Судья Осколкова А.Н. УИД: 34RS0011-01-2021-009254-84
№ 2-183/2022 дело № 33-8236/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Марчукова А.В.,
судей: Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,
при секретаре: Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мороз С. В. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в стаж периода работы, по перерасчету размера страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Мороз С. В.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Мороз С. В..
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав истца Мороз С.В., представителя истца по устному ходатайству Шилыковскую Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> по доверенности Подлесных Е.А., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
истец Мороз С.В. обратилась с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в стаж периода работы, по перерасчету размера страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, размер которой составлял <.......>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости.
Из ответа ГУ – Центр ПФР № <...> по установлению пенсий в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение следует, что страховая пенсия по старости определена ответчиком на ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......>, без учета периода работы в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности повара ООО «Дорожно-строительный трест № <...>».
По мнению истца, произведенный ответчиком расчет пенсии является неверным.
Истец полагала, что с учетом указанного периода работы в районе Крайнего Севера и предоставленной уточняющей справки о работе, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, вправе требовать перерасчета пенсии.
На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение ГУ – Центр ПФР № <...> по установлению пенсий в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> возложить на ответчика обязанность по включению в страховой стаж период работы в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности повара ООО «Дорожно-строительный трест № <...>» в подразделении участка № <...>, произвести перерасчет страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мороз С.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что при разрешении возникшего спора судом неверно истолкованы нормы материального права и фактические обстоятельства дела. Полагает, что с учетом представленных ею письменных доказательств, она вправе требовать перерасчет страховой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из данного закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Раздела I «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости») периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, предметом обжалования в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд могут быть исключительно решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии.
Как следует из материалов дела, на основании решения ГУ – УПФР в г. Волжском Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, истцу Мороз С.В. была назначена страховая пенсия по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Полагая, что ответчиком неправильно определена продолжительность стажа и соответственно размер пенсии, истец обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении порядка подсчета стажа.
Обжалуемым истцом письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <...> ГУ – Центр ПФР № <...> по установлению пенсии в Волгоградской области истцу были даны разъяснения о порядке назначения пенсии, приведен расчет страховой пенсии по старости, разъяснено, что рассмотрены все возможные варианты исчисления заработка для исчисления пенсии по наиболее выгодному варианту.
Указаны периоды работы, включенные в стаж, а также сумма страховых взносов, поступивших за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом которых истцу была назначена пенсия, а также произведен ее перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ
Также истцу было сообщено, что в связи с тем, что она является получателем пенсии и осуществляет трудовую деятельность, на основании ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, выплата страховой пенсии производится ей без учета индексации. При этом дополнительные документы о стаже и заработной плате, которые могли бы послужить основанием для перерасчета пенсии, отсутствуют.
Разрешая заявленные требования в части признания незаконным ответа Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, суд правильно руководствовался п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и пришел к выводу о том, что оспариваемый письменный ответ является разъяснением информационного характера о порядке и условиях назначения досрочной страховой пенсии по старости, а не решением об отказе в назначении или перерасчете пенсии.
Фактически заявление истца было рассмотрено как обращение, ответ на которое дан с соблюдением требований и сроков, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В обжалуемом письме дана оценка пенсионных прав истца на основании п. 6 ч. 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», разъяснен порядок ее подсчета.
Само письмо пенсионные права истца не нарушает, так как носит исключительно информационный характер.
По мнению истца, представленная ею справка о стаже работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Дорожно-строительный трест № <...>» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, расположенном в районе Крайнего Севера, является основанием для перерасчета размера ранее назначенной пенсии.
Однако, спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел место после регистрации истца в системе персонифицированного учета (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, в силу вышеуказанных норм материального права, периоды трудовой деятельности после указанной даты подтверждаются исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из ИЛС истца, на дату назначения пенсии, в стаж работы в районах Крайнего Севера были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 09 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 17 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 10 месяцев 04 дня).
При этом, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах Крайнего Севера не включены, так как отсутствовали соответствующие сведения в индивидуальном персонифицированном учете.
В последующем в ИЛС истца были внесены дополнительные сведения о льготном стаже истца, в связи с чем, ответчиком самостоятельно производился перерасчет размера пенсии, что подтверждается актуальной выпиской из ИЛС и обжалуемым письменным ответом.
В материалах пенсионного дела истца (копия которого приобщена в дело) находится справка ООО «Дорожно-строительный трест № <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, работодателем был подтвержден стаж истца по состоянию на дату ее выдачи.
В этой связи, при назначении истцу страховой пенсии по старости ответчиком были учтены сведения работодателя и уплаченные им страховые взносы.
Из пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что перерасчет размера пенсии истца неоднократно производился с учетом поступающих от работодателя сведений о характере работы истца, отраженных в выписке из ИЛС застрахованного лица.
При обращении с иском в суд, вновь представленная истцом в материалы гражданского дела справка работодателя от ДД.ММ.ГГГГ о продолжительности работы в районах Крайнего Севера по ДД.ММ.ГГГГ включительно, предметом проверки при оценке пенсионных прав истца не являлась.
Таким образом, изначально размер пенсии был определен ответчиком с учетом фактически имевшей место продолжительности специального стажа, отраженного в выписке из ИЛС застрахованного лица и подтвержденного работодателем, с последующим перерасчетом размера пенсии ввиду поступления дополнительных сведений об уплате страховых взносов.
В этой связи, суд правильно пришел к выводу о необоснованности требований истца в части признания незаконным письменного ответа ГУ – Центр ПФР № <...> по установлению пенсий в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, возложении на ответчика обязанности по включению в страховой стаж периода работы в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности повара ООО «Дорожно-строительный трест № <...>» в подразделении участка № <...>.
Более того, часть подтвержденных работодателем периодов была включена ответчиком в специальный стаж истца в бесспорном порядке, с учетом предоставленных сведений о характере работы истца.
Отказывая в иске о возложении на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, суд правильно указал, что в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, оценка пенсионных прав граждан за период трудовой деятельности до ДД.ММ.ГГГГ может производиться по п. 3 ст. 30 данного закона, с учетом фактического трудового стажа плюс по 1 % от указанной суммы за каждый полный год сверх требуемых 25 лет (для мужчин), но не более 20 % и уровня среднего заработка, ограниченного предельной величиной 1,2 (без ограничения расчетного размера пенсии каким-либо максимальным размером), а также по п. 4 данной статьи с учетом общего стажа и индексированного среднемесячного заработка, но с ограничением расчетной пенсии максимальным размером <.......> плюс по 1 % от указанной суммы за каждый полный год сверх требуемых 25 лет (для мужчин), но не более 20 %.
Вместе с тем, как указано в представленном ответчиком расчете, оформленном в виде возражений на уточненные исковые требования, размер пенсии истца при назначении ее по п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ составит <.......> копеек, в то время как размер назначенной истцу пенсии по п. 3 ст. 30 данного закона, составляет <.......>, то есть ответчиком определен размер пенсии истца по наиболее выгодному варианту, а удовлетворение требований истца в указанной части приведет к ухудшению ее прав в области пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в иске, являются несостоятельными, так как из копии пенсионного дела истца следует, что обращения с заявлениями о включении спорного периода работы в специальный стаж имели место до назначения пенсии.
С соответствующим заявлением о перерасчете размера пенсии по установленной форме с представлением дополнительных доказательств (в виде справки от ДД.ММ.ГГГГ) свидетельствующих о наличии оснований для перерасчета размера пенсии, истец не обращалась.
Оспариваемый истцом письменный ответ решением об отказе в перерасчете пенсии не является и носит разъяснительный характер о порядке начисления и размере назначенной пенсии.
Вместе с тем, наличие в распоряжении истца дополнительных сведений о продолжительности Северного стажа по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также отражение соответствующих сведений в актуальной выписке из ИЛС застрахованного лица, является основанием для перерасчета размера ранее назначенной пенсии.
Данное право подлежит реализации путем обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением по установленной форме, с предоставлением справки.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Мороз С. В. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в стаж периода работы, по перерасчету размера страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу Мороз С. В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: