Судья Распопин В.В. Строка 086, госпошлина 0 руб.
Докладчик Селезнев С.С. Дело № 2-723/2022; № 33-135/2023
УИД 83RS0001-01-2022-000962-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 13 сентября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Лисицына А.А.,
судей Селезнева С.С. и Яровицыной Д.А.,
при секретаре судебного заседания Выучейской Е.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Марковой А.П. и Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2022 г., которым
исковые требования Марковой Александры Петровны к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о признании отказов в компенсационных выплатах незаконными, признании права на компенсационные выплаты, возложении обязанности заключить договор о компенсационной выплате, взыскании компенсационных выплат удовлетворены частично.
Признаны незаконными отказы Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в заключении с Марковой Александрой Петровной договора о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, оформленные письмами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признано за Марковой Александрой Петровной право на предоставление единовременной выплаты в соответствии с Положением о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, утвержденным постановлением Администрации НАО от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Возложена на Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа обязанность заключить с Марковой Александрой Петровной договор о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок.
Взыскана с Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в пользу Марковой Александры Петровны единовременная компенсационная выплата медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, в размере 1 000 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований Марковой Александры Петровны к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа отказано.
Заслушав доклад судьи Селезнева С.С., объяснение представителя истца Кононова А.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия
установила:
Маркова А.П. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее – Департамент) о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что с 20 мая 2015 г. занимала должность главного врача КУЗ «Омская амбулатория» в селе <адрес>. Кроме этого, с ДД.ММ.ГГГГ по совместительству занимала должность врача терапевта на 0,25 ставки. В связи с реорганизационными мероприятиями и прекращением деятельности юридического лица трудовой договор с ней расторгнут ДД.ММ.ГГГГ и она была переведена на постоянную работу в ГБУЗ НАО «<адрес> поликлиника <адрес>» в обособленное подразделение – амбулаторию села Ома на должность врача терапевта (участкового). С ДД.ММ.ГГГГ непрерывно работает в амбулатории села Ома, куда переехала из <адрес>. В период с 2015 по 2022 годы она неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении ей компенсационной выплаты за 2015 и 2016 годы, предусмотренной ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ, однако получила отказ, поскольку с ней изначально был заключен срочный трудовой договор на один год, что не соответствует условиям выплаты, а в последующем она не была признана лицом, прибывшим в сельскую местность, поскольку ранее проживала и работала там.
Просила признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику в возрасте до 45 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2015 и 2016 годах на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, а отказ ответчика в заключении с ней договора о предоставлении компенсационной выплаты, выраженный в письмах от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признать за ней право на получение указанной выплаты в 2015 и 2016 годах и взыскать в ее пользу с ответчика единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб.
Кроме этого Маркова А.П. обратилась в суд с иском к Департаменту о признании за ней права на получение единовременной компенсационной выплаты на основании Положения, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, признании отказа ответчика в заключении договора о предоставлении компенсационной выплаты, оформленного уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным, возложить на ответчика обязанность заключить с ней соответствующий договор о единовременной компенсационной выплате, взыскать с ответчика единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. за счет средств бюджета <адрес>.
Указала, что соответствует условиям для компенсационной выплаты, а основания для отказа в ней были созданы искусственно. В свою очередь, она прибыла в Ненецкий автономный округ в 2015 году и продолжает работать в сельской местности со дня прибытия уже более пяти лет.
Определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе руководитель Департамента Левина Е.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Марковой А.П. требований. Полагает, что правоотношения по факту выплаты сотрудникам медицинских учреждений единовременной компенсационной выплаты регулируются трудовым законодательством, поэтому к требованиям истца должен применяться трехмесячный срок исковой давности, который пропущен, поскольку с момента отказа Марковой А.П. в такой выплате прошло более 6 лет. Указывает, что истцу обоснованно отказано в предоставлении единовременной выплаты, поскольку с ней в 2015 году были заключены срочные трудовые договоры о работе по должности главного врача КУЗ НАО «Омская амбулатория» и по должности врача терапевта на 0,25 ставки, в то время как для производства такой выплаты трудовые отношения должны быть оформлены на неопределенный срок и на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. Отмечая положения закона о софинансировании данной выплаты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, полагает, что суд необоснованно возложил обязанность выплаты только на Департамент.
Маркова А.П. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части, удовлетворив заявленные ею исковые требования в полном объеме. Не оспаривая решение суда в части взыскания в ее пользу единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., предусмотренной медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, не соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для взыскания в ее пользу за счет бюджета округа единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., которая предусмотрена ч. 9 ст. 37 Закона Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 г. № 382-оз.
Подробно анализируя положения ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Закона Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 г. № 382-оз «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» (в редакции закона округа от 18 декабря 2018 г.), считает, что региональным законодательством округа предусмотрена единовременная компенсационная выплата медицинским работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ненецкого автономного округа, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, которая должна быть предоставлена ей дополнительно к федеральной выплате. Порядок указанной выплаты предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Администрации НАО от 8 апреля 2019 г. № 91-п.
Считает, что она соответствует всем требованиям, необходимым для получения указанной региональной выплаты в размере 1 000 000 руб., как медицинский работник, переехавший в 2015 году в сельский населенный пункт.
Полагает, что право на получение федеральной выплаты не ограничивает ее право на получение выплаты, предусмотренной Законом НАО, которая является дополнительной мерой социальной поддержки. Право на получение данной выплаты возникло у нее с 1 января 2019 г., то есть с момента вступления в силу положений Закона НАО № 382-оз, предусматривающих указанную выплату, а факт переезда в округ в 2015 году не имеет правового значения, поскольку нормы регионального законодательства не содержат ограничительных условий по дате прибытия в сельский населенный пункт.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика представитель истца Кононов А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их ошибочными. Полагает решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Марковой А.П. законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 8 февраля 2023 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы Марковой А.П. и Департамента – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2023 г. данное апелляционное определение отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркова А.П., зарегистрированная по месту жительства в г. Архангельске и имеющая высшее медицинское образование, 18 мая 2015 г. заключила с Департаментом трудовой договор сроком на 1 год и с 20 мая 2015 г. была принята на должность главного врача КУЗ НАО «Омская амбулатория» в селе Ома Ненецкого автономного округа. Кроме этого, с 15 июня 2015 г. с ней заключен срочный трудовой договор по совместительству на должность врача терапевта на 0,25 ставки.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ КУЗ НАО «Омская амбулатория» прекратило свою деятельность 11 апреля 2016 г. путем реорганизации в форме присоединения к ГБУЗ НАО «Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа».
В связи с реорганизационными мероприятиями и прекращением деятельности юридического лица распоряжением Департамента от 29 марта 2016 г. № 49л/с трудовой договор от 18 мая 2015 г. расторгнут 31 марта 2016 г. и Маркова А.П. переведена на постоянную работу в ГБУЗ НАО «Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа» в обособленное подразделение – амбулаторию села Ома на должность врача терапевта (участкового). Договор заключен на неопределенный срок.
Также с истцом заключен трудовой договор от 1 апреля 2016 г., в соответствии с которым она принята на работу заведующим филиалом обособленного подразделения – филиала ГБУЗ НАО «Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа» амбулатория села Ома по совместительству.
С учетом дополнительного соглашения от 23 сентября 2019 г. истец занимает должность врача общей практики (семейный врач) обособленного подразделения – амбулатории села Ома по настоящее время.
30 октября 2015 г. Маркова А.П. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в 2015 г. единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации НАО от 16 июня 2015 г. № 193-п. Также истцом выражено согласие на заключение договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Письмом Департамента от 6 ноября 2015 г. № 15044 в предоставлении выплаты и заключении договора о ее предоставлении отказано в связи с тем, что с Марковой А.П. заключен срочный трудовой договор на один год, в то время как договор должен быть заключен на неопределенный срок, при этом нормами права установлена обязанность работника, получившего выплату, отработать пять лет по основному месту работы.
Аналогичным образом Марковой А.П. отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты письмами ответчика от 13 марта 2020 г. № 4032 и от 18 марта 2022 г. № 3737.
Также истцу распоряжением от 3 сентября 2021 г. № 1378 и письмом от 6 сентября 2021 г. № 12522 отказано в предоставлении компенсационной выплаты за 2016 год в связи с несоответствием условиям предоставления единовременной компенсационной выплаты, а именно в связи с тем, что Маркова А.П. не прибыла в Ненецкий автономный округ в сельский населенный пункт в 2016 году, а работает в нем с 2015 года.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя требования Марковой А.П. о возложении на Департамент обязанности заключить с ней договор о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, а также о взыскании с ответчика в ее пользу единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии истца определенным законодательством критериям, при которых медицинскому работнику должна быть предоставлена единовременная компенсационная выплата.
Судом указано, что Маркова А.П. на момент обращения за выплатой являлась медицинским работником медицинской организации государственной системы здравоохранения Ненецкого автономного округа, не достигла возраста 45 лет, имела высшее медицинское образование и прибыла в 2015 году на работу в сельский населенный пункт – село Ома Ненецкого автономного округа из другого населенного пункта.
При указанных обстоятельствах истец в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством имела право на предоставление в 2015 году единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., а на Департаменте лежала обязанность заключить с ней договор о предоставлении такой выплаты.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности произвести истцу указанную выплату, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что Маркова А.П. отработала более 5 лет в медицинской организации в селе Ома Ненецкого автономного округа, куда прибыла в 2015 году.
С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (ст. 50, ч.ч. 12.1 – 12.5 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 418-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в 2015 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Таким образом, приведенное законоположение определяет критерии, при соответствии которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 указанного Федерального закона, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в ч. 12.2 указанной статьи.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Администрация Ненецкого автономного округа приняла постановление от 16 июня 2015 г. № 193-п, которым утверждено Положение о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок.
Согласно п. п. 1, 2 Положения единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ненецкого автономного округа в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Ненецкого автономного округа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Ненецкого автономного округа из другого населенного пункта.
Единовременная компенсационная выплата предоставляется в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника (далее – выплата), заключившего договор, указанный в п. 10 настоящего Положения, из них за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ненецкого автономного округа в размере пятисот тысяч рублей и за счет средств окружного бюджета в размере пятисот тысяч рублей.
Департамент в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении выплаты, в соответствии с требованиями, указанными в п. п. 3 и 4 настоящего Положения, рассматривает заявление и принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении оформляется распоряжением Департамента (п. 7).
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении выплаты являются: выявление недостоверных сведений, указанных в заявлении о предоставлении выплаты; несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям п. 1 настоящего Положения.
В силу п. 10 Положения между медицинским работником, Департаментом и медицинской организацией, с которой медицинским работником заключен трудовой договор, заключается договор, предусматривающий: обязанность медицинского работника в течение пяти лет работать по основному месту работы в медицинской организации на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с соответствующей медицинской организацией; порядок перечисления медицинскому работнику выплаты в течение тридцати календарных дней со дня заключения данного договора на счет, открытый медицинским работником в кредитной организации; обязанность медицинского работника возвратить часть выплаты в случае прекращения трудового договора с соответствующей медицинской организацией до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, с указанием реквизитов счета для возврата средств; ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных данным договором, в том числе по возврату выплаты в случаях, указанных в пп. 3 п. 10 Положения.
Из указанных положений следует, что основаниями для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты и, соответственно, заключения договора о ее предоставлении, являются исключительно предоставление недостоверных сведений лицом, претендующим на выплату, либо несоответствие его установленным в п. 1 Положения критериям.
Как следует из материалов дела Маркова А.П. 18 мая 2015 г. заключила с Департаментом срочный трудовой договор о приеме на работу с 20 мая 2015 г. на должность главного врача КУЗ НАО «Омская амбулатория» в селе Ома Ненецкого автономного округа, срок действия договора определен до 31 декабря 2015 г.
15 июня 2015 г. между истцом и КУЗ НАО «Омская амбулатория» заключен срочный трудовой договор о приеме на работу с 15 июня 2015 г. на должность врача терапевта на 0,25 ставки, срок действия договора определен до 31 декабря 2015 г.
Поскольку одним из условий для заключения договора о предоставлении компенсационной выплаты в соответствии с п. 10 Положения о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа 16 июня 2015 г. № 193-п, являлось обязательство отработать в сельской местности не менее 5 лет, тогда как при заключении срочного трудового договора на короткий срок, до 31 декабря 2015 г., такого обязательства истец дать не могла, то факт подписания трудового договора на короткий срок не выражал намерение медицинского работника работать постоянно.
Таким образом, в соответствии с положениями ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», названным Положением о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат, по состоянию на 2015 год Маркова А.П. не обладала правом на заключение с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику, правом на единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей, предусмотренную ч. 12.1 ст. 51 указанного Федерального закона.
При переводе на постоянную работу в ГБУЗ НАО «Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа» в обособленное подразделение – амбулаторию села Ома на должность врача терапевта (участкового) и заключении трудового договора от 1 апреля 2016 г. на неопределенный срок, у Марковой А.П. возникли обстоятельства, соответствующие обязательным условиям для возникновения права на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренным ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Вместе с тем, указанная правовая норма является императивной и ставит в прямую зависимость наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению единовременных компенсационных выплат, и не предусматривает выплаты в 2016 году медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок в 2015 году.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконными отказов Департамента в заключении с Марковой А.П. договора о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, а также для заключения с истцом соответствующего договора о предоставлении ей единовременной компенсационный выплаты и взыскания с ответчика данной выплаты в размере 1 000 000 руб. являются ошибочными, поскольку противоречат приведенным положениям законодательства.
Кроме этого, частично удовлетворяя требования Марковой А.П., суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что истцом не пропущен срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Таким образом, исковая давность является сроком, установленным законом для принудительного исполнения обязанности, для совершения в юрисдикционной форме действий в целях защиты, восстановления нарушенных (оспариваемых) прав. Возможность реализации нарушенного права означает, что у истца есть основания для предъявления требования - нарушены принадлежащие ему субъективные права на имущество, денежные суммы и другое со стороны конкретного лица ответчика.
В абз. 1 п. 10 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений, в том числе, ст. 56 ГПК РФ, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Как следует из материалов дела, первоначально истцу отказано в предоставлении выплаты и заключении договора письмом Департамента от 6 ноября 2015 г. Таким образом, именно с даты получения указанного письма истец знал о нарушении своего права, однако с исками по настоящему делу Маркова А.П. обратилась в суд 8 июня 2022 г., то есть с пропуском срока исковой давности, о чем было заявлено ответчиком в судебном заседании.
Пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Марковой А.П. к Департаменту подлежит отмене с вынесением нового решение об отказе в удовлетворении требований Марковой А.П. к Департаменту.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика единовременных компенсационных выплат, предоставляемых медицинскому работнику, прибывшему в сельскую местность в 2016 году и после 2019 года, поскольку нормативные правовые акты, предусматривающие указанные выплаты были приняты и вступили в силу после прибытия истца в сельский населенный пункт.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, мотивированными, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела и требованиям закона.
Вопреки доводам Департамента о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования надлежащим ответчиком по спору является именно Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
В соответствии с указанными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, Федеральный фонд не является стороной договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Условия о частичном финансировании выплаты за счет средств Фонда не создает условий для возникновения у него прямого обязательства перед истцом по осуществлению части компенсационной выплаты, поскольку законодательством установлен иной порядок взаиморасчетов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2022 г. в части удовлетворения требований Марковой Александры Петровны к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о признании незаконными отказов Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в заключении с Марковой Александрой Петровной договора о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, оформленных письмами от 6 ноября 2015 г. № 15044, от 13 марта 2020 г. № 4032, от 18 марта 2022 г. № 3737;
признания за Марковой Александрой Петровной права на предоставление единовременной выплаты в соответствии с Положением о предоставлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, утвержденным постановлением Администрации НАО от 16 июня 2015 г. № 193-п;
возложения на Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа обязанности заключить с Марковой Александрой Петровной договор о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок;
взыскания с Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в пользу Марковой Александры Петровны единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, в размере 1 000 000 руб. отменить и принять в данной части новое решение.
Исковые требования Марковой Александры Петровны к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о признании незаконными отказов в предоставлении компенсационной выплаты, признании права на компенсационную выплату, возложении обязанности заключить договор о компенсационной выплате и взыскании компенсационной выплаты оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Марковой А.П. – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Лисицын
Судьи С.С. Селезнев
Д.А. Яровицына
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 сентября 2023 г.