ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-17453/2016
город Уфа 5 сентября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ..., ГАУ Республики Башкортостан ... о возложении обязанности разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации) земельного участка, произвести рекультивацию земельного участка
по апелляционной жалобе ГАУ Республики Башкортостан ... на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ... об обязании разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации) земельного участка, произвести рекультивацию земельного участка, произвести рекультивацию земельного участка. В обоснование заявленных требований указано, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления филиала ООО ... Деятельностью филиала ООО ...» является добыча сланцевых пород, дробление их на различные фракции и реализация потребителям. В дата года на основании письма ГБУ РБ ... от дата предприятием произведена засыпка оврага в квартале ... Сосновского участкового лесничества с использованием ... куб.м. сланцевого щебня - вторичный отсев, который является отходом и относится к 5 классу опасности для окружающей природной среды.
Просил суд обязать ООО ... разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести рекультивацию земельного участка государственного лесного фонда, расположенного в квартале ... Сосновского участкового лесничества ГБУ РБ ..., на который предприятием завезено ... куб.м. сланцевого щебня вторичный - отсев, установив срок для разработки проекта рекультивации 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 6 июля 2015 года в удовлетворении требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата решение суда оставлено без изменения, апелляционное представление Башкирского природоохранного межрайонного прокурора – без удовлетворения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от дата решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 6 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При новом рассмотрении Башкирский природоохранный межрайонный прокурор требования уточнил, просил обязать солидарно ООО ... и ГАУ РБ ... разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести рекультивацию земельного участка государственного лесного фонда, расположенного в квартале, ... Сосновского участкового лесничества ГБУ РБ ..., на который предприятием завезено ... куб.м. сланцевого щебня вторичный - отсев, установив срок для разработки проекта рекультивации 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2016 года исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворены частично: на ГАУ Республики Башкортостан «... возложена обязанность разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести рекультивацию земельного участка государственного лесного фонда, расположенного в квартале ... Сосновского участкового лесничества ГБУ Республики Башкортостан ..., на который завезено ... куб.м, сланцевого щебня вторичный – отсев; установлен срок для разработки проекта рекультивации 3 месяца со дня вступления решения в законную силу; в удовлетворении заявленных требований к ООО ... отказано.
В апелляционной жалобе ГАУ РБ ... просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение по делу, которым обязать ООО ... разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести рекультивацию земельного участка государственного лесного фонда расположенного в квартале ... Сосновского участкового лесничества ГБУ РБ ... на который завезено ... куб. м. сланцевого щебня вторичный – отсев; установив срок для разработки проекта рекультивации 3 месяца со дня вступления решения в законную силу. Ссылается на то, что судом в ходе судебного заседания и до вынесения решения по ГАУ РБ ... не было направленно процессуальных решений о смене ответчика, в связи с чем ГАУ РБ ... не было реализовано право на самозащиту.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Выслушав объяснения помощника Башкирского природоохранного прокурора РБ – ФИО4, представителя ООО ... - ФИО5, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, дата помощником Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан ФИО4, заместителем начальника территориального отдела по Белорецкому лесничеству - "Белорецкое лесничество" ФИО6, председателем Белорецкого территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО7, в присутствии главы Администрации сельского поселения Сосновский сельсовет ФИО8, директора филиала ООО ... г. Белорецк ФИО9 проведена проверка по факту обращения жителей адрес. По итогам проверки составлен акт осмотра территории, согласно которому отходы производства и потребления с территории с.Сосновка вывозятся на сельскую свалку ТБО. Свалка не огорожена, обвалована, высота обваловки около 2-х метров. Имеет место незначительный разнос отходов к востоку от территории, прилегающей к свалке. Прилегающая территория относится к землям гослесфонда. Для изоляции мусора и предотвращения его разноса применяется сланцевый щебень вторичный (отсев) филиала ООО ... г.Белорецк. К северу от дороги на свалку ТБО территория отсыпана мелкодисперсным веществом черного цвета. По сведениям представителя лесничества данное вещество является сланцевым щебнем вторичным (отсевом) филиала ООО "... г.Белорецк. Отсыпанный участок находится на землях государственного лесного фонда квартал ... выдел ... Сосновского участкового лесничества ГБУ РБ ..., имеет трапециевидную форму с сужением в сторону от свалки. Размер отсыпанного участка ... м (ширина у дороги на свалку) х ... (ширина участка вглубь от дороги). По сведениям специалистов Белорецкого лесничества, по их обращениям указанным щебнем был засыпан овраг, образовавшийся после дождей и природных паводков, который с годами расширялся, углублялся, представлял угрозу для проезда автотранспорта и прогона скота. Работы по его засыпке предотвратили дальнейшее увеличение оврага, работы по отсыпке не закончены. В результате прохождения паводковых и ливневых вод часть материала, которым засыпан овраг, вымылась на сенокосную поляну, зачернив площадь около ... га.
В ходе указанной проверки Белорецким подразделением Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля были отобраны пробы вещества, которым отсыпана обследуемая территория.
Из представленного истцом надзорного производства №... следует, что по результатам исследования пробы отходов ООО ... на месте его складирования недалеко от села Сосновка Белорецкого района Республики Башкортостан соответствуют ... классу опасности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что указанные отходы выгружены ООО ... в связи с производственной необходимостью и на безвозмездной основе по просьбе руководителя ГБУ РБ ... что подтверждается письмом №... от дата.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя БелорецкогоТК Министерства природопользования и экологии РБ ФИО7 №... от дата директор филиала ООО ... ФИО10 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. ... КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований накоплений и ином обращении с отходами производства и потребления, и подвергнут административному штрафу в размере ... руб.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории).
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
В соответствии с п.п.1,2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об кране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в ведра и на почву.
Согласно пп.6,7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 года) "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ст. 4.1 названного Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пунктам 2 и 7 статьи 12 указанного Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 51 Лесного кодекса РФ, пункту 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, не допускается загрязнение лесов каким-либо промышленными и бытовыми отходами, в том числе отнесенными к V классу опасности.
В соответствии с подп. 1,4,6 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ч.2 ст. 4 Лесного кодекса РФ) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 19 Лесного кодекса РФ).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе организацию использования лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях (ч.1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений" полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого - разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Порядок проведения рекультивации земель установлен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды России N525, Роскомзема N67 от 22 декабря 1995 года, которые действуют в части, не противоречащей
действующему законодательству.
Согласно пункту 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других должны подов.
Как следует из приложения № 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67, рекультивация земель -комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяиственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно пункту 4 Основных положений о рекультивации земель, рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяиственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В силу пункта 5 Основных положений о рекультивации земель, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов
Согласно пункту 6 Основных положений о рекультивации земель, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
В силу положений пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза проектной документации объектов проводится только в случае размещения и обезвреживания отходов I - V класса опасности.
Оценивая представленный проект лесовосстановления на весну 2016 года, составленный лесничим Сосновского участкового лесничества ГБУ РБ «Белорецкое лесничество», согласно которому предполагается высадка саженцев деревьев на спорном лесном участке с учетом его засыпки, суд обоснованно не принял его в качестве надлежащего доказательства проведения ответчиками работ по рекультивации, поскольку представленный акт не отвечает требованиям, предъявляемым к разработке проектов рекультивации, в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года и не может являться основанием для проведения работ по рекультивации на его основе.
Доказательств, свидетельствующих о наличии экологической экспертизы проекта лесовосстановления на весну 2016 года, составленного лесничим Сосновского участкового лесничества ГБУ РБ «Белорецкое лесничество», в материалы дела не было представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению с возложением обязанности в силу ст. 13 Земельного кодекса РФ на ГАУ РБ «Белорецкий лесхоз» (ГБУ «Белорецкое лесничество») разработать проект восстановительных работ с рекультивацией земельного участка. В удовлетворении исковых требований к ООО «Завод СтройМинерал» судом первой инстанции было правомерно отказано, поскольку указанное юридическое лицо не занималось на указанном земельном участке разработкой месторождений полезных ископаемых и торфа, не проводило строительных, геолого - разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также не складировало свои отходы.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласна, поскольку выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом при разрешении настоящего дела процессуальных норм, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку судом в адрес ГАУ РБ ... по месту нахождения: адрес, было направлено заказным письмом с уведомлением извещение о судебном заседании, назначенном на дата, к которому прилагались копия уточненного искового заявления.
Указанная корреспонденция получена ответчиком дата, в связи с чем оснований полагать процессуальные права ГАУ РБ ... нарушенными судебная коллегия не усматривает.
В остальном доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст. 327- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГАУ Республики Башкортостан ... без удовлетворения.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи: Александрова Н.А.
Троценко Ю.Ю.
Справка: судья Псянчин А.В.