УИД 11RS0012-01-2021-000462-16 Дело № 2-229/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
04 августа 2021 года гражданское дело по иску муниципального района «Прилузский» в лице администрации муниципального района «Прилузский» к Государственному учреждению Республики Коми «Летское лесничество», Рубцову А.М., Рубцову А.Е. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде
установил:
МР «Прилузский» в лице администрации МР «Прилузский» обратилась в суд с иском к Рубцову А.М., Рубцову А.Е. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде. В обоснование заявленных требований указано, что постановлением и.о. руководителя СО по Прилузскому району СУ СК РФ по Республике Коми прекращено уголовное дело в отношении ответчиков, в связи с истечением срока давности уголовного преследования. В ходе предварительного следствия было установлено, что преступными действиями ответчиков лесному фонду Российской Федерации причинен ущерб на сумму 13 501 063 рубля, который истец просит взыскать с ответчиков.
На основании определения Прилузского районного суда от 16.06.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ Республики Коми «Летское лесничество»; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ИП Захаров А.М.
В судебном заседании представитель истца Пименов М.А., действующий на основании доверенности от 01.06.2021 года, на удовлетворении исковых требований настаивает, просит взыскать в солидарном порядке с ответчиков ущерб, причиненный окружающей среде в размере 13 501 063 рубля.
Представитель ответчика ГУ РК «Летское лесничество» Кетов С.В. в суде с иском администрации МР «Прилузский» не согласен.
Рубцов А.Е. в суде с иском администрации МР «Прилузский» не согласен.
Представитель Рубцова А.Е. – Меньшикова О.В., действующая на основании доверенности от 11.06.2021 года, в суде с иском АМР «Прилузский» не согласна по доводам, изложенным в возражениях.
Ответчик Рубцов А.М. в суде не присутствует, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, для участия в деле направил представителя.
Представитель ответчика Рубцова А.М. - адвокат Исхаков Л.Р., действующий на основании доверенности от 31.03.2021 года, в суде с иском АМР «Прилузский» не согласен.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Зыков Н.Н., действующий на основании доверенности от 30.04.2020 года №-ПО, в суде с иском АМР «Прилузский» также не согласен по доводам, указанным в отзыве.
Третье лицо ИП Захаров А.М. в суде вопрос о разрешении заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
Отсюда, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав правовую позицию сторон, их представителей, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы уголовного дела №, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Возмещение вреда в полном объеме, в свою очередь, согласно ст. 12 ГК РФ, предполагает возмещение убытков, понесенных собственником, как способа защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из материалов дела следует, что приказом Главного лесничего ГУ «Летское лесничество» №/П от 06.11.2018 года создана комиссия для аттестации приемки законченных лесохозяйственных объектов и лесосек на неарендованной территории. В состав комиссии в части приемки работ по отводу и таксации лесосек на территории Летского участкового лесничества вошли заместитель главного лесничества Рубцов А.М. - председатель комиссии; лесничий Рубцов А.Е.; инженер по лесопользованию Федотова С.М.; мастер леса Рубцова О.С.; лесник Попов С.В.
08.11.2018 года между ГУ Республики Коми «Летское лесничество» (заказчик) и ИП Захаровым А.М. (подрядчик) заключен контракт, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по заявкам лесничества выполнять работы по отводу лесосек для заготовки древесины для собственных нужд граждан в лесном фонде на территории Республики Коми, закрепленном за ГУ «Летское лесничество». Объем выполнения работ определен в 195 га. Местом выполнения работ являлся лесной фонд на территории Республики Коми, закрепленный за ГУ «Летское лесничество», в соответствии с проектом отвода лесосек. Срок выполнения работ с даты заключения контракта по 15 декабря 2018 года. Согласно п. 2.6 контракта заказчик контролирует выполнение работ, осуществляет приемку выполненных объемов работ в натуральном выражении, производит оплату принятых работ по контракту.
В период с 23.11.2018 года по 24.11.2018 года в соответствии с контрактом от 08.11.2018 года ИП Захаровым А.М. выполнены работы по отводу делянки № в квартале 436 Летского участкового лесничества, о чем 26.11.2018 года подано соответствующее извещение в адрес ГУ РК «Летское лесничество», а также переданы сопутствующие документы: абрис отвода с координатами крайних точек границ делянки, ведомость учета молодняка, бланк-карточка координат деляночных столбов и привязки делянок, ведомость перечета деревьев. Во всех перечисленных материалах отражено, что отведенная лесосека расположена в выделах 16, 18, 29 квартала 436. Между тем, в результате неверных промеров привязки, границы лссосеки были смешены на юго-восток и фактически границы лесосеки, отведенной ИП Захарову А.М., находились в выделах 16, 18, 29, а также в выделах 17, 20, 22, 30, расположенных в нерестоохранной полосе лесов.
Далее, в период с 26.11.2018 года по 15.12.2018 года, Рубцов А.Е. и Рубцов А.М. подписали ведомость аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, в соответствии с которой в числе прочих принят как аттестованный объект: отвод и таксация лесосек для заготовки древесины для собственных нужд граждан в лесном фонде на территории Республики Коми, закрепленном за ГУ «Летское лесничество» в квартале 436 выделы 16, 18, 29 Летского участкового лесничества (согласно государственному контракту № от 08.11.2018) площадью 21,1 га.
15.12.2018 года на основании составленных ведомостей приемки законченных работ лесничим ГУ РК «Летское лесничество» подписан акт приемки выполненных работ, которым у Захарова А.М. приняты все работы, определенные контрактом № от 08.11.2018.
Далее, в период с 18.12,2018 года по 08.11.2019 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице главного лесничего (главного государственного инспектора по охране леса) ГУ РК «Летское лесничество» и физическими лицами заключено 40 договоров купли-продажи лесных насаждений, в соответствии с которым в собственность граждан переданы лесные насаждения, расположенные на делянке № квартала 436 Летского участкового лесничества. На основании указанных договоров купли-продажи с 18.12.2018 года покупатели древесины, не осведомленные о несоответствии границ делянки нормам Лесного законодательства, приступили к сплошной вырубке лесных насаждений на делянке № квартале 436 Летского участкового лесничества, в том числе в выделах 17, 20, 22, 30, расположенных в иерестоохранной полосе лесов.
07.08.2020 года в результате натурной проверки результатов дешифрирования лесных участков (вырубок) при проведении дистанционного мониторинга лесов 2020 года было выявлено нарушение в отводе лесосеки №, расположенной в квартале 436 выделах 16, 18, 29 Летского участкового лесничества. Нарушение выразилось в неправильном промере привязки лесосеки, в результате чего лесосека сместилась на юго-восток и кроме выделов 16, 18, 29 стала располагаться и в выделах №, 20, 22, 30, которые расположены в нерестоохранной полосе лесов, а именно в границах 1 км от реки «Летка». Площадь ошибочно вырубленного леса составила 2,9 га по выделу № (объем вырубленной древесины составил 417,25 кбм.); по выделу № – 2 га. (объем вырубленной древесины 321,23 кбм.). Вырубка леса в выделах № и № не производилась. Существенных нарушений в промерах длин сторон лесосеки не выявлено, за исключением привязки (абрис по данным мониторинга).
На основании приказа главного лесничего (главного государственного инспектора по охране леса) ГУ «Лесткое лесничество» Кетова С.В. от 03.08.2020 № проведено служебное расследование, по итогам которого составлен акт служебного расследования от 17.08.2020 года.
При служебном расследовании комиссия пришла к выводу о формальном проведении Рубцовым А.М. и Рубцовым А.Е. проверки качества работ по отводу и таксации лесосек, допущено нарушение должностных обязанностей, выразившееся в отсутствие контроля за качеством выполненных работ по отводу и таксации лесосек, которое впоследствии привело к смещению лесосеки в нерестоохранную полосу.
Приказами ГУ «Летское лесничество» от 20.08.2020 годов № и № на Рубцова А.М. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, на Рубцова А.Е. – в виде выговора.
В свою очередь, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу письмом от 02.10.2020 года № обратился в ОМВД России по Прилузскому району с заявлением по выявленным фактам рубки лесных насаждений на лесном участке, расположенном в выделах 20, 22, 17, 30 квартала 436 Летского участкового лесничества без правоустанавливающих документов о проведении проверки наличия признаков состава преступления.
Материалами дела установлено, что в производстве СО по Прилузскому району СУ СК РФ по Республике Коми находилось уголовное дело №, возбужденное 02.12.2020 в отношении Рубцова А.Е. и Рубцова А.М. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.
Постановлением и.о. руководителя СО по Прилузскому району от 14.04.2021 года уголовное дело в отношении Рубцова А.Е. и Рубцова А.М. прекращено, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Полагая права муниципального района «Прилузский» нарушенными, администрация МР «Прилузский» обратилась в суд с иском о взыскании с ответчиков ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 13 501 063 рубля.
В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что право каждого на благоприятную окружающую среду признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 42).
Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Аналогичные положения установлены п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", в соответствии с которыми субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды"),
При этом право предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде не поставлено в зависимость от того в пользу кого подлежит взысканию причиненный ущерб.
В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании пункта 29 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 33 статьи 9 Устава МР «Прилузский» Республики Коми к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального лесного контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного Кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.
Более того, согласно ст. 4 Устава МР «Прилузский» Республики Коми территорию муниципального района образуют территории сельских поселений, в т.ч. СП «Летка» с подчиненной ему территорией (с. Летка, д. Гостиногорка, д. Колобово, д. Крутотыла, д. М.Беберка, д. Осиновка, д. Поромшор с прилегающими к ним землями).
Между тем, как следует из иска, и подтверждено представителем истца, ущерб был причинен не лесам, находящимся в муниципальной собственности, а лесному фонду Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Согласно абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Поскольку, предусмотренных частью 1 статьи 46 ГПК РФ оснований для обращения в суд с иском у МР «Прилузский» в лице администрации МР не имелось, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 134, 220, 224-225 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░