Решение по делу № 2а-925/2020 от 05.08.2020

Дело № 2а-925/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г. Давлеканово

Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галимзянова В.Р.,

при секретаре Календаревой О.Д.,

с участием представителя административного истца Шестопалова С.С. – Савченко В.В.,

представителя административного ответчика – территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Шарова В.А.,

заинтересованного лица Ларкина Ю.П.,

прокурора Хусаинова Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шестопалов С.С. к территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Шестопалов С.С. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты Ларкина Ю.П.

Иск мотивирован тем, что решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу назначены дополнительные выборы депутата Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ на ДД.ММ.ГГГГ. Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу . Также решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Ларкин Ю.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу . Истец считает незаконным регистрацию кандидатом в депутаты Ларкина Ю.П., поскольку на момент регистрации кандидата предоставленные им подписные листы были неустановленной формы. Просит признать незаконной и отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному округу Ларкина Ю.П.

В судебном заседании представитель административного истца Савченко В.В. исковые требования поддержал, просил признать незаконным решением избирательной комиссии и отменить регистрацию кандидата в депутаты Ларкина Ю.П. Указал, что в предоставленном Ларкиным Ю.П. подписном листе имеются нарушения. Он выполнен на лицевой и оборотной стороне. Об этом также написано в примечании подписного листа.

Представитель административного ответчика Шаров В.А. с исковыми требованиями истца не согласился, пояснил, что регистрация кандидата произведена без нарушений, вопрос об отмене регистрации кандидата в депутаты Ларкина Ю.П. оставил на усмотрение суда. Подтвердил, что избирательной комиссией от кандидата Ларкина Ю.П. принят подписной лист, выполненный на лицевой и оборотной стороне.

Административный ответчик Ларкин Ю.П. с административным иском не согласился, суду пояснил, что требования закона он не нарушал. В избирательную комиссию он предоставлял подписные листы в двух вариантах. В комиссии сказали, что принятые листы являются правильными. Также подтвердил, что избирательной комиссией принят подписной лист, выполненный на лицевой и оборотной стороне.

Выслушав стороны, заключение прокурора Хусаинова Н.Р., полагавшего административный иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно чч. 1, 5 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор. Избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Посредством подлинно свободных демократических выборов, осуществляемых в демократическом правовом государстве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права – активное, т.е. право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и пассивное, т.е. право быть избранным в эти органы.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу пп. «в,д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых для регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (п. 1).

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (п. 6).

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (п. 5).

Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются по формам согласно приложению 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ (п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно приложению № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ в подписном листе с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты в представительный орган муниципального образования избирателю необходимо указать сведения о фамилии, имени, отчестве, годе рождения избирателя, а также лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, адресе его места жительства, серии, номере паспорта или документа, заменяющего паспорт (п. 11, 12 ст. 37 Закона).

Аналогичные положения содержатся в ст. 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.

Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.

Из материалов дела следует, что решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу назначены дополнительные выборы депутата Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шестопалов С.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу .

Также решением территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо Ларкин Ю.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ 28 созыва по одномандатному избирательному округу .

В поддержку выдвижения Ларкина Ю.П. в качестве кандидата по указанному одномандатному избирательному округу им в территориальную избирательную комиссию муниципального района <адрес> Республики Башкортостана предоставлен подписной лист от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения о кандидате, сведения об избирателях (14 лиц), лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.

Предоставленный Ларкиным Ю.П. подписной лист заполнен как на лицевой, так и оборотной стороне.

Вместе с тем, положения, допускающие при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах, утратились силу Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ.

То есть данные положения закона на день предоставления Ларкиным Ю.П. в избирательную комиссию подписных листов являлись не действующими.

Следовательно, все представленные Ларкиным Ю.П. подписи являются недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к указанному Федеральному закону.

Ссылку представителя административного ответчика на положения ч. 14 ст. 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, предусматривающие, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах, нельзя признать убедительной, поскольку они противоречат требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

По смыслу закона защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).

Кроме того, являются несостоятельными и утверждения заинтересованного лица Ларкина Ю.П. о том, что им предоставлялись подписные листы в двух вариантах, поскольку как представитель ответчика, так и сам заинтересованное лицо в судебном заседании подтвердили, что Ларкиным Ю.П. в избирательную комиссию подан подписной лист, выполненный на лицевой и оборотной стороне.

В силу пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ, признаются недействительными.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Ларкина Ю.П., в документах, представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации, подписного листа, соответствующей формы, что является основанием для отказа в регистрации кандидата согласно подпункту «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При таких обстоятельства, суд находит требования административного истца об отмене регистрации кандидата в депутаты Ларкина Ю.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Шестопалов С.С. к территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.

Признать незаконной и отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета сельского поселения Шестаевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Ларкин Ю.П..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления через Давлекановский районный суд Республик Башкортостан.

Председательствующий В.Р. Галимзянов

2а-925/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шестопалов Сергей Сергеевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия муниципального района Давлекановский район
Другие
Ларкин Юрий Петрович
Суд
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Галимзянов В. Р.
Дело на сайте суда
davlekanovsky.bkr.sudrf.ru
06.08.2020Регистрация административного искового заявления
06.08.2020Передача материалов судье
15.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2020Подготовка дела (собеседование)
29.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2020Судебное заседание
18.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее