Дело № 2-1551/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Камышин 27 июля 2015 года
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Суворина А.В.,
при секретаре Стребковой Е.С.,
с участием:
помощника Камышинского городского прокурора Куренкова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Камышинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к выполнению мероприятий в сфере охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к выполнению мероприятий в сфере охраны окружающей среды, указав в обосновании требований, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения ответчиком природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории сельского поселения установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией не разработан паспорт опасных отходов, что нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, а также на надлежащее выполнение обязанности юридических лиц по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к богатству.
Просит суд обязать администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу составить паспорт отходов I-IV классов опасности и направить в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области, расположенное по адресу: 400001, .....
В судебном заседании помощник Камышинского городского прокурора требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить.
В судебное заседание представитель администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствии, требования прокурора признал в полном объеме.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании положений статьи 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьями 3, 4, частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, почвы, поверхностные и подземные воды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и т.д. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 34 Закон N 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 1 статьи 39 Закона № 7- ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 2 статьи 39 Закона № 7- ФЗ установлена обязанность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. В соответствии с этими положениями на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В силу ст. 1 указанного Закона паспортом отходов является документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с отходами (ст. 14 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV класса опасности (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 4 Правил паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Пунктом 6 Правил установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения ответчиком природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории сельского поселения установлено, что от деятельности администрации образуются отходы 4 класса опасности в виде хозяйственных-бытовых стоков, мусора бытового, смёта с территории, при этом паспорт опасных отходов ответчиком не разработан.
Указанное нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, а также на надлежащее выполнение обязанности юридических лиц по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к богатству.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
Согласно ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда, может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку требование истца являются законными и не противоречат действующему законодательству.
В связи с тем, что ответчиком не оформлен паспорт на опасные отходы, и не представлен в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ...., суд приходит к выводу о возложении на администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района обязанность устранения данных нарушений требований природоохранного законодательства.
Реализуя требования ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает месячный срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение.
Данный срок является разумным, обоснованным и достаточным для
оформления паспорта на опасные отходы, и представления его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по .....
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Камышинского городского прокурора Волгоградской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к выполнению мероприятий в сфере охраны окружающей среды удовлетворить.
Обязать администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу составить паспорт отходов I-IV классов опасности и направить в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области расположенное по адресу: 400001, .....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Суворин