копия
Дело №
№
РЕШЕНИЕ
30 марта 2022 года город Норильск Красноярского края
Судья Норильского городского суда Красноярского края Фомушина Мария Алексеевна, с участием представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, Кауровой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Стройбытсервис» Шмелева В.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Малютиной А.А. № от 01 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Стройбытсервис» Шмелева В.А., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Малютиной А.А. № от 01 февраля 2022 года директор Общества с ограниченной ответственностью «Стройбытсервис» Шмелёв В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно данному постановлению, при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Стройбытсервис» в период с 13 сентября 2021 года по 24 сентября 2021 года, начатой на основании решения Енисейского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06 сентября 2021 года № на полигоне ТБО по <адрес> (<данные изъяты>, I-я категория (категория риска – чрезвычайно высокая) выявлено, что допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в нарушение ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. При этом на должностное лицо возлагается обязанность по организации и контролю выполнения в ООО «Стройбытсервис» всех видов работ по охране окружающей среды, согласно пунктам должностной инструкции директора ООО «Стройбытсервис» от 21 мая 2018 года: 3.5.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Стройбытсервис» подал в Норильский городской суд жалобу, в которой просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку у юридического лица имеется разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 28 июня 2016 года №, в тоже время в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" продлено действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению N 1(1), в том числе лицензий и разрешений, которые продлены в 2020 году. В связи с чем ООО «Стройбытсервис» правомерно осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель ООО «Стройбытсервис» Каурова Г.И., действующая на основании доверенности № 6/2022-Д от 10 января 2022 года, жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней, настаивала на отмене постановления от 01 февраля 2022 года и прекращении производства по делу.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Малютина А.А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
С учетом надлежащего извещения должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, о времени и месте судебного заседания, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Заслушав защитника юридического лица, проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, дела, 06 сентября 2021 года руководителем Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принято решение № о проведении плановой выездной проверки полигона ТБО ООО «Стройбытсервис» в период с 13 сентября 2021 года по 24 сентября 2021 года.
В рамках проверки 13 сентября 2021 года составлен протокол осмотра № в ходе которого на полигоне ТБО ООО «Стройбытсервис» проведен отбор почвы в трех точках, а также пробы воды.
21 сентября 2021 года составлен протокол № отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, в ходе которого был произведен осмотр площадок для хранения отходов на наличие переносных сетчатых ограждений непосредственно у места разгрузки и размещения ТБО, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте. Составлена фототаблица.
На основании отбора почвы и воды проведены лабораторные испытания, составлены экспертные заключения.
24 сентября 2021 года составлен Акт выездной проверки, согласно которого деятельность ООО «Стройбытсервис» в период с 2016 года по 28 июня 2021 года осуществлялась, в том числе на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 28 июня 2016 года №, выданного на основании приказа Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 28 июня 2016 года № 646, со сроком действия до 28 июня 2021 года, при этом юридическим лицом осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения.
По результатам проверки административным органом выдано предписание с устранением указанного в оспариваемом постановлении нарушения в срок до 24 января 2022 года.
Также согласно копии приказа № 08/2018-а от 25 мая 2018 года Шмелёв В.А. с 25 мая 2018 года был назначен директором ООО «Стройбытсервис». При этом должностная инструкция директора, на которую ссылается административный орган в постановлении, в материалах дела отсутствует.
Директором ООО «Стройбытсервис» в обоснование доводов жалобы, представлена копия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от 28 июня 2016 года, выданного на основании приказа Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 28 июня 2016 года № 646, со сроком действия до 28 июня 2021 года.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 продлено действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению N 1(1), в том числе лицензий и разрешений, которые продлены в 2020 году.
Из указанного в Постановлении Приложения № 1(1) следует, что в перечень срочных разрешений включены разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I категории.
Изложенное, также дублируется в Письме Минприроды России от 15.03.2021 N 21-50/3070-ОГ "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440", согласно которого сроки действия срочных лицензий и иных разрешений которые истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г., указанных в приложении N 1(1) к постановлению N 440, а также лицензий и разрешений, которые продлены в 2020 году и указаны в приложении N 1(1) к постановлению N 440, продлеваются на 12 месяцев.
Согласно представленным материалам дела полигон ТБО ООО «Стройбытсервис» является объектом I-й категории, в связи с чем на него распространяются положения Постановления РФ от 03.04.2020 N 440.
Таким образом, в исследованных в судебном заседании письменных материалах, сведений о том, что директор ООО «Стройбытсервис» совершил вмененное нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении юридическим лицом деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, не имеется, поскольку деятельность юридического лица, связанного с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлялось на основании действующего специального разрешения, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
В силу изложенного, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Малютиной А.А. № от 01 февраля 2022 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу следует прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № ░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░