Решение по делу № 33-8223/2023 от 30.08.2023

Судья Наконечникова И.В.                          № 33-8223-23

                                             № 2-3163/23

                                      22RS0068-01-2023-002594-12

                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2023 года                          город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Цибиной Т.О.,

судей Довиденко Е.А., Медведева А.А.,

при секретаре Орликовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Пономаревой Н. И. на решение Центрального районного суда города Барнаула от 15 июня 2023 года по делу по иску Пономаревой Н. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на досрочную пенсию.

Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пономарева Н.И., трудовая деятельность которой осуществлялась на территории Республики Казахстан, 18 ноября 2022 года обратилась в адрес пенсионного органа с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю от 26 января 2023 года № 679392/22 в Пономаревой Н.И. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации, требуемых страхового и специального стажа, величины ИПК. На дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости величина ИПК Пономаревой Н.И. определена в 7,621, страховой стаж установлен продолжительностью 6 лет 7 месяцев 24 дня, специальный стаж по Спискам №№ 1, 2 не подтвержден. Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования Пономаревой Н.И. отнесена к 18 ноября 2022 года.

Данные обстоятельства выступили причиной для обращения Пономаревой Н.И. в суд с иском к пенсионному органу об оспаривании названного выше решения в части невключения в страховой и специальный стаж периодов работы на Ульбинском металлургическом заводе, а также в части отказа в назначении страховой пенсии по старости; понуждении пенсионного органа включить в специальный и страховой стаж периоды работы на Ульбинском металлургическом заводе в качестве дезактиваторщика цеха «В» по производству топлива для АЗС и дезактиваторщика цеха «В» уранового производства с 03 октября 1994 года по 31 августа 1995 года, с 07 сентября 1995 года по 30 ноября 1995 года, с 06 декабря 1995 года по 31 июля 1996 года, с 03 августа 1996 года по 31 августа 1996 года, с 06 сентября 1996 года по 28 февраля 1998 года, с 12 марта 1998 года по 30 апреля 1998 года, с 03 мая 1998 года по 31 мая 1998 года, с 16 июня 1998 года по 31 августа 1998 года, с 12 сентября 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 23 октября 1998 года по 31 октября 1998 года, с 11 ноября 1998 года по 30 ноября 1998 года, с 23 декабря 1998 года по 31 января 1999 года, с 08 февраля по 28 февраля 1999 года, с 12 по 31 марта 1999 года, с 23 по 30 апреля 1999 года, с 11 мая 1999 года по 31 января 2001 года, с 04 февраля 2001 года по 05 июня 2001 года; включить в страховой стаж периоды работы на Ульбинском металлургическом заводе с 12 марта 1992 года по 02 октября 1994 года, с 06 июня 2001 года по 31 августа 2001 года, с 06 по 30 сентября 2001 года, с 17 октября 2001года по 31 декабря 2001года, с 01 января 2002 года по 31 августа 2002 года, с 03 сентября 2002 года по 31 января 2007 года, с 02 февраля 2007 года по 30 апреля 2008 года, с 08 мая по 31 мая 2008 года, с 14 июня 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 19 декабря по 31 декабря 2008 года, с 19 по 31 января 2009 года, с 19 по 28 февраля 2009 года, с 19 по 31 марта 2009 года, с 02 апреля 2009 года по 31 мая 2009 года, с 27 июня 2009 года по 31 октября 2009 года, с 11 по 30 ноября 2009 года, с 22 по 31 декабря 2009 года, с 06 января 2010 года по 28 февраля 2015 года, с 04 по 31 марта 2015 года, с 16 апреля 2015 года по 31 октября 2019 года, с 06 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года; принять сведения о заработной плате, назначить страховую пенсию по старости с 18 ноября 2022 года.

Решением Центрального районного суда города Барнаула от 15 июня 2023 Пономаревой Н.И. в иске отказано, в связи с чем в апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта с принятием нового решения об удовлетворении иска. Податель жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции о том, что условием назначения страховой пенсии является наличие у заявителя страхового стажа продолжительностью 12 месяцев на территории Российской Федерации. Пономарева Н.И. отрицает возможность применения к спорным правоотношениям Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, поскольку не претендует на включение в страховой стаж периодов трудовой деятельности после 01 января 2021 года. В качестве подтверждения правильности занимаемой позиции Пономарева Н.И. ссылается на мнение АО «Единый накопительный пенсионный фонд», компетентного органа Республики Казахстан по реализации Соглашения ЕАЭС, отказавшего подтвердить наличие стажа и заработной платы до 01 января 2021 года. Также истец обращает внимание коллегии на определение 8 кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 года, вынесшего положительное решение в пользу пенсионера по аналогичной категории спора.

В письменных возражениях пенсионный орган соглашается с выводами районного суда относительно применения к спорным правоотношениям Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.

Заслушав истца и его представителя, изучив материалы гражданского дела, проверив законность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

С 01 января 2015 года пенсия назначается при наличии ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30. При назначении страховой     пенсии в 2022 года величина ИПК должна быть не менее 23, 4

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пономарева Н.И. является гражданином Российской Федерации и зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 18 ноября 2022 года.

Трудовая деятельность Пономаревой Н.ТИ. осуществлялась на территории Республики Казахстан, в связи с чем 18 ноября 2022 года она обратилась в адрес пенсионного органа с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю от 26 января 2023 года № 679392/22 в Пономаревой Н.И. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации, требуемых страхового и специального стажа, величины ИПК. На дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости величина ИПК Пономаревой Н.И. определена в 7,621, страховой стаж установлен продолжительностью 6 лет 7 месяцев 24 дня, специальный стаж по Спискам №№ 1, 2 не подтвержден.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с положениями ст. 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года у истца не имеется 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации, а потому назначение страховой пенсии носит преждевременный характер.

Разрешая спор в части наличия либо отсутствия правовых оснований для включения в страховой стаж истца спорных периодов трудовой деятельности на территории иностранного государства, суд первой инстанции в иске отказал, фактически оставив требования Пономаревой Н.И. в этой части без рассмотрения, заявив о том, что удовлетворение иска в этой части не повлечет для истца правовых последствий.

Оценив такой судебный акт, коллегия отмечает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

20 декабря 2019 года заключено Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 09 ноября 2020 года № 354-ФЗ, подлежащее применению с 01 января 2021 года. Участником данного соглашения является и Республика Казахстан.

В соответствии со статьей 12 данного соглашения (Переходные положения) за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения от 20 декабря 2019 года в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Все спорные периоды работы истца, заявленные в иске, действительно имели место до 01 января 2021 года, в связи с чем для оценки пенсионных прав истца в отношении спорного периода подлежало применению Соглашение от 13 марта 1992 года, в силу статьи 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Соглашения 13 марта 1992 года, п. 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от 22 июня 2004 года № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, расчете общего страхового стажа, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что в части оценки пенсионных прав истца суд первой инстанции должен был руководствоваться положениями законодательства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения с учетом положений Соглашения от 13 марта 1992 года, чего сделано не было.

Оценивая доводы истца о несогласии с решением суда в части применения к спорным правоотношениям при решении вопроса о назначении пенсии статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания в силу следующего.

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза вступило в силу для Российской Федерации с 01 января 2021 года, следовательно, только с указанной даты в отношении в том числе стажа, приобретенного на территории Республики Казахстан, подлежат применению положения данного международного договора.

Действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в отношении Российской Федерации прекращено с 01 января 2023 года с учетом Федерального закона № 175-ФЗ от 11 июня 2022 года.

Из указанного следует, что на момент обращения Пономаревой Н.И. в пенсионный орган за назначением пенсии действовало фактически два международных договора с разным принципом регулирования вопроса назначения пенсии в союзных государствах при наличии страхового стажа на территории государства - участника соглашения.

Судебная коллегия полагает, что при определении права истца на пенсионное обеспечение с 18 ноября 2022 года подлежали применению в приоритетном порядке нормы Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, но с учетом норм, регламентирующих вопросы назначении и выплаты пенсии согласно данному Соглашению.

В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу (с 01 января 2021 года), пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления этого Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Принимая во внимание указанные положения, судебная коллегия полагает, что при наличии стажа до 01 января 2021 года его подсчет должен производиться с учетом положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Применение статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза возможно только применительно к стажу, имевшему место с 01 января 2021 года.

Иное толкование бы приводило к возможности применения норм разных международных соглашений к порядку определения страхового стажа, а значит к вопросу о назначении пенсии, что не предусмотрено ни одним из вышеназванных международных договоров и не соответствует ст. 12 Соглашения 2019 года.

По причине того, что районный суд фактически оставил без рассмотрения требования о включении периодов трудовой деятельности Пономаревой Н.И. в специальный и страховой стаж, коллегия полагает необходимым спор в этой части разрешить.

Частью 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. ст. 8, 30 Закона № 400-ФЗ, возраст для досрочного назначения пенсии по п.п. 1 п.. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ для женщин составляет 45 лет, общий страховой стаж - 10 лет, специальный – 7, 5 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент в 2022 году - 23, 4.

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В силу ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии возникает при наличии условий, перечисленных в пунктах 1 - 21 части 1 данной статьи, а также условий, предусмотренных частью 6 данной статьи, в соответствии с которой периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации; при этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 1 (раздел XXIV «Атомная энергетика и промышленность» подразделом 17 «Работы по дезактивации и обеспыливанию спецодежды и оборудования в санпропускниках на предприятиях и производствах …») пользуются рабочие, занятые дезактивацией оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами (позиция 12417000-1754в).

В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, где в силу п. 5 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов.

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Закона № 400-ФЗ. При этом необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).

При назначении досрочной страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года, могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения СНГ от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим страховой стаж помимо трудовой книжки также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения СНГ 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом исковых требований Пономаревой Н.И. суду первой инстанции следовало установить:

- правильно ли исчислен пенсионным органом страховой стаж и стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии;

- обосновано ли исключены из страхового стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, спорные периоды работы;

- какова продолжительность страхового стажа и стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии на день обращения с заявлением о назначении пенсии и на дату рассмотрения искового заявления;

- какова величина индивидуального пенсионного коэффициента истца;

- имеется ли у истца вся совокупность условий для назначения ему пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ на дату подачи заявления о назначении пенсии;

- возникло ли у истца право на такую пенсию и на какую дату, что сделано не было.

Анализируя оспариваемое истцом решение пенсионного органа, судебная коллегия усматривает, что часть периода трудовой деятельности Пономаревой Н.И. с 19 апреля 1988 года по 11 марта 1992 года контролером и уборщиком производственных помещений Ульбинского металлургического завода включена ответчиком в страховой стаж; период работы с 12 марта 1992 года по 31 декабря 2020 года в страховой стаж не включен по причине не подтверждения компетентным органом Республики Казахстан запроса-Формуляра, как того требует Соглашение ЕАЭС; период работы с 03 октября 1994 года по 05 июня 2001 года в качестве дезактиваторщика цеха В по производству топлива для АЭС и цеха уранового производства не засчитан в специальный стаж по Списку № 1, так как с 01 января 1998 года в Республике Казахстан назначение досрочных пенсий отменено (л.д. 17-19).

Между тем, коллегия считает подтвержденными требования истца о доказанности трудовой деятельности Пономаревой Н.И. на Ульбинском металлургическом комбинате в качестве дезактиваторщика цеха по производству топлива для АЭС и деактиваторщика цеха уранового производства с 03 октября 1994 года по 05 июня 2001 года, так как помимо записи в трудовой книжке истец представила справку, подтверждающую постоянную занятость на льготной работе о 30 ноября 2022 года, архивные выписки из приказов по личному составу от 23 ноября 2022 года, где имеются исчерпывающие сведения о характере производства, вредных условиях труда, цехе и производстве. Также Пономаревой Н.И. передана в пенсионный орган справка о заработной плате от 21 ноября 2022 года о начислении заработка с октября 1994 года по декабрь 2020 года. Помимо прочего, истец предоставила справку работодателя от 21 ноября 2022 года, где перечислены периоды предоставляемых отпусков и иных перерывов в работе, на включение которых в специальных стаж истец не претендует, что следует из содержания искового заявления.

Каких-либо противоречий по содержанию между данными справками нет, каждая из них дополняет другую, при том что в справках указаны основания выдачи – расчетные ведомости, лицевые счета, личная карточка, книги приказов.

Вопреки позиции пенсионного органа, не опровергает содержание трудовой книжки истца и уточняющих справок и ответ на запрос Отделения, данный акционерным обществом «Единый накопительный пенсионный фонд» (см. пенсионное дело), в котором указано, что Пономарева Н.И. не является трудящимся по ст. 1 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного 20 декабря 2019 года.

Такой ответ свидетельствует об отсутствии у истца стажа на территории Казахстана за период после 01 января 2021 года, так как именно в отношении стажа после этой даты указанным органом предоставляются сведения как компетентным органом Республики Казахстан, при том, что в соответствии со ст. 12 данного соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения 2019 года в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Все спорные периоды работы истца имели место до 01 января 2021 года, в связи с чем для оценки пенсионных прав истца подлежало применению Соглашение от 13 марта 1992 года.

По этому международному договору каких-либо специальных требований к подтверждению стажа не предъявлялось, а потому допустимыми доказательствами такого стажа коллегия признает трудовую книжку истца, уточняющие справки работодателя, архивные справки, обороты по транзитным счетам от 20 марта 2023 года с портала Правительства Республики Казахстан.

Поскольку период работы истца до 01 января 2002 года подлежит зачету вне зависимости от доказанности уплаты страховых взносов в Республике Казахстан, а факт полной занятости истца на работах в части спорных периодов по Списку № 1 подтвержден, следовательно, периоды работы истца на Ульбинском металлургическом заводе в качестве дезактиваторщика цеха «В» по производству топлива для АЗС и дезактиваторщика цеха «В» уранового производства с 03 октября 1994 года по 31 августа 1995 года, с 07 сентября 1995 года по 30 ноября 1995 года, с 06 декабря 1995 года по 31 июля 1996 года, с 03 августа 1996 года по 31 августа 1996 года, с 06 сентября 1996 года по 28 февраля 1998 года, с 12 марта 1998 года по 30 апреля 1998 года, с 03 мая 1998 года по 31 мая 1998 года, с 16 июня 1998 года по 31 августа 1998 года, с 12 сентября 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 23 октября 1998 года по 31 октября 1998 года, с 11 ноября 1998 года по 30 ноября 1998 года, с 23 декабря 1998 года по 31 января 1999 года, с 08 февраля по 28 февраля 1999 года, с 12 по 31 марта 1999 года, с 23 по 30 апреля 1999 года, с 11 мая 1999 года по 31 января 2001 года, с 04 февраля 2001 года по 05 июня 2001 года продолжительностью 6 лет 7 месяцев 8 дней подлежит зачету в специальный стаж истца.

Период работы истца с 01 января 2002 года до 31 декабря 2020 года подлежит зачету в страховой стаж при условии доказанности уплаты страховых взносов в Республике Казахстан. Такие доказательства стороной истца представлены суду. Из имеющихся в материалы справок НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» следует, что в период с 21 сентября 1999 года по 19 декабря 2022 года в отношении Пономаревой Н.И. осуществлялись начисление и уплата обязательных пенсионных взносов на пенсионное страхование в Республике Казахстан (л.д. 27-47).

Позиция ответчика о невозможности учета в специальный стаж истца периода ее работы с 01 января 1998 года из-за отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан отклоняется как противоречащая положениям Соглашения СНГ 1991 года, которое таких ограничений не устанавливает, предусматривая в ст. 1, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, тогда как в п. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено право на досрочное пенсионное обеспечение для лиц, работавших во вредных условиях труда (Список № 1).

Иск в части включения в страховой стаж периодов работы с 01 января 2013 года по 31 декабря 2020 года не связан с трудовой деятельностью во вредных условиях труда, а потому требования ч. 6 ст. 30 Закона № 400-ФЗ о том, что периоды работы, предусмотренные п. п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям не применимы.
    Принимая решение об удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж периодов работы на Ульбинском металлургическом заводе с 12 марта 1992 года по 02 октября 1994 года, с 06 июня 2001 года по 31 августа 2001 года, с 06 по 30 сентября 2001 года, с 17 октября 2001года по 31 декабря 2001года, с 01 января 2002 года по 31 августа 2002 года, с 03 сентября 2002 года по 31 января 2007 года, с 02 февраля 2007 года по 30 апреля 2008 года, с 08 мая по 31 мая 2008 года, с 14 июня 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 19 декабря по 31 декабря 2008 года, с 19 по 31 января 2009 года, с 19 по 28 февраля 2009 года, с 19 по 31 марта 2009 года, с 02 апреля 2009 года по 31 мая 2009 года, с 27 июня 2009 года по 31 октября 2009 года, с 11 по 30 ноября 2009 года, с 22 по 31 декабря 2009 года, с 06 января 2010 года по 28 февраля 2015 года, с 04 по 31 марта 2015 года, с 16 апреля 2015 года по 31 октября 2019 года, с 06 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года продолжительностью 27 лет 8 месяцев 23 дня, судебная коллегия отмечает, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что с 01 января 2002 года в отношении истца осуществлялась уплата взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

На момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 18 ноября 2022 года Пономарева Н.И. достигла возраста 55 лет, имела специальный стаж во вредных условиях труда по Списку № 1 не менее 3 лет 9 месяцев ( реально 6 лет 7 месяцев 8 дней), страховой стаж не менее 15 лет, величину ИПК не менее 23, 4

Все условия для назначения истцу пенсии с даты подачи заявления 18 ноября 202 года были соблюдены, отказ в назначении истцу пенсии незаконен, суд первой инстанции неправомерно отказал в возложении обязанность по назначению досрочной пенсии, учитывая, что у истца право на такую пенсию по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ возникло с даты подачи им соответствующего заявления.

На основании изложенного, с учетом п. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии, понуждении этого органа включить в специальный и страховой стаж периодов истца на территории Республики Казахстан до 31 декабря 2020 года, возложении обязанностей к назначению пенсии с 18 ноября 2022 года.

Разрешая требования истца о понуждении ответчика к принятию к учету сведений о заработной плате Пономаревой Н.И., коллегия полагает невозможным оценить такое требование в качестве искового, поскольку сведения о заработной плате истца, представленные в соответствующих справках работодателя, имеют статус доказательств по делу, о допустимости и относимости которых коллегия дала свое положительное суждение в настоящем судебном акте.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Центрального районного суда города Барнаула от 15 июня 2023 года отменить.

    Принять новое решение

    Исковые требования Пономаревой Н. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю от 26 января 2023 года № 679392/22.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю включить в специальный стаж Пономаревой Н. И. (паспорт ***) периоды работы на Ульбинском металлургическом заводе в качестве дезактиваторщика цеха «В» по производству топлива для АЗС и дезактиваторщика цеха «В» уранового производства с 03 октября 1994 года по 31 августа 1995 года, с 07 сентября 1995 года по 30 ноября 1995 года, с 06 декабря 1995 года по 31 июля 1996 года, с 03 августа 1996 года по 31 августа 1996 года, с 06 сентября 1996 года по 28 февраля 1998 года, с 12 марта 1998 года по 30 апреля 1998 года, с 03 мая 1998 года по 31 мая 1998 года, с 16 июня 1998 года по 31 августа 1998 года, с 12 сентября 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 23 октября 1998 года по 31 октября 1998 года, с 11 ноября 1998 года по 30 ноября 1998 года, с 23 декабря 1998 года по 31 января 1999 года, с 08 февраля по 28 февраля 1999 года, с 12 марта по 31 марта 1999 года, с 23 апреля по 30 апреля 1999 года, с 11 мая 1999 года по 31 января 2001 года, с 04 февраля 2001 года по 05 июня 2001 года; включить в страховой стаж Пономаревой Н. И. периоды работы на Ульбинском металлургическом заводе с 12 марта 1992 года по 02 октября 1994 года, с 06 июня 2001 года по 31 августа 2001 года, с 06 сентября по 30 сентября 2001 года, с 17 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 августа 2002 года, с 03 сентября 2002 года по 31 января 2007 года, с 02 февраля 2007 года по 30 апреля 2008 года, с 08 мая по 31 мая 2008 года, с 14 июня 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 19 декабря по 31 декабря 2008 года, с 19 января по 31 января 2009 года, с 19 февраля по 28 февраля 2009 года, с 19 марта по 31 марта 2009 года, с 02 апреля 2009 года по 31 мая 2009 года, с 27 июня 2009 года по 31 октября 2009 года, с 11 ноября по 30 ноября 2009 года, с 22 декабря по 31 декабря 2009 года, с 06 января 2010 года по 28 февраля 2015 года, с 04 марта по 31 марта 2015 года, с 16 апреля 2015 года по 31 октября 2019 года, с 06 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года; назначить страховую пенсию по старости с 18 ноября 2022 года.

Апелляционную жалобу истца Пономаревой Н. И. удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2023 года.

33-8223/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пономарева Н.И.
Ответчики
ОФПиСС РФ по Алтайскому краю
Другие
Решетова Ольга Михайловна
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
05.09.2023Передача дела судье
27.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Передано в экспедицию
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее