РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № 2а-2506/2021
УИД № 50RS0044-01-2021-004002-14
15 октября 2021 года
город Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Барановой Е.В.,
с участием:
административного истца Грошкова А.П.,
представителя административного ответчика Следственного комитета Российской Федерации – Семина А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грошкова Александра Петровича к Следственному комитету Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину Александру Ивановичу о признании незаконным бездействия на заявление о преступлении,
установил:
Административный истец Грошков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным бездействие Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину А.И. по нерассмотрению заявления о преступлении, которое было направлено по почте и получено административным ответчиком 29.04.2021. Судом в соответствии с положениями ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Следственный комитет Российской Федерации.
Свои требования Грошков А.П. мотивирует тем, что с группой граждан он 26.04.2021 направил на имя Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. заявление о преступлении, которое было получено по почте 29.04.2021, однако до настоящего времени ответа не получено, просит обязать административного ответчика организовать надлежащее разрешение заявления.
Административный истец Грошков А.П. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях.
Представитель административного ответчика Следственного комитета Российской Федерации – Семин А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указал, что обращение Грошкова А.П. было рассмотрено, после чего направлено в Главное следственное управление по городу Москве для дальнейшего рассмотрения, о чём Грошкову А.П. было сообщено.
Выслушав объяснения административного истца Грошкова А.П., объяснения представителя административного ответчика, оценив представленные доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации названного конституционного права, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», закрепляющим право граждан обращаться лично в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (статья 1, часть 1 статьи 2 Закона № 59-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 статьи 5 поименованного закона определено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 названной статьи, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, а также обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 этой статьи.
Из материалов дела усматривается, что 29.04.2021 в Следственный комитет Российской Федерации поступило заявление Грошкова А.П. на неправомерные действия сотрудников прокуратуры и по иным вопросам, которое направлено для организации рассмотрения в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве.
Согласно частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» в следственных органах следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящий орган Следственного комитета с установлением контроля либо без такового. Сопроводительное письмо к обращению, направляемому в нижестоящий следственный орган без контроля, подписывает должностное лицо, которому поручено его рассмотрение (исполнитель). Письмо с поручением о проверке первичного обращения взятого на контроль, подписывает руководитель подразделения следственного органа, осуществляющего его рассмотрение, или его заместитель.
Из материалов дела видно, что указанное заявление Грошкова А.П. было рассмотрено и принято решение о перенаправлении письменного обращения в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве.
В материалы административного дела административным ответчиком представлены доказательства того, что копия ответа направлена в адрес заявителя Грошкова А.П..
В силу норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9). Указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. При этом, по общему правилу, (ч. 1 ст. 12 Федерального закона) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 62 постановления Пленума от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Суд не вправе оценивать целесообразность оспариваемого решения по существу его содержания, а также не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, предрешая существо решения, которое должно было быть принято.
При таком правовом регулировании, проанализировав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что требования Грошкова А.П. удовлетворению не подлежат, поскольку заявление Грошкова А.П. рассмотрено, ответ заявителю направлен.
Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Грошкова Александра Петровича к Следственному комитету Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину Александру Ивановичу о признании незаконным бездействия на заявление от 26 апреля 2021 года о преступлении, об обязании организовать рассмотрение заявления - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья В.А. Коляда
Мотивированное решение суда изготовлено 15 октября 2021 года
Председательствующий судья В.А. Коляда