Решение по делу № 2-5791/2023 от 13.07.2023

Дело № 2-5791/2023 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2023 год                                    г. Щёлково Московской области

Щёлковским городским судом Московской области в составе председательствующего судьи Фомичева А.А., при секретаре судебного заседания Качала З.М., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой ФИО10, Кинденова ФИО9 к Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, признание права собственности и исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

Уточнив исковые требования истцы Соловьева ФИО11, Кинденов ФИО12 обратились в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, признание права собственности, исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером

Свои требования истцы основывают на том, что решением Исполнительного комитета Щёлковского городского Совета народных депутатов Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены земельные фонды под коллективное садоводство общей площадью 832,2 га, из земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий Щёлковского района, согласно приложению.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден земельный фонд под коллективное садоводство и передан администрации города Фрязино площадью 13,2 га (пункт 2 Постановления).

Согласно Протокола отвода земельного участка от года, на основании Постановления Главы администрации Щёлковского района от ДД.ММ.ГГГГ, землеустроитель института Центргипрозем произвел отвод в натуре земельного участка на площадь 9,77 га С\т «Лира». Отвод произведен при участии представителей от следующих землепользователей: Щёлковский учебно-опытный Лесхоз, колхоз имени Ленина. Акт выбора земельного участка под коллективное садоводство согласован всеми уполномоченным органами.

Постановлением Главы администрации города Фрязино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ закреплен земельный участок площадью 13,2 га, расположенный на землях Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<данные изъяты>, за С/т «Лира» по фактическому пользованию (пункт 1 Постановления). Обязать правление С/т «Лира» оформить и выполнить в натуре отвод земельного участка, представить в Горкомзем г. Фрязино копии землеотводных документов, утвержденные списки членов садоводческого товарищества и зарегистрированный устав Товарищества.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы отвода земельного участка С/т «Лира» площадью 9,77 га по фактическому пользованию (пункт 1 Постановления).

Пунктом 3 указанного Постановления указано, Райкомзему выдать документы, удостоверяющие право пользования земельным участком под коллективное садоводство и внести изменения в земельно-учетную документацию.

На основании данного постановления выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серия .

Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под коллективное садоводство, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

При обращении СНТ «Лира» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление), письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, так как по мнению Управления, передача в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно земельных участков «для коллективного садоводства» противоречит действующему законодательству.

Также, СНТ «Лира» было подано заявление в Администрацию Щёлковского муниципального района Московской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Щёлковского муниципального района было отказано СНТ «Лира» предварительном согласовании предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в собственность и в утверждении схемы расположения, так как местонахождение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка , категория земель – земли лесного фонда.

Председателем СНТ «Лира» ДД.ММ.ГГГГ исх. в адрес председателя Комитета лесного хозяйства было направлено письмо с просьбой изменить границы лесного хозяйства, что позволит садоводам оформить кадастровый учет и право собственности на земельные участки. Данное письмо принято Председателем Комитета лесного хозяйства на личном приеме.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими документами или правоудостовряющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель определяется в соответствии, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»).

Истцы являются членами СНТ «Лира» и за ними закреплены земельные участки, за Соловьевой В.Е. закреплен земельный участок площадью 485 кв.м.; за Кинденовым Д.С. закреплен земельный участок площадью 656 кв.м. Все членские и целевые взносы выплачены, споров по границам земельных участков нет.

Соловьева В.Е. пользуется и владеет земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за Соловьевой ФИО13 закреплен участок площадью 485 кв.м., которая являются членом СНТ «Лира». При обращении в администрацию г.о. Щелково с целью предварительного согласования предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграниченная, был дан отказ, так как испрашиваемый земельный участок имеет пересечения с землями лесного фонда.

Согласно пункта 4 протокола от ДД.ММ.ГГГГ за Кинденовой Т.И. закреплен земельный участок площадью 656 кв.м., являющийся членом товарищества с 2009 года. Указанный земельный участок передан в пользование сыну Кинденову Д.С., согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в администрацию Щелковского городского округа Московской области с заявлениями о «Предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» был дан отказ.

Исходя из вышеизложенного, оформить земельные участки в собственность Истцам, равно как и исправить реестровую ошибку и установить границы принадлежащих истцам земельных участков, в досудебном порядке не представляется возможным.

