Решение по делу № 2-2134/2015 от 10.06.2015

Решение

Именем Российской Федерации

3 декабря 2015 г.                                  г. Иркутск            

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: судьи Лозневой Н.В.,

при секретаре Комине А.А.,

с участием:

представителя ответчика администрации Хомутовского МО Чичигина Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2134/15 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к администрации Хомутовского муниципального образования, ООО «Южнобайкальское» о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации водоснабжения населения с.Хомутово по ул. Мичурина, ул. Кирова питьевой водой; необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «с.Хомутово ул. Мичурина», «с.Хомутово, ул.Кирова»; об обязании организовать водоснабжение населения д. Куда, (ул. Красноармейская) питьевой водой, обязании ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в с.Хомутово (ул. Мичурина, ул.Кирова) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до 1 июля 2016 года,

установил:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области ( далее Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) обратилось в суд с исковыми требованиями к администрации Хомутовского муниципального образования, ООО «Южнобайкальское» и с учетом требований, поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие Администрации Хомутовского муниципального образования - администрации сельского поселения, администрации Иркутского районного муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения .... ) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» и .... питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»; обязать Администрацию Хомутовского муниципального образования администрацию сельского поселения организовать водоснабжение населения .... питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» в срок до **/**/****; признать бездействие ООО «Южнобайкальское» незаконным в части необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «....», «....» требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»; обязать ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в ....) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до **/**/****.

    В обоснование исковых требований истец указал, что с 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области ведется мониторинг качества воды централизованного водоснабжения села Хомутово и нецентрализованного водоснабжения деревни ..... Отбор проб для исследования качества питьевой воды централизованного водоснабжения проводился в мониторинговой точке по адресу ...., в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в рамках административного расследования в точках по адресу: .... (производственная территория ремзавода), .... проб воды нецентрализованного водоснабжения производился в скважине д.Куда, ул.Красноармейская. По результатам лабораторных испытаний в мониторинговой точке отбора проб вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям: привкус (3 балла); мутность (по каолину 30,4±4,3 мг/дм3); жесткость общая (7,1±1,1 мг-экв/дм3); окисляемость перманганатная (8,0±0,8 мг/дм3); общие колиформные бактерии (40 КОЕ/100мл); термотолерантные колиформные бактерии (4 КОЕ/100 мл); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования» по показателям: железо (5,4±1,4 мг/дм3), марганец (0,64±0,10 мг/дм3), свинец (0,02±0,005 мг/дм3).

При анализе причин несоответствия качества питьевой воды требованиям гигиенических нормативов в разводящей сети по адресу .... установлено, что в данную мониторинговую точку вода поступает из водозаборных сооружений, расположенных по адресу: .... (производственная территория ремзавода). Данный источник водоснабжения обеспечивает питьевой водой 280 жителей ..... Водоподготовка и обеззараживание воды из указанной скважины не проводится.

По результатам лабораторных испытаний данного источника водоснабжения (протокол от **/**/****) вода в точке «ООО «Южнобайкальское», источник водоснабжения - водонапорная башня, ...., территория производственной базы» не соответствовала п.3.1., п. 3.2., п. 3.5., п.3.4., п.3.4.1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по показателям «Марганец» - превышение величины допустимого уровня в 18,3 раз (без учета погрешности); в 15,6 раз (с учетом погрешности), «Железо»- превышение величины допустимого уровня в 5,4 раза (без учета погрешности); в 4,7 раза (с учетом погрешности), «Мутность» превышение допустимой величины установлено в 6,9 раз (без учета погрешности); в 6,1 раз (с учетом погрешности). По результатам лабораторных испытаний (протокол от **/**/****) вода в месте отбора проб «перед распределительной сетью на производственной территории рембазы, .... (производственная территория ремзавода), ООО «Южнобайкальское», не соответствовала п.3.1., п. 3.2., п. 3.5., п.3.4., п.3.4.1.СанПиН 2.1.4.1074-04- «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: «Марганец» - превышение величины допустимого уровня в 7 раз (без учета погрешности); в 5,8 раз (с учетом погрешности), «Железо»- превышение величины допустимого уровня в 4 раза (без учета погрешности); в 3,4 раза (с учетом погрешности), «Мутность» превышение допустимой величины установлено в 5,6 раз (без учета погрешности); в 4,8 раз (с учетом погрешности).

Таким образом несоответствие качества питьевой воды в скважине-источнике централизованного водоснабжения, расположенного по адресу ...., отсутствие систем водоподготовки и обеззараживания воды перед поступлением в разводящую сеть являются причиной несоответствия качества питьевой воды в водопроводных сетях, в т.ч. по ул.Чапаева.

Источник водоснабжения по адресу .... используется для обеспечения централизованного водоснабжения средней образовательной школы (487 обучающихся). Водозаборные сооружения расположены на территории школы. Водоподготовка и обеззараживание воды из данной скважины не проводится. Холодная вода поступает из скважины на пищеблок школы. По результатам лабораторных испытаний (протокол от **/**/****) вода в точке ...., не соответствовала п.3.1., п. 3.2., п. 3.5., п.3.4., п.3.4.1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»: по показателю «Мутность», установлено превышение величины допустимого уровня с учетом погрешности в 8,8 раз; по показателю «Марганец», установлено превышение величины допустимого уровня с учетом погрешности в 14,3 раза; по показателю «Железо», установлено превышение величины допустимого уровня с учетом погрешности в 6,7 раз.

По результатам лабораторных испытаний вода в мониторинговой точке по адресу .... не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям: мутность (по каолину 23,3 ±1,5 мг/дм3); общие колиформные бактерии (7,7 КОЕ/100мл); термотолерантные колиформные бактерии (7,7 КОЕ/ЮО мл); глюкозоположительные колиформные бактерии (5,0 КОЕ/ЮО мл), ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (1,3±0,4 мг/дм3), марганец (0,69±0,07,0мг/дм3), нитраты (60,3 ±9,0 мг/дм3). Источник нецентрализованного водоснабжения (....) обеспечивает питьевой водой 80 человек.

В нарушение п. 3, п. 4 ст. 18. Федерального закона № 52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в Хомутовском сельском поселении .... и .... не организованы, санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствуют; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В нарушение п. 5. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» не приняты меры по ограничению использования вышеуказанного водного объекта, который представляет опасность для здоровья населения:

употребление воды с превышением нормы содержания железа вызывает заболевания кожи и слизистых оболочек, крови, иммунной системы;

избыток марганца приводит к заболеваниям центральной нервной системы, болезням

крови;

повышенное содержание в воде нитратов оказывает влияние на состав крови (особенно у детей), являясь причиной метгемоглобинэмии и гипоксии органов и тканей;

употребление воды с превышением нормы содержания свинца является фактором риска развития злокачественных новообразований, заболеваний центрально нервной системы, болезней крови, оказывает негативное влияние на репродуктивную систему, вызывает нарушения развития.

наличие общих колиформных бактерий (ОКБ) и термотолерантных колиформных бактерий (ТКБ) указывает на повышенный риск развития инфекционных заболеваний, потенциальную опасность воды в эпидемическом отношении;

наличие глюкозоположительных колиформных бактерий (ГКБ) свидетельствует о наличии возбудителей инфекционных заболеваний в воде;

Повышенное содержание железа и марганца в воде также обусловливает ее неблагоприятные органолептические свойства: мутность, вяжущий привкус, желтоватую окраску воды.

В соответствии со ст. 19 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 4.1. СанПиН 2.1.4.1175-01 подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, т.е. качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарных правил.

Неудовлетворительное качество питьевой воды является причиной обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, в прокуратуру. В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области из прокуратуры Иркутского района (исх. лн/15 от **/**/****) поступило обращение жителей .... по поводу некачественного водоснабжения. Жители жалуются, что «...воду пить невозможно, т.к. цвет воды ржавый, выделятся песок...». **/**/**** из Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступила копия коллективного обращения жителей ....А, в т.ч. по поводу неудовлетворительного качества воды: «Вода в доме отвратительного качества, рыжего цвета, после кипячения образуется белый осадок. Оплачиваем как качественный продукт. К питью данная вода непригодна, не соответствует санитарным нормам и требованиям, представляя угрозу жизни и здоровью взрослых и детей...».

В связи с вышеизложенным Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области информирован орган местного самоуправления - Администрация Хомутовского муниципального образования - администрация сельского поселения - направлено 11 уведомлений о неудовлетворительном качестве питьевой воды в мониторинговой точке, расположенной в .... (исх. от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****, от **/**/****, от **/**/**** год); 6 уведомлений о неудовлетворительном качестве питьевой воды в мониторинговой точке «....» (исх. от 25.09.2013г.; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****, от **/**/****, от **/**/****).

