РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Вардах Ю.В.
при секретаре Чумаковой А.А.
с участием истца Климова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Климова Владимира Петровича, Климовой Татьяны Петровны к администрации муниципального образования «Советский городской округ» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Климов В.П., Климова Т.П. обратились в Советский городской суд Калининградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Советский городской округ» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования. В обоснование своих требований истцы указали, что их матери ФИО6 на основании ордера от 20.04.1972 № был предоставлен земельный участок, на котором были посажены деревья, кустарники, построен кирпичный домик. Право, на котором земельный участок был предоставлен ФИО6, в ордере не указано. Мать истцов умерла, однако оформить земельный участок на праве собственности при жизни она не успела ввиду незаконных действий чиновников земельного отдела администрации городского округа и несовершенства земельного законодательства. Истцы полагают, что ответчик незаконно отказывал их матери в передаче участка на праве собственности, поскольку расположенные рядом земельные участки, входивший в садовое общество «Светоч», были оформлены их владельцами. Также истцы полагают, что поскольку земельный участок был предоставлен ФИО6 до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, ордер от 20.04.1972 № является иным документом, устанавливающим или удостоверяющим право гражданина на земельный участок. Их мать не смогла оформить принадлежащий ей земельный участок, поскольку умерла до введения в действие Федерального закона от 23.11.2007 № 268-ФЗ. Также истцы отметили, что наследодателю ответчик предлагал оформить спорный земельный участок в аренду на 1 год, что, по мнению Климовых, являлось нарушением прав их матери. Климов В.П. предпринимал попытки к оформлению земельного участка на праве собственности после смерти матери, в чем ему было отказано. На основании изложенного Климов В.П., Климова Т.П. просили суд признать за ними право собственности на спорный земельный участок в порядке наследования по закону в равных долях – по ? доли в праве за каждым из истцов.
В судебном заседании Климов В.П. поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении доводам, просил их удовлетворить. Пояснил, что оформление права собственности на земельный участок необходимо для его последующей продажи.
Представитель ответчика администрации Советского городского округа в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в предварительном судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Полагал, что земельный участок, на которые претендуют истцы, не оформлен в установленном законом порядке как объект недвижимости. Доказательств их принадлежности наследодателю не представлено.
Заслушав пояснения истца, принимая во внимание возражения представителя ответчика, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
По правилам ст. 1111 названного кодекса, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных данным Кодексом.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемый земельный участок, является существование земельного участка в натуре (в установленных в соответствии с требованиями закона границах) и принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из представленных суду доказательств, на основании ордера №, выданного 20.04.1972 ЖЭК-2 матери истцов ФИО6, был предоставлен на праве пользования под огород земельный участок в размере 0,1 га по <адрес>
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ее смерти серии №.
Из материалов наследственного дела к имуществу ФИО6 следует, что наследство, открывшееся после смерти матери истцов, было принято ее детьми Климовым В.П., Климовой Т.П. Им 20.06.2008 выданы свидетельства о праве на наследство по закону, состоящее из компенсаций по вкладу, хранящемуся в операционном отделе <данные изъяты> по закрытому счету, а также свидетельства о праве на наследство по завещанию, состоящее из денежных средств по вкладам с причитающимися процентами, хранящимся в том же операционном отделе.
При этом Климовы указывали в заявлениях, поданных нотариусу, в качестве наследственного имущества земельный участок площадью 0,1 га, расположенный <адрес>, находящийся в пользовании наследодателя. Нотариусом Советского городского нотариального округа ФИО7 свидетельства на указанное имущество не выдавалось в связи с тем, что представленный наследниками ордер на право пользования земельным участком не дает им право наследовать право собственности.
При жизни ФИО6 свои права на предоставленный ей в 1972 году в пользование земельный участок не заявляла, земельные правоотношения в установленном законом порядке не оформила и не предпринимала никаких мер к их оформлению. Доказательств обратного материалы дела не содержат.В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действовавшей на момент открытия наследства) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Исходя из смысла п. 9.1 ст. 3 Вводного закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовавшем на момент открытия наследства) под государственным кадастровым учетом земельных участков понимается описание и индивидуализация в государственном реестре земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом границы участка должны быть установлены посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ, либо данный участок должен рассматриваться как ранее учтенный.
Таким образом, невозможно приобретение права собственности на несформированный земельный участок вследствие длительного пользования некоторой территорией с фактическим самостоятельным установлением на местности границ данной территории в качестве земельного участка, если данный участок не был образован в качестве объекта права в установленном порядке.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок не прошел кадастровый учет, не сформирован, не идентифицирован и не выделен в установленном законом порядке в целях оформления земельно-правовых отношений, а, следовательно, не может выступать объектом гражданских прав.
Истцами при рассмотрении настоящего гражданского дела вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства того, что спорный земельный участок принадлежал наследодателю на праве собственности, регистрация права собственности на земельный участок ФИО6 не осуществлялась. Свидетельство о праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок наследодателю не выдавалось.
В силу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Истцы каких-либо прав на спорное имущество не имеют, поскольку в силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется в пределах прав и обязанностей наследодателя на день открытия наследства.
Как разъяснено в п. 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного п. 9.1 (абзацы первый и третий) ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Однако указанные условия также не соблюдены, в связи с чем оснований для применения положений ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также не имеется.
Доводы истцов о том, что ФИО6 при жизни было отказано в регистрации права собственности на спорный земельный участок и предлагалось оформить аренду сроком на 1 год, допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены, а при отсутствии со стороны наследодателя обязательных действий (обращение при жизни лично или через представителя с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган) намерение их совершить не может служить правовым основанием для включения земельного участка после смерти гражданина в наследственную массу и признания за наследником права собственности на этот участок.
Доводы истцов об оформлении прав на соседние земельные участки их владельцами не имеют значения для разрешения настоящего спора ввиду того, что данные обстоятельства не подтверждают и не опровергают права наследодателя и ее наследников на спорный участок.
Поскольку истцами не представлено доказательств тому, что ФИО6 обращалась в установленном порядке за оформлением прав на спорный земельный участок, у Климова В.П., Климовой Т.П. как наследников отсутствуют какие-либо права на спорный участок, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных истицами требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Климова Владимира Петровича, Климовой Татьяны Петровны к администрации муниципального образования «Советский городской округ» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения принята в совещательной комнате.
Судья Ю.В. Вардах
Мотивированное решение суда составлено 13.05.2019.
Судья Ю.В. Вардах