Дело № 2-1567/2017
Решение
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Шайдуллиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Семеновой Кристине Евгеньевне о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился с иском к Семеновой Кристине Евгеньевне о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в г. Севастополе, <адрес>, кадастровый №.
В обоснование иска указано, что на основании решения Инкерманского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» земельных участков для индивидуального дачного строительства по <адрес> в <адрес>, г. Севастополя», ответчику был передан вышеуказанный земельный участок. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя, Решение Инкерманского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» земельных участков для индивидуального дачного строительства по <адрес> в <адрес>, г. Севастополя является незаконным, заявления членов Обслуживающего кооператива «ДСК «<данные изъяты>» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали, проект землеустройства от граждан-членов кооператива не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался органами государственной власти. По представленному кооперативом проекту отвода земельного участка согласования с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и с Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской государственной администрации отсутствуют.Указанное свидетельствует о том, что земельный участок, находящийся в собственности ответчика незаконно был поставлен на кадастровый учет, то есть он выбыл из государственной собственности в нарушение норм действующего законодательства, действующего на момент возникновения правоотношений.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Семенова К.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные пояснения, в которых исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном процессуальным законом порядке.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации (21.03.2014 года), регулировались законодательством Украины.
Согласно статье 116 Земельного Кодекса Украины, граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения, следовало, что к полномочиям Инкерманского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее на территории города Севастополя законодательством, является решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.
Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя установлено, что в нарушение норм законодательства, решения об изъятии земельных участков, расположенных в городе Севастополе по <адрес> для нелесохозяйственных нужд органами исполнительной власти не принимались, с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды не согласовывалось, в то время как, решением фактически изменено целевое назначение части земельного участка, который находился в пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Учитывая изложенное, находящиеся в собственности членов Обслуживающего кооператива « ДСК «<данные изъяты>» земельные участки выбыли из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Инкерманским городским Советом за № вынесено решение «О даче согласия гражданам-членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью <данные изъяты>,0 га, расположенных в районе <адрес>, для индивидуального дачного строительства».
Согласно ч. 4 ст. 123 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.
Проект землеустройства относительно отвода земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не образован, - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения облгосадминистрации по вопросам градостроительства и архитектуры (ч. 2 ст. 186-1 ЗК Украины).
Согласно ч. 4 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, разработчик представляет на согласование в орган, определенный в части первой этой статьи, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в органы, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, - заверенные им копии проекта.
Согласно протоколу № заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулировании земельных и водных отношений, было принято решение отказать в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью <данные изъяты>,0 га и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» (согласно приложению) земельных участков площадью по <данные изъяты> га для индивидуального дачного строительства в районе <адрес>. В графе альтернативное решение указано: утвердить проект, передать в собственность граждан (рукописный текст).
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований проект землеустройства по отводу спорного земельного участка ОК «ДСК «<данные изъяты>» в установленном порядке не согласован.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Инкерманским городским Советом вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» земельных участков для индивидуального дачного строительства по <адрес> в <адрес>, г. Севастополя». В приложении к решению № от ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан-членов ОК «ДСК «<данные изъяты>» указана Семёнова К.Е.
Однако, согласно данным ГКУ «Архив города Севастополя» с заявлением о выделении спорного земельного участка обращался Мананников О.Н.
Из исследованных в судебном заседании документов, представленных Севреестром установлено, что сведения о регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в г. Севастополе, <адрес> - отсутствуют.
Согласно ч.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 8 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014, сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствие с п. 5 ст. 4 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что вышеуказанное распоряжение Инкерманского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением действующего на тот период законодательства.
Так, в собственность ответчика без соблюдения процедуры по обращению заинтересованных лиц в уполномоченный орган, в отсутствие проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласованного с заинтересованными организациями, передан спорный земельный участок.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности всех последующих действий, произведенных в том числе по постановке на кадастровый учет данного земельного участка.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014 (далее – Закон № 46-ЗС) установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС, Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения, основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Вышеустановленные факты свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Кроме того, согласно п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18.03.2014 акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо его воли собственника, функциональным правопреемником которого является Правительство Севастополя, в лице уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 1).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним наряду со сделками, актами органов государственной власти и органов местного самоуправления являются также и вступившие в законную силу судебные акты.
С учетом удовлетворения требований истца об истребовании имущества из чужого незаконного владения собственника, основания для удовлетворения иных заявленных требований судом не установлено, суд находит их излишне заявленными, в связи с чем, в их удовлетворении считает необходимым отказать.
Решение суда служит основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости, кадастровый №.
С учетом незаконной постановки земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> на кадастровый учет, данный объект подлежит снятию с указанного учета, с аннулированием записи о государственном кадастре недвижимости Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
При указанных обстоятельствах, исковые требования законны, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Семеновой Кристины Евгеньевны земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Семеновой Кристины Евгеньевны в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 15.08.2017.