РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2013 года г.Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Бородавко М.А., с участием представителя истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея – Ивахно М.В., представителя администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района – Пегиной Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к Администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района об обязанности Администрации Дядьковского сельского поселения Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...>, а также после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...>
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязанности Администрации Дядьковского сельского поселения Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...> а также после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...> ссылаясь на то, что согласно его обращения, от Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора <...> была получена информация о размещении на территории Дядьковского сельского поселения Кореновского района на земельном участке сельскохозяйственного назначения под кадастровым номером <...>, площадью 2.0 га расположена свалка твердых бытовых отходов. В ходе осмотра земельного участка площадью 4 га кадастровый номер <...> место положения установлено <...> собственником (пользователем) данного земельного участка является Администрация Дядьковского сельского поселения, Кореновского района. Этот земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 4 га кадастровый номер <...> место положения установлено <...>, используется Администрацией Дядьковского сельского поселения в качестве места хранения и складирования отходов производства и потребления. По этому факту был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении главы Дядьковского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края.
В результате размещения полигона для хранения отходов производства и потребления, был выявлен факт порчи земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га кадастровый номер <...> в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе и на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии
решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектной и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Также в соответствии со ст. 12 ЗК РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В свою очередь, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Статьей 13 ЗК РФ закреплены обязанности проведения мероприятий по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв,
своевременному вовлечению земель в оборот;
-сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и
принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием
способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле
как природному объекту;
-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
-не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия
почв на землях соответствующих категорий;
-выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Часть 1 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле в. как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 г. № 1136), рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно- оздоровительных целей.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Общими положениями ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды № 7- ФЗ орт 10.01.2002 г. предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земельных участков.
Согласно п.4 Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 года об утверждении «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения должен представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый агроландшафт. Ухудшение плодородного и потенциально- плодородного слоев почвы оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, не представляется возможным использовать данный земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Не проведенные в соответствии с проектом рекультивации работы по восстановлению плодородного слоя повлекут существенное нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Права неопределенного круг лиц - граждан Российской Федерации-населения Кореновского района Краснодарского края, проживающего в районе незаконно организованного полигона для хранения отходов производства и потребления, а также лицам временно находящимся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право на свободное передвижение), то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно, нарушены по причине негативного воздействия на земли, которые в соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на территории Краснодарского края является Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Согласно порядка компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установленному ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика
обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 года № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».
Таким образом, поскольку действиями Администрации причинен вред окружающей природной среде, необходимо проведение комплекса работ по рекультивации нарушенных земель.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии с приказом Минсельхоза России п.8.7 № 171 «О типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 13.06.2006 года в полномочия Управления входит предъявление исков на возмещение ущерба в установленной сфере деятельности.
Незаконные действия Администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края повлекли существенное нарушение конституционных прав граждан на благоприятную природную среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам возникающим из экологических и иных правонарушений. Просил суд удовлетворить его исковые требования.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своих исковых требований и просил суд удовлетворить их.
Представитель ответчика администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в настоящее время согласно кадастровой выписке о земельном участке, под кадастровым номером <...>, земельный участок площадью 2га +\- 1237 кв.м. переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов – администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района, в связи с чем, истец не вправе обращаться в суд с данным иском, поскольку его требования в соответствии с его компетенцией распространяются только на земли сельхозназначения, которыми в настоящее время спорный земельный участок используемый ранее под свалку бытовых отходов не является. Это является основанием для отказа истцу в удовлетворении его исковых требований.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, по следующим основаниям.
Как было установлено в суде, земельный участок площадью 2га +\- 1237 кв.м (а не 4 га, как указывает истец), под кадастровым номером <...>, использовался в качестве места расположения свалки ТБО, и ранее относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, в настоящее время этот земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов – администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района, что подтверждается представленными ответчиком документами.
Суд считает необходимым согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истец не вправе обращаться в суд с данным исковым заявлением, поскольку юрисдикция истца распространяется только на природоохранную деятельность в отношении категории земель сельскохозяйственного назначения, к которым спорный земельный участок уже не относится.
В связи с этим, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к Администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района об обязанности Администрации Дядьковского сельского поселения Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 га с кадастровым номером <...> место положения установлено относительно <...>, а также после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 30-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кореновского районного суда С.И.Швецов