Решение по делу № 2-279/2013 от 05.02.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2013 года                                 г.Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Бородавко М.А., с участием представителя истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея – Ивахно М.В., представителя администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района – Пегиной Н.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к Администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района об обязанности Администрации Дядьковского сельского поселения Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...>, а также после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...>

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязанности Администрации Дядьковского сельского поселения Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...> а также после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...> ссылаясь на то, что согласно его обращения, от Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора <...> была получена информация о размещении на территории Дядьковского сельского поселения Кореновского района на земельном участке сельскохозяйственного назначения под кадастровым номером <...>, площадью 2.0 га расположена свалка твердых бытовых отходов. В ходе осмотра земельного участка площадью 4 га кадастровый номер <...> место положения установлено <...> собственником (пользователем) данного земельного участка является Администрация Дядьковского сельского поселения, Кореновского района. Этот земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 4 га кадастровый номер <...> место положения установлено <...>, используется Администрацией Дядьковского сельского поселения в качестве места хранения и складирования отходов производства и потребления. По этому факту был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении главы Дядьковского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края.

    В результате размещения полигона для хранения отходов производства и потребления, был выявлен факт порчи земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га кадастровый номер <...> в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

    В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе и на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии
решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектной и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

    Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

    В соответствии со ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

    Также в соответствии со ст. 12 ЗК РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В свою очередь, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Статьей 13 ЗК РФ закреплены обязанности проведения мероприятий по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации;

-    рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв,
своевременному вовлечению земель в оборот;

-сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

    В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

-    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и
принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием
способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле
как природному объекту;

-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

-не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия
почв на землях соответствующих категорий;

-выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

    Часть 1 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

    Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле в. как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

    Согласно Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 г. № 1136), рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно- оздоровительных целей.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

    Общими положениями ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды № 7- ФЗ орт 10.01.2002 г. предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земельных участков.

    Согласно п.4 Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 года об утверждении «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).     Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

    Земельный участок сельскохозяйственного назначения должен представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый агроландшафт. Ухудшение плодородного и потенциально- плодородного слоев почвы оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, не представляется возможным использовать данный земельный участок в соответствии с его целевым назначением.

    Не проведенные в соответствии с проектом рекультивации работы по восстановлению плодородного слоя повлекут существенное нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

    Права неопределенного круг лиц - граждан Российской Федерации-населения Кореновского района Краснодарского края, проживающего в районе незаконно организованного полигона для хранения отходов производства и потребления, а также лицам временно находящимся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право на свободное передвижение), то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно, нарушены по причине негативного воздействия на земли, которые в соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

    В соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на территории Краснодарского края является Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

    Согласно порядка компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установленному ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика

обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

    Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 года № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

    Таким образом, поскольку действиями Администрации причинен вред окружающей природной среде, необходимо проведение комплекса работ по рекультивации нарушенных земель.

    В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

    В соответствии с приказом Минсельхоза России п.8.7 № 171 «О типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 13.06.2006 года в полномочия Управления входит предъявление исков на возмещение ущерба в установленной сфере деятельности.

    Незаконные действия Администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края повлекли существенное нарушение конституционных прав граждан на благоприятную природную среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам возникающим из экологических и иных правонарушений. Просил суд удовлетворить его исковые требования.

    В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своих исковых требований и просил суд удовлетворить их.

Представитель ответчика администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в настоящее время согласно кадастровой выписке о земельном участке, под кадастровым номером <...>, земельный участок площадью 2га +\- 1237 кв.м. переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов – администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района, в связи с чем, истец не вправе обращаться в суд с данным иском, поскольку его требования в соответствии с его компетенцией распространяются только на земли сельхозназначения, которыми в настоящее время спорный земельный участок используемый ранее под свалку бытовых отходов не является. Это является основанием для отказа истцу в удовлетворении его исковых требований.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, по следующим основаниям.

    Как было установлено в суде, земельный участок площадью 2га +\- 1237 кв.м (а не 4 га, как указывает истец), под кадастровым номером <...>, использовался в качестве места расположения свалки ТБО, и ранее относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.

    Однако, в настоящее время этот земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов – администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района, что подтверждается представленными ответчиком документами.

    Суд считает необходимым согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истец не вправе обращаться в суд с данным исковым заявлением, поскольку юрисдикция истца распространяется только на природоохранную деятельность в отношении категории земель сельскохозяйственного назначения, к которым спорный земельный участок уже не относится.

     В связи с этим, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении его требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к Администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района об обязанности Администрации Дядьковского сельского поселения Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 га с кадастровым номером <...> место положения установлено относительно <...>, а также после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 га с кадастровым номером <...> место положения установлено <...> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 30-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья    Кореновского районного суда                     С.И.Швецов

2-279/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральная служба по ветеринарному надзору
Ответчики
администрация с\п
Суд
Кореновский районный суд Краснодарского края
Судья
Швецов Сергей Игоревич
Дело на странице суда
korenovsk.krd.sudrf.ru
05.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2013Передача материалов судье
07.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2013Подготовка дела (собеседование)
21.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2013Судебное заседание
25.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2013Дело оформлено
23.04.2013Дело передано в архив
20.03.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее