Дело № 2-1902/2025
УИД: 29RS0014-01-2025-001028-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 03 марта 2025 года
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Тучиной Ю.А.
при секретаре Кудрявцевой О.И.,
с участием представителя истца Поповой С.В., представителя ответчика Старовойтова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мащенко Л. В. к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Мащенко Л.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указала, что с <Дата> является инвалидом 1 группы (инвалид-колясочник) бессрочно. С 03 января 1992 года истец зарегистрирован и проживает по адресу: ... (далее – Квартира, Жилое помещение). 23 июля 2011 года между истцом и ответчиком был подписан договор социального найма Квартиры <№> с указанием в качестве членов семьи Мащенко В.В. (зарегистрирована в Квартире с 15 марта 1994 года) Квартира имеет общую площадь 62,5 кв.м, состоит из трех комнат. В соответствии с заключением от 24 января 2019 года № 2-2/2017-08-29, а также с актом № 2 от 29 августа 2017 года, отсутствует возможность приспособления Квартиры и общего имущества многоквартирного дома условиям доступности для инвалидов. На основании заключения межведомственной комиссии от 12 марта 2019 года № 94, распоряжением Администрации от 29 марта 2019 года № 903р Квартира признана непригодной для проживания инвалида Мащенко Л.В. и членов ее семьи. Распоряжением Администрации от 01 сентября 2023 года № 4999р многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, а Квартира – непригодной для проживания. Мащенко Л.В. и ее дочь Мащенко В.В. признаны малоимущей семьей, поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. На момент обращения в суд иное жилое помещение истцу не предоставлено. На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию предоставить ей на состав семьи из двух человек, включая Мащенко В. В., во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 62,5 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания инвалида-колясочника в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 649 от 09 июля 2016 года «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Попова С.В. исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представить ответчика Старовойтов А.В. с исковыми требованиями не согласился, полагал обращение истца в суд преждевременным. Право на предоставление жилого помещения Мащенко Л.В. с учетом члена ее семьи не оспаривал. Также указал, что требование о соответствии предоставляемого помещения Постановлению Правительства РФ № 649 от 09 июля 2016 года не подлежит разрешению в рамках настоящего дела.
Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище, которое может быть реализовано, в том числе, путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. ст. 15, 17 Федерального закона № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).
В соответствии с п. 11 Положения, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.
На основании п. 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мащенко Л.В. является инвалидом 1 группы, использует для передвижения кресло-коляску.
Мащенко Л.В. зарегистрирована и постоянно проживает в Квартире с 13 января 1992 года, членом ее семьи является Мащенко В.В. (дочь), которая зарегистрирована в Квартире с 29 марта 1994 года.
Договор социального найма в отношении Квартиры заключен 23 июля 2011 года.
Квартира состоит из трех комнат общей площадью 62,5 кв. м, в том числе жилой площадью 43,1 кв. м.
В соответствии с заключением комиссии № 2-2/2017-08-29 от 24 января 2019 года «Об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида», а также заключением межведомственной комиссии № 94 от 12 марта 2019 года «Об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Жилое помещение не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации № 649 от 09 июля 2016 года «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Распоряжением Администрации от 29 марта 2019 года № 903р Жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида Мащенко Л.В. и членов его семьи.
Распоряжением Администрации от 01 сентября 2023 года № 4999р многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, а Квартира – непригодной для проживания.
Семья Мащенко Л.В имеет статус малоимущей семьи (свидетельство <№> от 2 августа 2024 года).
Распоряжением Администрации от 16 августа 2024 года № 4751р Мащенко Л.В. составом семьи два человека, включая Мащенко В.В., принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещении, предоставляемых по договорам социального найма и принята на внеочередной учет нуждающихся в таких помещениях.
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской, Мащенко Л.В. не предоставлено.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона № 181-ФЗ, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50) (далее - Закон № 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (данная позиция отражена также и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2016), утвержденной президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 года).
Администрация не обращалась к субъекту Российской Федерации за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Мащенко Л.В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в силу того, что является инвалидом 1 группы, использует для передвижения кресло-коляску, проживает в жилом помещении, непригодном для проживания инвалида, ее семья признана малоимущей, состоит на внеочередном учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Следовательно, подлежат удовлетворению исковые требования о предоставлении К. жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания инвалида-колясочника, отвечающего требованиям Постановления Правительства Российской Федерации № 649 от 09 июля 2016 года «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Оснований для установления срока предоставления жилого помещения суд не усматривает, поскольку из анализа норм ЖК РФ следует, что жилым помещением истец должен был быть обеспечен непосредственно после возникновения обстоятельств для его предоставления.
Законодательство не предусматривает какие-либо условия, отлагающие реализацию лицом права на реализацию жилищных гарантий в виде обеспечения жилым помещением.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Администрация является органом местного самоуправления и от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░ 2901065991) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <№>) ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 62,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ № 649 ░░ 09 ░░░░ 2016 ░░░░ «░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2025 ░░░░