Дело № 2-2848/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» августа 2021 г. г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Губановой М.В.
при секретаре: Ежелевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах Костина Владимира Семеновича к Государственному учреждению – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Костина В.С. к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ЧРО ФСС РФ), в обоснование требований указав, что Костин В.С., являясь инвалидом, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации имеет право на получение слухового аппарата и вкладыша к нему. Обращался по вопросу получения слухового аппарата и вкладыша к нему в фонд социального страхования в ДД.ММ.ГГГГ, однако средство реабилитации было предоставлено ему только в ДД.ММ.ГГГГ. В связи с длительной невыдачей технического средства реабилитации претерпел нравственные страдания, которые оценил в 50 000 руб.
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области, истец Костин В.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ по доверенности Абдуллина Д.Ф. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, доводы отзыва на исковое заявление поддержала в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации Костина В.С., как инвалида, за ним признано право в бессрочном порядке на получение такого технического средства реабилитации как слуховой аппарат цифровой заушный мощный – 1 шт. биноурально, вкладыш ушной индивидуального изготовления - 1 шт. биноурально.
ДД.ММ.ГГГГ истец Костин В.С. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении слухового аппарата цифрового заушного мощного, вкладыша ушного индивидуального изготовления на основании вышеуказанной индивидуальной программы реабилитации инвалида.
На основании данного заявления Костин В.С. поставлен ответчиком на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации.
На основании указанного заявления Костин В.С. в рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен слуховым аппаратом цифровым заушным мощным в количестве 1 шт., что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 1 шт., что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).
Вместе с тем, поскольку в Индивидуальной программе реабилитации инвалида (истца) № от ДД.ММ.ГГГГ прописано: слуховой аппарат цифровой заушный мощный 1 шт. биноурально, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) 1 шт. биноурально.
Филиалом № ГУ ЧРО ФСС РФ в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о разъяснении вопроса по количеству нуждаемости Костина В.С. в ТСР.
Как следует из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» в ИПРА Костина В.С. содержится техническая ошибка. Костин имеет право на получение слухового аппарата и вкладышей к нему в количестве двух штук каждой единицы ТСР.
ДД.ММ.ГГГГ Костин В.С. поставлен на учет по обеспечению его ТСР в нужном количестве.
Костин В.С. был включен в реестр получателей государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему выдано направление на получение ТСР.
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Костин В.С. обеспечен слуховым аппаратом в количестве 1 шт., от получения вкладыша Костин В.С. отказался.
Оценивая указанные обстоятельства, суд отмечает, что одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации является завершением предоставления указанной услуги, выдача направления может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права строго регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.
Рассматривая требования Прокурора о взыскании с ответчика в пользу Костина В.С. компенсации морального вреда суд приходит к выводу об отсутствии основания для ее взыскания в силу следующего.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, прямо предусмотренных в нормативных актах.
В данном случае судом не установлено действий (бездействия) ответчика, направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ему именно нематериальные блага, обеспечение средствами реабилитации как обязанность, носящая имущественный характер, не может быть к ним отнесена, вопреки доводам Прокурора.
Доказательств того, что заключение государственных контрактов по мере поступления бюджетного финансирования в ДД.ММ.ГГГГ находилось бы в прямой причинно-следственной связи с ухудшением здоровья истца в материалы дела не представлено.
Положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными нормативными актами в данной области правого регулирования, не предусмотрена возможность взыскания с фонда социального страхования компенсации морального вреда за нарушение порядка действий в области обеспечения инвалидов средствами реабилитации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах Костина Владимира Семеновича к Государственному учреждению – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Губанова