Истцы в судебное заседание не явились; ответчик и третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора своих представителей не направили, извещены телеграммами.

Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, с учетом заключения эксперта, суд приходит к следующим выводам.

Объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (статья 6 и пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).

Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ, земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ, государственный учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п. 10 ст. 22 вышеуказанного федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 ФЗ 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Согласно статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.

В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истцы являются членами СНТ «Лира» и за ними закреплены земельные участки: за Соловьевой В.Е. закреплен земельный участок площадью 485 кв.м., за Кинденовым Д.С. закреплен земельный участок площадью 656 кв.м.

Решением Исполнительного комитета Щёлковского городского Совета народных депутатов Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены земельные фонды под коллективное садоводство общей площадью 832,2 га, из земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий Щёлковского района, согласно приложению.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден земельный фонд общей площадью 13,2 га за счёт земель Щёлковского учебно-опытного лесхоза <данные изъяты>) – 12,9 га – и земель колхоза им. Ленина – 0,3 га по фактическому пользованию и передан администрации <адрес> для последующего его распределения между организациями и предприятиями <адрес>.

Постановлением Главы Администрации города Фрязино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ закреплён земельный участок площадью 13,2 га, расположенный на землях Щёлковского учебно-опытного лесхоза (<данные изъяты>) в охранной зоне ЛЭП-500 за садоводческим товариществом «Лира» по фактическому пользованию. Также согласно этому постановлению обязать правление с/т «Лира» оформить и выполнить в натуре отвод земельного участка.

Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении материалов Технического дела по отводу в натуре земельного участка, утверждены границы отвода земельного участка садоводческого товарищества «Лира» площадью 9,77 га по фактическому пользованию.

Таким образом, садоводческому товариществу «Лира» в соответствии с Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено 9,77 га земель в бессрочное (постоянное) пользование для садоводчества и выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей       № .

Сведения о земельном участке, расположенного в Московской области, Щёлковском районе, СНТ «Лира», внесены в ГКН (ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ и имеют статус «ранее учтенные». Земельному участку присвоен кадастровый .

Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Между тем, в материалы дела представлена копия Технического дела по отводу в натуре земельного участка садоводческому товариществу «Лира» из земель Щёлковского учебно-опытного лесхоза Щёлковского района Московской области, предоставленное территориальным отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Так, в соответствии с материалами Технического дела, на основании Постановления администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ году был произведён отвод земельного участка садоводческому товариществу «Лира» площадью 9,77 га при участии представителя Щёлковского учебно-опытного лесхоза и представителя Колхоза им. Ленина, что подтверждается Протоколом отвода земельного участка.

Также в материалах дела представлен Проект выбора земельного участка под коллективное садоводство «Лира», согласованный, в том числе с Комитетом по земельной реформе, Комитетом по экологии и природопользованию и учебно-опытным лесхозом.

В материалах Технического дела представлен Журнал измерения углов и линий осевого теодолитного хода, в котором есть вычисленные координаты межевых знаков, установленных в поворотных точках.

При обращении СНТ «Лира» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра), письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.

Также, СНТ «Лира» было подано заявление в Администрацию Щёлковского муниципального района Московской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Щёлковского муниципального района было отказано СНТ «Лира» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в собственность и в утверждении схемы расположения, так как местонахождение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка , категория земель – земли лесного фонда.

Председателем СНТ «Лира» ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Комитета лесного хозяйства было направлено письмо с просьбой изменить границы лесного хозяйства, что позволит садоводам оформить кадастровый учет и право собственности на земельные участки. Данное письмо принято Председателем Комитета лесного хозяйства на личном приеме. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № Исх- был дан отказ.

Истцы обращались в Администрацию городского округа Щёлково с заявлением о «Предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена», но были даны отказы в связи с отсутствием проекта организации и застройки территории или проекта межевания территории указанного объединения, а также наложение земельных участков на земли государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

В соответствии с ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, определением Щелковского суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Индивидуальному предпринимателю Белюшковой ФИО14, являющейся членом НП «Саморегулируемой организации судебных экспертов», находящейся по адресу: <адрес> тел.: .

