Решение
Именем Российской Федерации
3 декабря 2015 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Комине А.А.,
с участием:
представителя ответчика администрации Хомутовского МО Чичигина Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2134/15 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к администрации Хомутовского муниципального образования, ООО «Южнобайкальское» о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации водоснабжения населения с.Хомутово по ул. Мичурина, ул. Кирова питьевой водой; необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «с.Хомутово ул. Мичурина», «с.Хомутово, ул.Кирова»; об обязании организовать водоснабжение населения д. Куда, (ул. Красноармейская) питьевой водой, обязании ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в с.Хомутово (ул. Мичурина, ул.Кирова) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до 1 июля 2016 года,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области ( далее Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) обратилось в суд с исковыми требованиями к администрации Хомутовского муниципального образования, ООО «Южнобайкальское» и с учетом требований, поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие Администрации Хомутовского муниципального образования - администрации сельского поселения, администрации Иркутского районного муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения .... ) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» и .... питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»; обязать Администрацию Хомутовского муниципального образования администрацию сельского поселения организовать водоснабжение населения .... питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» в срок до **/**/****; признать бездействие ООО «Южнобайкальское» незаконным в части необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «....», «....» требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»; обязать ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в ....) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до **/**/****.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области ведется мониторинг качества воды централизованного водоснабжения села Хомутово и нецентрализованного водоснабжения деревни ..... Отбор проб для исследования качества питьевой воды централизованного водоснабжения проводился в мониторинговой точке по адресу ...., в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в рамках административного расследования в точках по адресу: .... (производственная территория ремзавода), .... проб воды нецентрализованного водоснабжения производился в скважине д.Куда, ул.Красноармейская. По результатам лабораторных испытаний в мониторинговой точке отбора проб вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям: привкус (3 балла); мутность (по каолину 30,4±4,3 мг/дм3); жесткость общая (7,1±1,1 мг-экв/дм3); окисляемость перманганатная (8,0±0,8 мг/дм3); общие колиформные бактерии (40 КОЕ/100мл); термотолерантные колиформные бактерии (4 КОЕ/100 мл); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования» по показателям: железо (5,4±1,4 мг/дм3), марганец (0,64±0,10 мг/дм3), свинец (0,02±0,005 мг/дм3).
При анализе причин несоответствия качества питьевой воды требованиям гигиенических нормативов в разводящей сети по адресу .... установлено, что в данную мониторинговую точку вода поступает из водозаборных сооружений, расположенных по адресу: .... (производственная территория ремзавода). Данный источник водоснабжения обеспечивает питьевой водой 280 жителей ..... Водоподготовка и обеззараживание воды из указанной скважины не проводится.
По результатам лабораторных испытаний данного источника водоснабжения (протокол № от **/**/****) вода в точке «ООО «Южнобайкальское», источник водоснабжения - водонапорная башня, ...., территория производственной базы» не соответствовала п.3.1., п. 3.2., п. 3.5., п.3.4., п.3.4.1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по показателям «Марганец» - превышение величины допустимого уровня в 18,3 раз (без учета погрешности); в 15,6 раз (с учетом погрешности), «Железо»- превышение величины допустимого уровня в 5,4 раза (без учета погрешности); в 4,7 раза (с учетом погрешности), «Мутность» превышение допустимой величины установлено в 6,9 раз (без учета погрешности); в 6,1 раз (с учетом погрешности). По результатам лабораторных испытаний (протокол № от **/**/****) вода в месте отбора проб «перед распределительной сетью на производственной территории рембазы, .... (производственная территория ремзавода), ООО «Южнобайкальское», не соответствовала п.3.1., п. 3.2., п. 3.5., п.3.4., п.3.4.1.СанПиН 2.1.4.1074-04- «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: «Марганец» - превышение величины допустимого уровня в 7 раз (без учета погрешности); в 5,8 раз (с учетом погрешности), «Железо»- превышение величины допустимого уровня в 4 раза (без учета погрешности); в 3,4 раза (с учетом погрешности), «Мутность» превышение допустимой величины установлено в 5,6 раз (без учета погрешности); в 4,8 раз (с учетом погрешности).
