильными. Также подтвердил, что избирательной комиссией принят подписной лист, выполненный на лицевой и оборотной стороне.
Выслушав стороны, заключение прокурора Хусаинова Н.Р., полагавшего административный иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно чч. 1, 5 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор. Избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Посредством подлинно свободных демократических выборов, осуществляемых в демократическом правовом государстве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права – активное, т.е. право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и пассивное, т.е. право быть избранным в эти органы.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пп. «в,д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых для регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (п. 1).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (п. 6).
Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (п. 5).
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются по формам согласно приложению 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ (п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно приложению № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ в подписном листе с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты в представительный орган муниципального образования избирателю необходимо указать сведения о фамилии, имени, отчестве, годе рождения избирателя, а также лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, адресе его места жительства, серии, номере паспорта или документа, заменяющего паспорт (п. 11, 12 ст. 37 Закона).
Аналогичные положения содержатся в ст. 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
Из материалов дела следует, что решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № назначены дополнительные выборы депутата Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шестопалов С.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу №.
Также решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо Ларкин Ю.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу №.
В поддержку выдвижения Ларкина Ю.П. в качестве кандидата по указанному одномандатному избирательному округу им в территориальную избирательную комиссию муниципального района <адрес> Республики Башкортостана предоставлен подписной лист от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения о кандидате, сведения об избирателях (14 лиц), лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.
Предоставленный Ларкиным Ю.П. подписной лист заполнен как на лицевой, так и оборотной стороне.
Вместе с тем, положения, допускающие при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах, утратились силу Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ.
То есть данные положения закона на день предоставления Ларкиным Ю.П. в избирательную комиссию подписных листов являлись не действующими.
Следовательно, все представленные Ларкиным Ю.П. подписи являются недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к указанному Федеральному закону.
Ссылку представителя административного ответчика на положения ч. 14 ст. 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, предусматривающие, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах, нельзя признать убедительной, поскольку они противоречат требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
По смыслу закона защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).
Кроме того, являются несостоятельными и утверждения заинтересованного лица Ларкина Ю.П. о том, что им предоставлялись подписные листы в двух вариантах, поскольку как представитель ответчика, так и сам заинтересованное лицо в судебном заседании подтвердили, что Ларкиным Ю.П. в избирательную комиссию подан подписной лист, выполненный на лицевой и оборотной стороне.
В силу пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ, признаются недействительными.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Ларкина Ю.П., в документах, представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации, подписного листа, соответствующей формы, что является основанием для отказа в регистрации кандидата согласно подпункту «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При таких обстоятельства, суд находит требования административного истца об отмене регистрации кандидата в депутаты Ларкина Ю.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Шестопалов С.С. к территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Признать незаконной и отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Ларкин Ю.П..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления через Давлекановский районный суд Республик Башкортостан.
Председательствующий В.Р. Галимзянов