Из заключения эксперта следует, что при изучении материалов дела установлено, что истцы Соловьева В.Е., Кинденов Д.С. являются членами СНТ «Лира», что подтверждается документами, представленными в материалах дела: Выпиской из протокола общего собрания СНТ «Лира» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65,67) и Справкой СНТ (л.д. 66,68). По сведениям данных документов, за Соловьевой В.Е. закреплен земельный участок площадью 485 кв.м., за Кинденовым Д.С. закреплен земельный участок площадью 656 кв.м.

Границы исследуемых участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки .

В ходе обследования установлено, что границы земельного участка , находящегося в пользовании истца Соловьевой В.Е., закреплены на местности забором, на участке расположен садовый дом и хозяйственная постройка, произрастают многолетние насаждения – плодовые деревья и кустарники. С востока участок граничит с земельным участком с кадастровым номером (линия на плане <данные изъяты>, см. Приложение 1), с севера и юга– с землями общего пользования (линия на плане <данные изъяты>, см. Приложение 1), с запада – с земельным участком с кадастровым номером (линия на плане <данные изъяты> см. Приложение 1).

Фактическая площадь земельного участка , вычисленная по результатам геодезических работ, составляет 481 кв.м., что на 4 кв.м. меньше площади, указанной в Выписке из протокола общего собрания СНТ «Лира» от ДД.ММ.ГГГГ. Ситуационный план границ земельного участка представлен в приложении , координаты его границ - в таблице . На плане участок окрашен зеленым цветом.

Границы земельного участка , находящегося в пользовании истца Кинденова Д.С., закреплены на местности ограждением: с запада участок граничит с земельным участком с кадастровым номером (линия на плане <данные изъяты>, см. Приложение 2), с севера – с землями общего пользования (линия на плане <данные изъяты>, см. Приложение 2), с юга -землями лесного фонда, с востока граничит с земельным участком с кадастровым номером (линия на плане <данные изъяты>, см. Приложение 2). На исследуемом земельном участке расположена хозяйственные постройки.

Фактическая площадь земельного участка , вычисленная по результатам геодезических работ, составляет 673 кв.м. что на 17 кв.м. больше декларированной (656 кв.м.). Ситуационный план границ земельного участка представлен в приложении , координаты его границ - в таблице . На плане участок окрашен желтым цветом.

Из представленных в материалах дела документов экспертом установлено, что границы отвода СНТ «Лира» утверждены Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ отвода земельного участка» (л.д. 36). Земельный участок площадью 9.77 га предоставлен СНТ «Лира» в бессрочное (постоянное) пользование на основании Государственного Акта № (л.д. 38-39). Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером что подтверждается представленным в материалах дела кадастровым паспортом земельного участка, сведения об объекте имеют статус «ранее учтенные», дата внесения номера в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-49). Разрешенное использование участка: под коллективное садоводство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Экспертом было проведено наложение границ землеотвода СНТ «Лира» площадью 9.77 га, утвержденного Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на границы исследуемых участков. В результате сравнения установлено, что границы участка по фактическому пользованию выходят за пределы отвода СНТ «Лира»: южная граница участка смещена от границы отвода на расстояние 4.2 метров (линия на плане <данные изъяты>, см. Приложение 3). Вариант установления границ участка в пределах границ землеотвода СНТ «Лира», представлен в Приложении 3, каталог координат границ участка- в таблице .

Фактическое местоположение участка , находящегося в пользовании истца ФИО2, полностью входит в границы территории СНТ «Лира» в соответствии Государственным актом № , выданного администрацией Щелковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года , площадью 9.77 га (см. Приложение 1).

При сравнении данных, полученных в результате обследования, с данными о координатах участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, установлено, что границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером накладываются (пересекают) на фактические границы участка , а также накладываются на садовый дом, расположенный на участке . Площадь наложения (пересечения) с участком составляет 336 кв.м.

Наложение (пересечение) границ земельных участков представлено в Приложении каталог наложений – в таблице экспертного заключения.

Каталог координат наложения (пересечения) границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером по сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Лира».

Обозначение характерных точек границы координаты
Х Y

Наложение границ участка площадью 603 кв.м. на земли лесного фонда в соответствии с предложенным Вариантом установления (в пределах землеотвода СНТ «Лира») отсутствует.

Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ Площадь участка составляет 6 715 018 кв. м., категория земель - земли лесного фонда.

При межевании границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером в ДД.ММ.ГГГГ году устанавливались в соответствии с лесоустроительной документацией картометрическим методом, то есть без геодезической съемки территории объекта.

