77RS0002-02-2024-013689-50
Дело № 2-1741/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2024 года г. Красный Сулин, Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Галагановой О.В.,
при секретаре Никитиной У.П.,
c участием помощника Красносулинского городского прокурора Ростовской области Потехина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги", об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном мосту через суходол на 1105 км перегона «Сулин-Лесостепь», суд,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Ростовской дистанции инженерных сооружений Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном мосту через суходол на 1105 км перегона Сулин-Лесостепь, а именно:
- реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортами объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной
безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
обеспечить силами обеспечения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа в целях обеспечения транспортной безопасности при уровне безопасности №;
- ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности "объекта транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных средств.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Ростовской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия, в ходе которых выявлены нарушения исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности Ростовской дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее ПЧ ИССО), подлежащие устранению.
Надзорными мероприятиями установлено, что для защиты вышеуказанного железнодорожного моста привлечена стрелковая команда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» для охраны ОТИ в режиме патрулирования, однако в нарушение пп. «г» и. 5, пп. «б» п. 10 Требований № 1635 подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов не образованы и (или) не привлечены для защиты ОТИ, патрулирование и осмотр ОТИ силами подразделения транспортной безопасности не реже одного раза в 2 часа не обеспечено.
Более того, на железнодорожном мосту через суходол на 1105 км перегона Сулин-Ле со степь не обеспечена реализация пн. «а» п. 9 Требований № 1635 в части ограничения доступа физических лиц и материальных объектов вне установленных мест прохода, а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям ввиду отсутствия технических средств обеспечения транспортной безопасности или иных инженерных средств.
Выявленные нарушения послужили основанием для внесения 27.05.2024 представления в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». По результатам рассмотрения представление удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Принятыми мерами прокурорского реагирования нарушения не устранены.
Представитель истца по поручения помощник Красносулинского городского прокурора Потехин А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует отчет об отслеживании заказного почтового отправления АО «Почта России».
Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Целями обеспечения транспортной безопасности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности в числе прочего являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий, о чем свидетельствует принцип непрерывности, установленный ст. 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ).
Во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № 1635).
В силу абзаца 4 Требований № 1635 документ является обязательным для исполнения СТИ.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.02.2024 № 44 на территории Ростовской области введен 2 уровень безопасности, предусматривающий усиление мер по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства.
На основании пп. «е» п. 5 Требований № 1635 СТИ обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом ОТИ, для эксплуатируемых ОТИ - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры
Согласно пп. «г» п. 5 Требований № 1635 СТИ обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Как следует из пп. «б» п. 10 Требований № 1635 СТИ в отношении ОТИ при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, установленным в п. 5 Требований № 1635, обязан обеспечить силами обеспечения транспортной" безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа.
В целях защиты вышеуказанного ОТИ и организации объектового режима необходимо привлечь подразделение транспортной безопасности, обеспеченное переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ).
Согласно п.п. 2, 8 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227 (далее - Правила), настоящие правила включают в себя, в том числе, порядок проведения наблюдения и собеседования.
Наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - наблюдение и (или) собеседовайие) направлены на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, а также на обнаружение транспортных средств и иных материальных объектов, которые могли быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства.
По результатам наблюдения и (или) собеседования принимается решение о проведении дополнительного досмотра с составлением акта о принятом решении.
В соответствии с и. 11 Правил, в ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования осуществляются мероприятия по выявлению лиц, не имеющих правовых оснований для прохода и (или) перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть.
Следует отметить, что наблюдение и собеседование не требует использования и применения технических средств, а подразделения транспортной безопасности обязаны их проводить, поскольку данные мероприятия являются неотъемлемой частью обеспечения транспортной безопасности при возможном проникновении физических лиц в зону транспортной безопасности в целях совершения актов незаконного вмешательства, а также проноса предметов и веществ, запрещенных к свободному обороту.
Как установлено судом, и следует из материалов дела ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении расположенного на поднадзорной Ростовской транспортной прокуратуре территории железнодорожного моста через суходол на 1105 км перегона Сулин-Лесостепь внесен Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр ОТИ, не подлежащих категорированию, под реестровым номером ЖМН <данные изъяты>. Паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ утвержден 01.11.2022.
Надзорными мероприятиями установлено, что для защиты вышеуказанного железнодорожного моста привлечена стрелковая команда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» для охраны ОТИ в режиме патрулирования, однако в нарушение пп. «г» и. 5, пп. «б» п. 10 Требований № 1635 подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов не образованы и (или) не привлечены для защиты ОТИ, патрулирование и осмотр ОТИ силами подразделения транспортной безопасности не реже одного раза в 2 часа не обеспечено.
На железнодорожном мосту через суходол на 1105 км перегона Сулин-Лесостепь не обеспечена реализация пн. «а» п. 9 Требований № в части ограничения доступа физических лиц и материальных объектов вне установленных мест прохода, а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям ввиду отсутствия технических средств обеспечения транспортной безопасности или иных инженерных средств.
Выявленные нарушения послужили основанием для внесения 27.05.2024 представления в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». По результатам рассмотрения представление удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Суд соглашается с мнением истца о том, что выявленные нарушения свидетельствуют о необеспечении защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов названного объекта транспортной инфраструктуры, что создает угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что меры по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства осуществляются в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» по мере выделения финансирования, суд считает возможным установить срок для добровольного исполнения решения суда – три месяца со дня выступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░: 7708503727, ░░░░ 1037739877295) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1105 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ (░░░) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 2;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25.11.2024░.