...
УИД 89RS0005-01-2022-001546-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.
при секретаре судебного заседания Глазуновой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1007/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью «Интек» о признании бездействия незаконным,
установил:
Административный истец ООО «Интек» обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ноябрьску УФССП по ЯНАО Гайнетдиновой О.Г. и врио начальника ОСП по г.Ноябрьску УФССП по ЯНАО Волкова Д.М. В обоснование требований указано, что на исполнении в ОСП по г.Ноябрьску находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Патракеева А.М. о взыскании задолженности в размере 54681 рубль 05 копеек. В ходе исполнения установлено, что за должником зарегистрирован автомобиль ... года выпуска. 24 декабря 2021 года ОСП по г.Ноябрьску получено заявление взыскателя о розыске зарегистрированных за должником транспортных средств. До настоящего времени в адрес взыскателя не поступило постановлений об удовлетворении поданного ходатайства либо об отказе в таком удовлетворении, хотя решение должно было быть принято в трехдневный срок. В связи с отсутствием ответа взыскатель подал жалобу на действия судебного пристава-исполнителя на имя руководителя ОСП, в которой просил провести проверку, принять меры дисциплинарного воздействия, обязать судебного пристава-исполнителя рассмотреть заявление о розыске, направить взыскателю копию постановления, поставить исполнительное производство на контроль. Жалоба получена 11 февраля 2022 года, но ответа на нее в трехдневный срок также не получено. В связи с указанным просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нерассмотрении заявления о розыске в период с 27 декабря 2021 по 15 марта 2022 года; признать незаконным бездействие руководителя ОСП, выразившееся в неорганизации работы подразделения судебных приставов в период с 17 декабря 2021 по 15 марта 2022 года, неосуществлении в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности в период с 27 декабря 2021 по 15 марта 2022 года, нерассмотрении поданной в порядке подчиненности жалобы в период с 14 февраля по 15 марта 2022 года; обязать ВРИО начальника ОСП по г.Няобрьску УФССП по ЯНАО Волкова Д.М. в течение 3 дней с момента вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения путем дачи судебному приставу-исполнителю поручение о рассмотрении заявления о розыске и направлении взыскателю копии постановления по результатам такого рассмотрения.
Участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Административным истцом заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивает. Административным ответчиком УФССП России по ЯНАО представлены письменные возражения по существу иска. Административные ответчики Гайнетдинова О.Г. и Волков Д.М. поддержали изложенное в письменном отзыве, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили в суд подлинное исполнительное производство. Заинтересованное лицо о причинах неявки не уведомил.
С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, исследовав материалы дела и исполнительного производства, приходит к следующему:
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно ст.5 и 14 этого же федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
22 июля 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 судебного района Ноябрьского городского суда выдан судебный приказ № о взыскании с Патракеева А.М. в пользу ООО «Интек» задолженности по заключенному с ...» договору потребительского займа № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 46038 рублей 73 копейки, неустойки (пени) за период с 15 февраля 2019 по 22 июня 2020 года в размере 8323 рубля 19 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в размере 915 рублей 43 копейки, всего 55277 рублей 35 копеек.
Впоследствии взыскатель предъявил исполнительный документ для принудительного исполнения в ОСП по г.Ноябрьску УФССП по ЯНАО.
23 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, сторонами которого являлись должник – заинтересованное лицо Патракеев А.М. и взыскатель – административный истец ООО «Интек», предмет взыскания – задолженность по договору займа в размере 55277 рублей 35 копеек.
В соответствии со ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства в том числе устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения. При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что судебный приказ с указанным выше номером поступил в ОСП по <адрес> УФССП по ЯНАО впервые. Следовательно, судебный пристав-исполнитель законно и обоснованно установил должнику пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда (п.2 постановления).
Согласно ч.1 ст.12 и ст.13 Федерального закона «О судебных приставах» от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ, в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предписывает исполнение судебным приставом-исполнителем содержащихся в исполнительном документе требований в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статьей 64 того же Федерального закона установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства; запрашивать необходимые сведения; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполни-тельного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В случаях, установленных ст.65 того же Федерального закона, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск имущества должника при условии, что совершенные им иные исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника, или его имущества.
Материалами дела с достоверностью подтверждается, что уже 23-25 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем в целях проверки имущественного положения должника направлены запросы в государственные органы с целью получения сведений о зарегистрированных на имя должника автомототранспортных средствах и выданном ему паспорте, месте его регистрации, счетах в банках, источниках дохода, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, запрошены сведения из Росреестра.
На запрос, направленный в ГИБДД, поступил ответ о наличии зарегистрированного за должником транспортного средства – автомобиля Грейт Волл 2012 года выпуска.
С 3 февраля 2021 года исполнительное производство находится у судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ноябрьску УФССП по ЯНАО Гайнетдиновой О.Г.
24 декабря 2021 года в ОСП по г.Няобрьску УФССП поступило заявление взыскателя о розыске вышеуказанного имущества должника. О принятых по заявлению мерах взыскатель просил уведомить его письменно по адресу: <адрес>
Как указано взыскателем, до настоящего времени ответ на заявление в форме постановления об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайства им не получен, заявление в установленный срок не рассмотрено. При этом административный истец ссылается на положения ст.65 Закона об исполнительном производстве.
Согласно указанной норме постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска (ч.6). Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения (ч.9).
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства (п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» от 17 ноября 2015 года № 50).
Однако таких обстоятельств по делу не установлено. Напротив, из материалов подлинного исполнительного производства усматривается, что 27 декабря 2021 года, то есть в установленный законом трехдневный срок, судебным приставом-исполнителем Гайнетдиновой О.Г. вынесено постановление № об отказе в объявлении розыска указанного взыскателем автомобиля.
В представленном суду стороной административного ответчика списке почтовых отправлений (реестре простой корреспонденции) от 28 декабря 2021 года под № значится исходящий № на имя ООО «Интек», адрес полностью совпадает с указанным в заявлении о розыске. Список содержит отметку почтового отделения о принятии корреспонденции к отправке и штамп с датой такого принятия – 29 декабря 2021 года.
Таким образом, требования закона о рассмотрении заявления взыскателя о розыске указанного в этом заявлении имущества должника и направлении копии постановления взыскателю судебным приставом-исполнителем Гайнетдиновой О.Г. выполнены в полном объеме, незаконного бездействия в данной части ею не допущено. Просрочка направления копии постановления на 1 день крайне незначительна и нарушения ничьих, включая заявителя, прав и законных интересов не повлекла. Факт неполучения почтового отправления взыскателем не может быть поставлен в вину судебному приставу-исполнителю.
21 февраля 2022 года (вх.73/СП/2022) в ОСП по г.Ноябрьску УФССП по ЯНАО поступила адресованная руководителю жалоба взыскателя на бездействие судебного пристава-исполнителя Гайнетдиновой О.Г. с указанием на нерассмотрение заявления о розыске имущества должника, в котором заявитель просил провести служебную проверку по данному факту, принять к судебному приставу-исполнителю меры дисциплинарного воздействия, обязать ее рассмотреть заявление о розыске и направить взыскателю копию постановления, а также поставить исполнительное производство на контроль.
Жалоба не содержала требований о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными, в связи с чем была принята к рассмотрению как обычное обращение.
Согласно ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав (ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации») возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения, организует работу этого подразделения, издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При этом под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Заявлением признается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (ст.4 того же Федерального закона).
Обязанность по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения обеспечивается государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, дающими письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ст.10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Совокупность приведенных выше положений нормативно-правовых актов свидетельствует о наличии у старшего судебного пристава субъекта и руководителя подразделения службы судебных приставов-исполнителей полномочий по передаче поступивших заявлений граждан на рассмотрение подчиненным им должностным лицам, в том числе судебным приставам-исполнителям.
В ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что должностным лицом, которому было адресовано заявление административного истца, а именно врио начальника – старшим судебным приставом ОСП по г.Ноябрьску УФССП по ЯНАО, заявление было передано на рассмотрение конкретному судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится исполнительно производство – Гайнетдиновой О.Г., установлен срок подготовки ответа – 7 марта 2022 года.
В указанную дату Гайнетдиновой О.Г. подготовлен ответ № взыскателю, в ответе содержалась информация обо всех предпринятых по исполнительному производству мерах, вынесении 27 декабря 2021 года постановления об отказе в удовлетворении заявления о розыске имущества должника и направлении его копии в адрес взыскателя. Помимо этого исчерпывающим образом разъяснено право взыскателя на ознакомление с данными исполнительного производства, приложена копия постановления от 27 декабря 2021 года.
В списке почтовых отправлений (реестре простой корреспонденции) от 11 марта 2022 года под № значится исходящий № на имя ООО «Интек», адрес полностью совпадает с указанным в жалобе. Список содержит отметку почтового отделения о принятии корреспонденции к отправке и штамп с датой такого принятия – 16 марта 2022 года.
Таким образом, требования закона о рассмотрении жалобы взыскателя, хоть и с просрочкой, но выполнены, незаконного бездействия в данной части ею не допущено, просрочка направления ответа нарушения прав и законных интересов взыскателя также не повлекла. Факт неполучения почтового отправления взыскателем не может быть поставлен в вину судебному приставу-исполнителю.
Вне зависимости от того, в каком порядке был рассмотрен документ, зарегистрированный в ОСП по г.Ноябрьску УФССП по ЯНАО 21 февраля 2022 года, ответ заявителю на него подготовлен и направлен. Оснований полагать, что административные ответчики незаконно бездействовали, нарушая права и законные интересы взыскателя, в данном случае не имеется. Кроме того, изложенные в жалобе обстоятельства не соответствовали действительности.
Доказательств ненадлежащей организации руководителем ОСП по г.Ноябрьску работу подразделения, неосуществления им контроля в ходе судебного разбирательства не добыто.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного иска не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
...