Экспертом было проведено наложение границ землеотвода СНТ «Лира» площадью 9.77 га, утвержденного Постановлением Главы администрации Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , на планшеты лесоустройства с использованием ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.

В результате сравнения установлено, что западная граница землеотвода СНТ «Лира» частично расположена в границах земель лесного фонда, в том числе и границы участка (см. Приложение ).

Границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером были установлены в 2013 году, границы землеотвода СНТ «Лира» утверждены в ДД.ММ.ГГГГ году на основании Постановления Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).

Таким образом, усматривается, что изначально земельный участок, составляющий территорию СНТ «Лира», предоставлялся администрацией Щелковского района задолго до формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка лесного фонда. Земельный участок, предоставленный СНТ «Лира» Государственным Актом № , имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», назначение «под коллективное садоводство», следовательно, не может входить в состав земель лесного фонда.

В 1992 году границы землеотвода СНТ «Лира» были согласованы с учебно-опытным лесхозом и устанавливались с выносом точек в натуре, в присутствии представителей агентства лесного хозяйства, что подтверждается Протоколом отвода земельного участка садоводческому товариществу «Лира» (л.д. 33).

Учитывая вышеизложенное, эксперт пришел к выводу, что при постановке на кадастровый учет земельного участка лесного фонда с кадастровым номером не было учтено наличие ранее образованного участка для СНТ «Лира» площадью 9,77 кв.м., границы которого утверждены Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе участка , расположенного в данном СНТ, что привело к неправильному определению местоположения границ земельного участка лесного фонда.

Установленное наложение на границы СНТ «Лира» является следствием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , так как межевание земель лесного фонда проводилось по застроенной территории без учета согласованного в ДД.ММ.ГГГГ году отвода СНТ «Лира».

Согласно схеме функциональных зон, которая является обязательным приложением к Правилами землепользования и городского округа <адрес> (утверждены Постановлением администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ. ), земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне СХ-2, предназначенной для ведения садоводства; зоне леса.

Ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.10.2023г.) "О государственной регистрации недвижимости" регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, определяет механизм по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории:

1. Если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, который не является лесным участком и права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

2. Если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, который не является лесным участком и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

3. В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка, описания местоположения границ лесничества в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

При сопоставлении результатов съемки местности с данными отвода СНТ «Лира» экспертом установлено, что фактические границы земельного участка выходят за пределы землеотвода площадью 9.77 га., утвержденного в соответствии Государственным актом , выданного администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года , площадью 9.77 га.

Границы участка полностью расположены в границах отвода СНТ «Лира».

Варианты установления границ участков в границах землеотвода представлены в таблицах № при исследовании по вопросу .

Для внесения в ЕГРН сведений об уточняемом местоположении границ земельного участка необходимо уточнить местоположение границ земель лесного фонда с кадастровым номером 50:14:0000000:105987 (в месте расположения земельного участка 50) посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда площадью 336 кв.м. со следующими координатами:

Обозначение характерных точек границы координаты
Х Y

Для определения расположены ли границы исследуемого объекта в зонах с особыми условиями использования территорий, экспертом проведено наложение границ участков на карту границ зон с особыми условиями использования территорий, размещенных на портале Региональной географической информационной системы Московской области (официальный источник: <данные изъяты> В результате сопоставления установлено, что объекты экспертизы расположены: в зоне приаэродромной территории аэродрома Чкаловский ; охранной зоне инженерных коммуникаций воздушной линии электропередачи 500кВт «<данные изъяты>».

По сведениям карты государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области участок 50 также имеет пересечение с землями государственного лесного фонда и Московского учебно-опытного лесничества Московской области (площадь пересечения: 331 кв.м.).

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), правоустанавливающими документами участок отнесен к иной категории земель при установлении границ земельных участков и внесении их координат в ЕГРН необходимо провести приведение сведений Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Реестровая ошибка в местоположении земель лесного фонда установлена при исследовании по вопросам , следовательно, границы в СНТ «Лира» должны быть исключены из состава государственного лесного реестра.

Размещение объектов экспертизы в границах зон аэродромов не влечет за собой запрет на предоставление участка в собственность, а лишь накладывает обязательство о согласовании строительства (реконструкции, размещения) объектов недвижимости с в границах зон аэродромов государственной авиации (Федеральный закон от 01.07.2017 г.№ 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны").

Установление охранных зон инженерных коммуникаций воздушной линии электропередачи не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта). Ограничения прав касаются возможности ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП.

Согласно ч.1 ст. 55 и ч.1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд доверяет заключению эксперта ФИО18. и принимает его как допустимое доказательство при разрешении вопроса об установлении границ земельного участка истцов, исправлении реестровой ошибки, поскольку заключение полностью согласуется с материалам дела, научно обосновано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ.

Суд соглашается с предложенным экспертом ФИО19 вариантом исправления реестровой ошибки и установлением границ земельных участков истцов, поскольку он исключает наложение (пересечение) границы земельного участка с кадастровым номером на земельные участки №, расположенные в <адрес> принадлежащие истцам, а иных относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии реестровой ошибки, судом не установлено, а материалы дела не содержат.

Доводы Рослесхоза и КХЛ, изложенные в письменных возражениях, что спорные земельные участки полностью находится на земельном участке лесного фонда и не входят в границы вышеназванного Товарищества - не нашли подтверждения и опровергаются материалами дела, а также заключением судебной независимой землеустроительной экспертизы, признаваемой судом допустимым доказательством.

Согласно п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком». Согласно п.6 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, из содержания вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что защита прав собственника земельного участка нарушенных наложением кадастровых планов смежных земельных участков может осуществляться путем исключения из государственного кадастра недвижимости записей о координатах характерных точек границ соответствующих земельных участков, только при наличии сведений о наличии реестровой ошибки.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом установления экспертом ФИО20. реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка лесхоза с кадастровым номером , суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Соловьевой В.Е., Кинденова Д.С., и полагает верным установить наличие реестровой ошибки в сведениях государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , исправить реестровую ошибку в сведениях государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером путем исключения из данных Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении части земель лесного фонда площадью 336 кв.м. в соответствии с предложенным экспертом каталога координат, а также установить границы земельных участков в соответствии с предложенными экспертом вариантом:

- , разрешенное использование – для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> в границах землеотвода СНТ «Лира», площадью 481 кв.м.;

- разрешенное использование – для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> в границах землеотвода СНТ «Лира», площадью 603 кв.м.

При таких обстоятельствах, исковые требования Соловьевой В.Е., Кинденова Д.С. к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельных участков, признании права собственности на земельные участки, признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению с учётом заключения эксперта.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Соловьевой ФИО15, Кинденова ФИО16 к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать реестровой ошибкой сведения государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, расположенного по адресу расположенного по адресу: <адрес>

Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда площадью 336 кв.м. в месте расположения земельного участка , со следующими координатами:

Обозначение характерных точек границы координаты
Х Y

Установить границы земельного участка , площадью 481 кв.м., разрешенное использование – для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с заключением эксперта в следующих координата:

Каталог координат характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> по фактическому пользованию. Площадь участка 481 кв. м.

Обозначение характерных точек границы координаты расстояния, м
Х Y

Для внесения в ЕГРН сведений об уточняемом местоположении границ земельного участка необходимо уточнить местоположение границ земель лесного фонда с кадастровым номером (в месте расположения земельного участка 50) посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда площадью 336 кв.м. со следующими координатами:

Обозначение характерных точек границы координаты
Х Y

Признать за Соловьевой ФИО17 право собственности на земельный участок , площадью 481 кв.м., разрешенное использование – для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

Установить границы земельного участка , площадью 603 кв.м., разрешенное использование – для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с заключением эксперта в следующих координатах:

Вариант установления границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в границах землеотвода СНТ «Лира». Площадь участка 603 кв. м.

Обозначение характерных точек границы координаты расстояния, м
Х Y

Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок площадью 603 кв.м., разрешенное использование – для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области соответствующих сведений об установлении границ земельных участков сторон в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и исправление реестровой ошибки.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья подпись А.А. Фомичев

2-5791/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьева Виолетта Евгенеьевна
Кинденов Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
Другие
Комитет лесного хозяйства Московской области
Администрация г.о.Щёлково
Евстегнеева Татьяна Юрьевна
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2023Передача материалов судье
18.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2023Судебное заседание
24.10.2023Производство по делу возобновлено
30.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее