КОПИЯ
70RS0003-01-2020-009854-23
Дело №2а-693/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Томск 28 января 2021 года
Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Перемитиной И.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Панкратьевой Н.П.,
с участием:
административного ответчика Овсянникова А.А.,
помощник судьи Марущенко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исковому заявлению ИФНС России по г. Томску к Овсянникову Андрею Александровичу о взыскании задолженности по уплате налога, пени,
установил:
ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с административным иском к Овсянникову А.А. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 21714 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 47,77 руб. за период с 05.03.2020 по 15.03.2020.
В обоснование требований указано, что Овсянников А.А. с 17.01.2008 по 09.11.2018 являлся собственником объекта недвижимости, ... в связи с чем был обязан уплачивать налог на имущество физических лиц. За 2016 год Овсянникову А.А. начислен налог на имущество физических лиц в отношении указанного объекта в размере 21761,77 руб., о необходимости уплаты которого 25.12.2019 было направлено налоговое уведомление. В установленный срок налог уплачен не был. В связи с неуплатой налога начислена пеня в размере 47,77 руб., административному ответчику направлено требование об уплате суммы налога и пени. Требование об уплате задолженности Овсянниковым А.А. не исполнено, судебный приказ о взыскании задолженности отменен по заявлению должника.
Административный истец ИФНС России по г. Томску, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, своего представителя в судебное заседание не направил.
На основании ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании административный ответчик Овсянников А.А. заявленные требования не признал, дополнительно пояснил, что административным истцом пропущен срок исковой давности.
Изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как установлено ст.ст.400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в частности на строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.409 НК РФ), которым признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Ст.52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 4 ст.57 НК РФ определено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как установлено п.п.2-3 ст.409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).
При этом в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование должно быть направлено налогоплательщику по общему правилу не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Положениями ст.75 НК РФ закреплено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Овсянников А.А. по состоянию на 2016 год являлся собственником объекта недвижимости - помещения, ...
В отношении данного помещения, налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 21714 руб.
25.12.2019 в личном кабинете налогоплательщика выставлено уведомление №90393686, в котором указано на необходимость уплатить сумму налога не позднее 04.03.2020.
Таким образом, Овсянников А.А. имел возможность своевременно исполнить обязанность по уплате налога.
Учитывая, что уведомление выставлено не позднее, чем за три налоговых периода (в декабре 2019 года могли быть выставлены уведомления за налоговые периоды 2016-2018), предшествующих календарному году его направления, доводы административного ответчика об истечении срока исковой давности суд находит несостоятельными.
Доказательств уплаты налога в установленный законом срок административным ответчиком не представлено.
При этом судом проверены доводы административного ответчика о том, что задолженность по налогу была взыскана с него судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании судебного приказа: истребованы соответствующие постановления судебного пристава, а также судебные приказы, из содержания которых следует, что ранее предъявленная ко взысканию в настоящее время задолженность с Овсянникова А.А. не взыскивалась, взыскивались задолженности по иным объектам и за иные периоды.
Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).
В силу п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Положениями ст.75 НК РФ закреплено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Административным истцом Овсянникову А.А. в личном кабинете налогоплательщика выставлено требование №49243 по состоянию на 16.03.2020, в котором указано на наличие задолженности: по налогу на имущество физических лиц в размере 21714 руб., пени в размере 47,77 руб., указано на необходимость погасить задолженность в срок до 22.04.2020.
В п.2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В связи с неуплатой налога и пени Овсянниковым А.А. административный истец 22.05.2020 обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Овсянникова А.А. задолженности за 2016 год и пени в общем размере 21761,77 руб.
Учитывая, что срок для добровольного исполнения требования об оплате недоимки административному ответчику был установлен до 22.04.2020, срок для обращения за судебным приказом административным истцом пропущен не был.
29.05.2020 мировым судьей судебного участка №8 Октябрьского судебного района г. Томска вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности с Овсянникова А.А., однако определением мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского судебного района г. Томска от 17.06.2020 судебный приказ отменен по заявлению должника.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принимая во внимание, что судебный приказ отменен определением мирового судьи от 17.06.2020, а с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в Октябрьский районный суд г. Томска 25.11.2020, что подтверждается отметкой на почтовом конверте, суд приходит к выводу, что сроки обращения за взысканием налоговой задолженности административным истцом не пропущены.
Как следует из административного искового заявления, на момент обращения в суд размер задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год составляет 21714 руб., а пени за период с 05.03.2020 по 15.03.2020 – 47,77 руб.
Доказательств уплаты указанных сумм суду не представлено, расчет налога и пени судом проверен и признан правильным, административным ответчиком не оспорен, равно как и не оспорена принадлежность ему имущества, являющегося объектом налогообложения.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имеется неисполненная обязанность по уплате налога за 2016 год и пени за 2020 год, в связи с чем административные исковые требования о взыскании с Овсянникова А.А. задолженности подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Как разъяснено в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из размера удовлетворенных судом требований, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход Муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 853 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 21761 ░░░░░ 77 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░:
- 21714 ░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░;
- 47 ░░░░░░ 77 ░░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 05.03.2020 ░░ 15.03.2020.
░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░)
░░░ 7021022569, ░░░ 701701001.
░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810900000010007.
░░░ 046902001.
░░░ ░░░░░ 69701000.
░░░ 18210601020041000110 – ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░,
░░░ 18210601020042100110 – ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 853 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.02.2021.
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░ «____» _____________ 20 __ ░░░░ |
░░░░░: /░░░░░░░/
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-693/2021 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░.