Дело № 2-295/21
УИД 42RS0036-01-2021-000350-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Топки 08 апреля 2021 года
Топкинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Гусева Д.А.
при секретаре Варивода А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурначевой И.В. к администрации Топкинского муниципального округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Мурначева И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Топкинского муниципального округа и просит обязать администрацию Топкинского муниципального округа предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в пределах г. Топки, в связи с признанием жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим.
Требования мотивированы тем, что она согласно постановлению администрации Топкинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков граждан на предоставление жилой площади в освободившихся квартирах, обмене и постановке на очередь граждан на получение и расширение жилой площади» была включена в списки граждан о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на получение и расширение жилой площади (категория «граждане, местом жительства которых являются жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при условии, что указанные жилые помещения являются для них единственными»). В настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования данного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ было принято заключение № от ДД.ММ.ГГГГ и данное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, является непригодным для проживания вследствие искривления горизонтальной линии стен, массовых разрушений фундамента, деформации стен, сквозных трещин, перекрытия на грани разрушения, биологического повреждения деревянных конструкций, проведение ремонтных работ экономически нецелесообразно. Таким образом, ввиду невозможности проживания в аварийном жилом помещении, которое не подлежит ремонту, она вынуждена проживать на арендуемой квартире. Она неоднократно обращалась в администрацию Топкинского муниципального округа с целью предоставления ей жилого помещения. Так, в соответствии со справкой № 01-15/197 от 06.03.2017 года на период 2017 года ее очередь была под №, но согласно постановлению администрации Топкинского городского поселения от 05.11.2020 г. №21-959 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь теперь под №.
Истец Мурначева И.В. и её представитель Корчагин А.Г., действующий по устному ходатайству с согласия суда, в судебном заседании обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердили, на требовании настаивали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Топкинского муниципального округа Мамашева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо Мурначев А.И. в судебном заседании требования истца поддержал.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд полагает заявленные Мурначевой И.В. исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения в связи со следующим.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции РФ частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Судом установлено, что Мурначева И.В. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 5,6,7)
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом истца по указанному адресу признан непригодным для дальнейшего проживания и эксплуатации (л.д. 9, 10).
На основании заявления Мурначевой И.В. (л.д. 33) постановлением администрации Топкинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ она постановлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 34, 35), по состоянию на 30.03.2021 года очередь на получение жилого помещения среди граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания и не подлежащими реконструкции или ремонту составляет № (л.д. 38).
Таким образом, установлено, что истец не занимает жилое помещение по договору социального найма, является собственником жилого помещения. У органа местного самоуправления существует обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения только в отношении тех лиц, которые занимают жилое помещение по договору социального найма.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если жилое помещение принадлежит лицу на праве собственности, то только при условии включения данного жилого помещения в региональную программу по переселению, собственник вправе претендовать на предоставление другого жилого помещения вне очереди на условиях договора социального найма.
Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения. Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются статьи 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.
Если лицо является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, то разрешение вопроса об улучшении его жилищных условий возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.
Общий порядок изъятия жилого помещения предусмотрен статьей 32 Жилищного кодекса РФ, согласно которой при изъятии жилого помещения производится возмещение за жилое помещение посредством выкупа жилого помещения по рыночной стоимости.
Возможность представления собственнику иного жилого помещения взамен изымаемого допускается по соглашению (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Данное соглашение возможно только при наличии согласия не только со стороны собственника, но и со стороны лица, для чьих нужд изымается земельный участок. Исключением являются случаи, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого дома в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела из пояснений участников процесса, жилой дом истца не включен в региональную программу. Также в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом, органом местного самоуправления не принималось решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а права и обязанности сторон относительно выкупной цены жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения устанавливаются на основании соглашения между ними.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07. 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что жилой дом, принадлежащий Мурначевой И.В. на праве собственности, признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось, данный дом не включен в программу по расселению ветхо-аварийных домов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у собственника жилого помещения не имеется каких-либо дополнительных прав, по сравнению с тем, как эти отношения регулирует ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а значит у администрации Топкинского муниципального округа отсутствует обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма, в связи с чем исковые требования Мурначевой И.В. к администрации Топкинского муниципального округа о предоставлении жилого помещения вне очереди подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мурначевой И.В. к администрации Топкинского муниципального округа об обязании администрации Топкинского муниципального округа предоставить Мурначевой И.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в пределах г. Топки, в связи с признанием жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Топкинский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Д.А. Гусев
Решение в окончательной форме изготовлено 09.04.2021 года.
Подлинный документ подшит в деле №2-295/21 Топкинского городского суда Кемеровской области.