Таким образом несоответствие качества питьевой воды в скважине-источнике централизованного водоснабжения, расположенного по адресу ...., отсутствие систем водоподготовки и обеззараживания воды перед поступлением в разводящую сеть являются причиной несоответствия качества питьевой воды в водопроводных сетях, в т.ч. по ул.Чапаева.
Источник водоснабжения по адресу .... используется для обеспечения централизованного водоснабжения средней образовательной школы (487 обучающихся). Водозаборные сооружения расположены на территории школы. Водоподготовка и обеззараживание воды из данной скважины не проводится. Холодная вода поступает из скважины на пищеблок школы. По результатам лабораторных испытаний (протокол № от **/**/****) вода в точке ...., не соответствовала п.3.1., п. 3.2., п. 3.5., п.3.4., п.3.4.1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»: по показателю «Мутность», установлено превышение величины допустимого уровня с учетом погрешности в 8,8 раз; по показателю «Марганец», установлено превышение величины допустимого уровня с учетом погрешности в 14,3 раза; по показателю «Железо», установлено превышение величины допустимого уровня с учетом погрешности в 6,7 раз.
По результатам лабораторных испытаний вода в мониторинговой точке по адресу .... не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям: мутность (по каолину 23,3 ±1,5 мг/дм3); общие колиформные бактерии (7,7 КОЕ/100мл); термотолерантные колиформные бактерии (7,7 КОЕ/ЮО мл); глюкозоположительные колиформные бактерии (5,0 КОЕ/ЮО мл), ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (1,3±0,4 мг/дм3), марганец (0,69±0,07,0мг/дм3), нитраты (60,3 ±9,0 мг/дм3). Источник нецентрализованного водоснабжения (....) обеспечивает питьевой водой 80 человек.
В нарушение п. 3, п. 4 ст. 18. Федерального закона № 52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в Хомутовском сельском поселении .... и .... не организованы, санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствуют; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В нарушение п. 5. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» не приняты меры по ограничению использования вышеуказанного водного объекта, который представляет опасность для здоровья населения:
употребление воды с превышением нормы содержания железа вызывает заболевания кожи и слизистых оболочек, крови, иммунной системы;
избыток марганца приводит к заболеваниям центральной нервной системы, болезням
крови;
повышенное содержание в воде нитратов оказывает влияние на состав крови (особенно у детей), являясь причиной метгемоглобинэмии и гипоксии органов и тканей;
употребление воды с превышением нормы содержания свинца является фактором риска развития злокачественных новообразований, заболеваний центрально нервной системы, болезней крови, оказывает негативное влияние на репродуктивную систему, вызывает нарушения развития.
наличие общих колиформных бактерий (ОКБ) и термотолерантных колиформных бактерий (ТКБ) указывает на повышенный риск развития инфекционных заболеваний, потенциальную опасность воды в эпидемическом отношении;
наличие глюкозоположительных колиформных бактерий (ГКБ) свидетельствует о наличии возбудителей инфекционных заболеваний в воде;
Повышенное содержание железа и марганца в воде также обусловливает ее неблагоприятные органолептические свойства: мутность, вяжущий привкус, желтоватую окраску воды.
В соответствии со ст. 19 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 4.1. СанПиН 2.1.4.1175-01 подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, т.е. качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарных правил.
Неудовлетворительное качество питьевой воды является причиной обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, в прокуратуру. В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области из прокуратуры Иркутского района (исх. №лн/15 от **/**/****) поступило обращение жителей .... по поводу некачественного водоснабжения. Жители жалуются, что «...воду пить невозможно, т.к. цвет воды ржавый, выделятся песок...». **/**/**** из Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступила копия коллективного обращения жителей ....А, в т.ч. по поводу неудовлетворительного качества воды: «Вода в доме отвратительного качества, рыжего цвета, после кипячения образуется белый осадок. Оплачиваем как качественный продукт. К питью данная вода непригодна, не соответствует санитарным нормам и требованиям, представляя угрозу жизни и здоровью взрослых и детей...».
В связи с вышеизложенным Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области информирован орган местного самоуправления - Администрация Хомутовского муниципального образования - администрация сельского поселения - направлено 11 уведомлений о неудовлетворительном качестве питьевой воды в мониторинговой точке, расположенной в .... (исх. № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****, № от **/**/****, № от **/**/**** год); 6 уведомлений о неудовлетворительном качестве питьевой воды в мониторинговой точке «....» (исх. № от 25.09.2013г.; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****, № от **/**/****, № от **/**/****).
Уведомления о неудовлетворительном качестве питьевой воды в населённых пунктах Хомутовского муниципального образования направлены в адрес администрации Иркутского районного муниципального образования - 6 уведомлений (исх. № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****; № от **/**/****.,№ от **/**/****; № от **/**/****) - копии прилагаются. Также информировано ООО «Южнобайкальское» (а также организация, осуществлявшая водоснабжение с.Хомутово до июля 2014 года - ООО «Облжилкомхоз»),
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до **/**/****. Также, с **/**/**** инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, утверждаются только при наличии схемы водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»). Проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями разрабатываются регулируемой организацией и подлежат согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в с.Хомутово ООО «Южнобайкальское» не разрабатывались и, соответственно, с Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области не согласовывались.
В соответствии с подпрограммой «Чистая вода» государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от **/**/**** №-пп, в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей установленным требованиям безопасности и безвредности, утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях
софинансирования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки" сточных вод и положение об отборе муниципальных образований Иркутской области в целях софинансирования из областного бюджета мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. В соответствии с утвержденным Положением об отборе муниципальных образований Иркутской области в целях софинансирования из областного бюджета мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, муниципальные образования должны подготовить заявку и необходимые документы (в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения) и направить в трех экземплярах организатору отбора (организатором отбора является ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области).
Информация о данной программе, все документы, письмо заместителя Министра жилищной политики и энергетики Иркутской области размещены на официальном сайте Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области.
Администрация Хомутовского муниципального образования - администрация сельского поселения не подавали заявку для получения софинансирования в рамках целевой программы «Чистая вода».
Таким образом, бездействие Администрация Хомутовского муниципального образования - администрация сельского поселения выражается в ненадлежащей организации обеспечения граждан доброкачественной питьевой водой, а ООО «Южнобайкальское» -выражается в необеспечении соответствия качества питьевой воды .... (производственная территория ремзавода ....), требованиям СанПиН 2.1.4.1174-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
В судебное заседание представитель истца, представитель ответчика ООО «Южнобайкальское» не явились; извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Хомутовского МО Чичигин Е.Н. исковые требования не признал и суду пояснил, что водонапорные башни по адресу ...., производственная территория ремзавода, .... являются муниципальной собственностью Иркутского районного муниципального образования и переданы во владение и пользование в ООО «Южнобайкальское» по концессионному соглашению от **/**/****., согласно п. 4.3. указанного соглашения концессионер (ООО «Южнобайкальское») обязан поддерживать объект Соглашения в технически пригодном и исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашению.
Скважина в .... длительное время была объектом бесхозяйного имущества; 11.08.2015г. указанная скважина стала собственностью Хомутовского МО. В настоящее время вода в скважине в .... является технической и используется для забора воды в целях пожаротушения. Население д. Куда оповещается о том, что данная вода не является питьевой и может использоваться только для технических нужд путем опубликования объявления на официальном сайте Хомутовского МО в сети интернет, в газете «Хомутовский вестник», объявление на информационных стендах и непосредственно в мониторинговой точке скважине по ..... В .... находится родник, вода в котором, согласно протоколу лабораторных испытаний о качестве питьевой воды, соответствует нормативным требованиям. В рамках исполнения полномочий, предусмотренных ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131- ФЗ, администрация совместно с инициативными гражданами, в рамках Федеральной программы «Устойчивое развитие села» в 2015 г, реализовала проект по благоустройству территории родника. Администрацией Хомутовского муниципального образования организовано водоснабжение населения д. Куда питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил.
Заслушав представителя ответчика- администрации Хомутовского МО, изучив и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к следующему.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 8 Федерального закона от **/**/**** N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 этого же Федерального закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 статьи 18 этого же Федерального закона указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с пунктом 1.15 названных санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В п. 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 3.4 указанного СанПиН безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3). В таблице 2 п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 указана допустимая концентрация железа, которая не должна превышать 0,3 мг/л, и нормативы по окисляемости перманганатной, которые не должны превышать 5,0 мг/л. Кроме того, в таблице 4 п. 3.5 СанПиН указаны нормативы по цветности, которые не должны превышать 20 градусов (норматив в 35 градусов может быть установлен по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В силу положений п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В силу ст. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО «Южнобайкальское» эксплуатирует водонапорную башню в .... (средняя образовательная школа), водонапорную башню в ...., производственная территория ремзавода, ...., на территории администрации Хомутовского муниципального образования в соответствии с концессионным соглашением от **/**/****, заключенным между КУМИ и ГП администрации Иркутского РМО и ООО «Южнобайкальское», согласно которому ответчик обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, осуществлять эксплуатацию объекта для производства бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечения работы канализационных систем; обязан поддерживать объект в технически пригодном и исправном состоянии; обязан использовать объекты соглашения в целях осуществления деятельности, указанной в п.1.1 соглашения.
Однако суд приходит к выводу, что ответчики ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по обеспечению населения водой надлежащего качества.
В нарушение ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ и в нарушение п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не разработаны; санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствуют; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
О несоответствии качества питьевой воды требованиям гигиенических нормативов свидетельствуют представленные в материалы дела протоколы лабораторных испытаний за период с 2011 года по настоящее время; представленные в материалы дела результаты лабораторных исследований являются допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими несоответствие качества питьевой воды нормируемым показателям; результаты лабораторных испытаний ответчиками не оспорены.
Таким образом, услуги по водоснабжению населения .... оказываются ненадлежащего качества, чем нарушены ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества».
Учитывая данное требование закона, суд считает, что администрация Хомутовского МО является надлежащим ответчиком, так как с её стороны не выполнены в полном объеме обязанности по организации водоснабжения, что подтверждается материалами дела.
ООО «Южнобайкальское» также является надлежащим ответчиком, поскольку в силу действующего договора концессионного соглашения от **/**/****, заключенным между КУМИ и ГП администрации Иркутского РМО и ООО «Южнобайкальское», согласно которому ответчик обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, осуществлять эксплуатацию объекта для производства бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечения работы канализационных систем; обязан поддерживать объект в технически пригодном и исправном состоянии; обязан использовать объекты соглашения в целях осуществления деятельности, указанной в п.1.1 соглашения.
Определить конкретные виды мероприятий, которые должны осуществить ответчики, суд не вправе, поскольку объем работы и план мероприятий ответчики должны разработать самостоятельно, не вмешивая в свою хозяйственную деятельность суд.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из анализа указанной нормы следует, что вина определяется через непринятие мер к надлежащему исполнению обязательства, что является характеристикой противоправного поведения в виде бездействия; бездействие ответчиков установлено.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.
При таких обстоятельствах необходимо удовлетворить исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации Хомутовского муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения .... ) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества»; признания бездействия ООО «Южнобайкальское» незаконным в части необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «....», «....» требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»; о возложении обязанности на ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в ....) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до **/**/****.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Хомутовского МО по ненадлежащей организации водоснабжения населения .... питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» и об обязании Администрации Хомутовского муниципального образования администрацию сельского поселения организовать водоснабжение населения ....) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» в срок до **/**/**** необходимо отказать, поскольку достоверно установлено, что в указанном месте вода в скважине является технической, и не является питьевой, о чем население извещено надлежащим образом, а население обеспечено питьевой водой из иного источника, в котором вода соответствует нормативным требованиям.
признать
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области удовлетворить частично: признать незаконным бездействие администрации Хомутовского муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения .... ) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества»;
признать незаконным бездействие ООО «Южнобайкальское» в части необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «....», «....» требованиям СанПиН 2.**/**/****-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
возложить обязанность на ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в ....) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до **/**/****.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Хомутовского МО по ненадлежащей организации водоснабжения населения ....) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» и об обязании Администрации Хомутовского муниципального образования администрацию сельского поселения организовать водоснабжение населения ....) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» в срок до **/**/****- отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Лозневая