Дело №2-315/2023
58RS0031-01-2023-000055-57
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бессоновка 29 мая 2023 года
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Гусаровой Е.В.,
с участием представителя истца АО «Пензенская горэлектросеть» Каракозовой Е.Н., действующей на основании доверенности от 27.02.2023 №,
при секретаре Михотиной И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску АО «Пензенская горэлектросеть» к Журавлевой Наталье Геннадьевне о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,
УСТАНОВИЛ:
АО «Пензенская горэлектросеть» обратилось в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:
04 октября 2018 года между ЗАО «Пензенская горэлектросеть» и Журавлевой Н.Г. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №.
В соответствии с п.1 договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя - энергопринимающее устройство жилого дома с максимальной мощностью 24кВт по третьей категории надежности. Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения энергопринимающего устройства жилого дома кадастровый номер № в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
В соответствии с п.5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Договор № от 04 октября 2018 года поступил в ЗАО «ПГЭС» 12 октября 2018 года, соответственно, мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены в срок до 12 февраля 2019 года. Сетевая организация в установленный срок выполнила мероприятия, предусмотренные техническими условиями и необходимые для осуществления технологического присоединения объекта заявителя.
Письмом исх. № от 12 декабря 2018 года Журавлева Н.Г. была уведомлена о готовности сетевой организации осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств ответчика.
Журавлева Н.Г. в нарушение п.5.8 договора не обратилась в адрес истца с уведомлением о готовности ее энергопринимающих устройств к осуществлению технологического присоединения в установленный договором срок и не предприняла каких-либо действий, свидетельствующих о ее заинтересованности в исполнении договора об осуществлении технологического присоединения. Срок выданных ответчику технических условий № от 28.09.2018 истек 28.09.2020.
Просили суд расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от 04.10.2018, взыскать с Журавлевой Н.Г. в свою пользу сумму госпошлины в размере 6000 рублей.
Представитель АО «Пензенская горэлектросеть» Каракозова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Указала, что согласна на рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Ответчик Журавлева Н.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.
В соответствии с требованиями ст.233 ГПК РФ, а также с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика Журавлевой Н.Г., которая надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав доказательства, находящиеся в материалах дела, и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующему:
22 февраля 2023 года ЗАО «Пензенская горэлектросеть» изменило свое наименование на Акционерное общество «Пензенская горэлектросеть».
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (здесь и далее - в редакции от 21 декабря 2018 года (далее - Правила присоединения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 в соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и устанавливают порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу пункта 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Подпунктом «г» пункта 25 (1) Правил присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 данных правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Судом установлено, что 04 октября 2018 года между ЗАО «Пензенская горэлектросеть» и Журавлевой Н.Г. был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (л.д.<данные изъяты>).
Согласно п.1 договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – энергопринимающее устройство жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 24 (кВт), категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,38 (кВ), максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 15 кВт.
Согласно п.2 договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома с кадастровым номером №, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № <адрес>.
Технические условия № от 28 сентября 2018 года являются неотъемлемой частью договора (п.4 договора).
Срок мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца со дня заключения договора (п.5 договора). Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Договор № от 04 октября 2018 года поступил в ЗАО «ПГЭС» 12 октября 2018 года, о чем имеется соответствующий штамп на договоре.
В силу п.16 договора нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда.
В силу п.8 заявитель обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Договор был подписан и сторонами не оспаривался.
Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям № от 04 октября 2018 года сетевая организация осуществляет: обеспечение точки технологического присоединения на границе земельного участка заявителя со строительством ЛЭП-0,4 кВ расчетного сечения от РУ-0,4 кВ. ТП-4114; разработку проектной документации по мероприятиям, осуществляемым ЗАО «ПГЭС»; отключение существующего ввода от ВЛ-0,4 кВ ТП-4114 (совместно с заявителем) после выполнения мероприятий, предусмотренных данными техническими условиями; включение в установленные законом сроки электроустановки заявителя после выполнения всех мероприятий, предусмотренных данными техническими условиями (л.д.13).
Срок действия технических условий составляет два года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В судебном заседании установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что истец в установленный договором срок выполнил мероприятия, предусмотренные техническими условиями № от 04 октября 2018 года.
Письмом от 12 декабря 2018 года № Журавлева Н.Г. уведомлена о готовности выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающего устройства жилого дома с кадастровым номером №, расположенныогов границах земельного участка с кадастровым номером № <адрес>. В письме изложена просьба о необходимости предоставления Журавлевой Н.Г. информации о текущем состоянии объекта. В случае его готовности к подаче напряжения ей необходимо предъявить энергопринимающее устройство для осмотра сетевой организации. В случае, если объект не готов к фактическому присоединению и подаче напряжения, просили сообщить о планируемом сроке окончания выполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями № от 28 сентября 2018 года (л.д.<данные изъяты>).
В связи с длительным неисполнением Журавлевой Н.Г. условий договора № от 04 октября 2018 года и истечением срока действия технических условий № от 28 сентября 2018 года истцом в адрес ответчика было направлено заказным письмом с уведомлением соглашение о расторжении договора, однако конверт вернулся отправителю по истечению срока хранения (л.д.<данные изъяты>).
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Суд признает нарушение договора со стороны Журавлевой Н.Г. существенным, поскольку она не обратилась к истцу с уведомлением о готовности ее энергопринимающих устройств к осуществлению технологического присоединения в установленный договором срок и не предприняла никаких действий по исполнению возложенных на нее обязанностей договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №
В соответствии со ст.452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Истцом соблюден досудебный порядок расторжения договора, предусмотренный ст. 452 ГК РФ, что подтверждается письменным уведомлением (л.д.15).
При таких обстоятельствах суд считает необходимым расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от 04.10.2018, заключенный между ЗАО «Пензенская горэлектросеть» и ответчиком Журавлевой Н.Г.
В соответствии со ст. 453 ГК РФ в случае расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 6000 руб., уплаченной истцом при подаче искового заявления в суд. Факт уплаты истцом госпошлины в сумме 6000 руб. при подаче искового заявления в суд подтверждается платежным поручением (л.д.4).
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск АО «Пензенская горэлектросеть» к Журавлевой Наталье Геннадьевне о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям удовлетворить.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЗАО «Пензенская горэлектросеть» и ответчиком Журавлевой Натальей Геннадьевной.
Взыскать с Журавлевой Натальи Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в пользу АО «Пензенская горэлектросеть» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шести тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2023 года
Судья Е.В. Гусарова