Уведомления о неудовлетворительном качестве питьевой воды в населённых пунктах Хомутовского муниципального образования направлены в адрес администрации Иркутского районного муниципального образования - 6 уведомлений (исх. от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****; от **/**/****., от **/**/****; от **/**/****) - копии прилагаются. Также информировано ООО «Южнобайкальское» (а также организация, осуществлявшая водоснабжение с.Хомутово до июля 2014 года - ООО «Облжилкомхоз»),

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до **/**/****. Также, с **/**/**** инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, утверждаются только при наличии схемы водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»). Проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями разрабатываются регулируемой организацией и подлежат согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в с.Хомутово ООО «Южнобайкальское» не разрабатывались и, соответственно, с Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области не согласовывались.

В соответствии с подпрограммой «Чистая вода» государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от **/**/**** -пп, в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей установленным требованиям безопасности и безвредности, утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях

софинансирования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки" сточных вод и положение об отборе муниципальных образований Иркутской области в целях софинансирования из областного бюджета мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. В соответствии с утвержденным Положением об отборе муниципальных образований Иркутской области в целях софинансирования из областного бюджета мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, муниципальные образования должны подготовить заявку и необходимые документы (в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения) и направить в трех экземплярах организатору отбора (организатором отбора является ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области).

Информация о данной программе, все документы, письмо заместителя Министра жилищной политики и энергетики Иркутской области размещены на официальном сайте Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области.    

Администрация Хомутовского муниципального образования - администрация сельского поселения не подавали заявку для получения софинансирования в рамках целевой программы «Чистая вода».

Таким образом, бездействие Администрация Хомутовского муниципального образования - администрация сельского поселения выражается в ненадлежащей организации обеспечения граждан доброкачественной питьевой водой, а ООО «Южнобайкальское» -выражается в необеспечении соответствия качества питьевой воды .... (производственная территория ремзавода ....), требованиям СанПиН 2.1.4.1174-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

В судебное заседание представитель истца, представитель ответчика ООО «Южнобайкальское» не явились; извещены надлежащим образом.

     Представитель ответчика администрации Хомутовского МО Чичигин Е.Н. исковые требования не признал и суду пояснил, что водонапорные башни по адресу ...., производственная территория ремзавода, .... являются муниципальной собственностью Иркутского районного муниципального образования и переданы во владение и пользование в ООО «Южнобайкальское» по концессионному соглашению от **/**/****., согласно п. 4.3. указанного соглашения концессионер (ООО «Южнобайкальское») обязан поддерживать объект Соглашения в технически пригодном и исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашению.

Скважина в .... длительное время была объектом бесхозяйного имущества; 11.08.2015г. указанная скважина стала собственностью Хомутовского МО. В настоящее время вода в скважине в .... является технической и используется для забора воды в целях пожаротушения. Население д. Куда оповещается о том, что данная вода не является питьевой и может использоваться только для технических нужд путем опубликования объявления на официальном сайте Хомутовского МО в сети интернет, в газете «Хомутовский вестник», объявление на информационных стендах и непосредственно в мониторинговой точке скважине по ..... В .... находится родник, вода в котором, согласно протоколу лабораторных испытаний о качестве питьевой воды, соответствует нормативным требованиям. В рамках исполнения полномочий, предусмотренных ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131- ФЗ, администрация совместно с инициативными гражданами, в рамках Федеральной программы «Устойчивое развитие села» в 2015 г, реализовала проект по благоустройству территории родника. Администрацией Хомутовского муниципального образования организовано водоснабжение населения д. Куда питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил.

Заслушав представителя ответчика- администрации Хомутовского МО, изучив и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к следующему.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

    Статьей 8 Федерального закона от **/**/**** N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

    Согласно п. 2 ст. 2 этого же Федерального закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

    Пункты 3 и 4 статьи 18 этого же Федерального закона указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с пунктом 1.15 названных санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

В соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В п. 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно пункту 3.4 указанного СанПиН безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3). В таблице 2 п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 указана допустимая концентрация железа, которая не должна превышать 0,3 мг/л, и нормативы по окисляемости перманганатной, которые не должны превышать 5,0 мг/л. Кроме того, в таблице 4 п. 3.5 СанПиН указаны нормативы по цветности, которые не должны превышать 20 градусов (норматив в 35 градусов может быть установлен по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).

    Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

    В силу положений п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В соответствии со ст. ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

    Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

    В силу ст. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

    Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО «Южнобайкальское» эксплуатирует водонапорную башню в .... (средняя образовательная школа), водонапорную башню в ...., производственная территория ремзавода, ...., на территории администрации Хомутовского муниципального образования в соответствии с концессионным соглашением от **/**/****, заключенным между КУМИ и ГП администрации Иркутского РМО и ООО «Южнобайкальское», согласно которому ответчик обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, осуществлять эксплуатацию объекта для производства бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечения работы канализационных систем; обязан поддерживать объект в технически пригодном и исправном состоянии; обязан использовать объекты соглашения в целях осуществления деятельности, указанной в п.1.1 соглашения.

Однако суд приходит к выводу, что ответчики ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по обеспечению населения водой надлежащего качества.

В нарушение ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ и в нарушение п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не разработаны; санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствуют; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

О несоответствии качества питьевой воды требованиям гигиенических нормативов свидетельствуют представленные в материалы дела протоколы лабораторных испытаний за период с 2011 года по настоящее время; представленные в материалы дела результаты лабораторных исследований являются допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими несоответствие качества питьевой воды нормируемым показателям; результаты лабораторных испытаний ответчиками не оспорены.

Таким образом, услуги по водоснабжению населения .... оказываются ненадлежащего качества, чем нарушены ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества».

Учитывая данное требование закона, суд считает, что администрация Хомутовского МО является надлежащим ответчиком, так как с её стороны не выполнены в полном объеме обязанности по организации водоснабжения, что подтверждается материалами дела.

ООО «Южнобайкальское» также является надлежащим ответчиком, поскольку в силу действующего договора концессионного соглашения от **/**/****, заключенным между КУМИ и ГП администрации Иркутского РМО и ООО «Южнобайкальское», согласно которому ответчик обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, осуществлять эксплуатацию объекта для производства бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечения работы канализационных систем; обязан поддерживать объект в технически пригодном и исправном состоянии; обязан использовать объекты соглашения в целях осуществления деятельности, указанной в п.1.1 соглашения.

Определить конкретные виды мероприятий, которые должны осуществить ответчики, суд не вправе, поскольку объем работы и план мероприятий ответчики должны разработать самостоятельно, не вмешивая в свою хозяйственную деятельность суд.

    В силу абзаца 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

    Из анализа указанной нормы следует, что вина определяется через непринятие мер к надлежащему исполнению обязательства, что является характеристикой противоправного поведения в виде бездействия; бездействие ответчиков установлено.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

    При таких обстоятельствах необходимо удовлетворить исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации Хомутовского муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения .... ) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества»; признания бездействия ООО «Южнобайкальское» незаконным в части необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «....», «....» требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»; о возложении обязанности на ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в ....) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до **/**/****.

    В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Хомутовского МО по ненадлежащей организации водоснабжения населения .... питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» и об обязании Администрации Хомутовского муниципального образования администрацию сельского поселения организовать водоснабжение населения ....) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» в срок до **/**/**** необходимо отказать, поскольку достоверно установлено, что в указанном месте вода в скважине является технической, и не является питьевой, о чем население извещено надлежащим образом, а население обеспечено питьевой водой из иного источника, в котором вода соответствует нормативным требованиям.

признать

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

    исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области удовлетворить частично: признать незаконным бездействие администрации Хомутовского муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения .... ) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества»;

признать незаконным бездействие ООО «Южнобайкальское» в части необеспечения соответствия качества питьевой воды по адресу «....», «....» требованиям СанПиН 2.**/**/****-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;

возложить обязанность на ООО «Южнобайкальское» обеспечить качество питьевой воды в ....) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» в срок до **/**/****.

    В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Хомутовского МО по ненадлежащей организации водоснабжения населения ....) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» и об обязании Администрации Хомутовского муниципального образования администрацию сельского поселения организовать водоснабжение населения ....) питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» в срок до **/**/****- отказать.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

    Судья                                         Н.В.Лозневая

2-2134/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по ИО
Ответчики
Администрация Х.М.
Администрация Хомутовского МО
ООО "Южнобайкальское"
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
10.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2015Передача материалов судье
11.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.08.2015Предварительное судебное заседание
31.08.2015Предварительное судебное заседание
11.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Судебное заседание
03.12.2015Судебное заседание
03.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее