дело № 2а – 11 – 198/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Окуловка Новгородской области 18 марта 2020 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре Федоровой В.Б., с участием административного истца Смородиной Л.В., представителя административного ответчика администрации Окуловского муниципального района Шоломовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смородиной ФИО8 к администрации Окуловского муниципального района о признании бездействия в отсутствии постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставление жилого помещения, обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях социального найма,
установил:
Смородина Л.В. обратилась в Окуловский районный суд Новгородской области с административным исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района о признании бездействия в отсутствии постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставление жилого помещения, обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях социального найма. В обоснование административных исковых требований Смородина Л.В. указала, что зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> Квартира Смородиной Л.В. находится в здании, принадлежащем на праве собственности Окуловскому муниципальному району, объект права – хозяйственный двор усадьбы герцога Лихтенбергского (А.Д. Громова), объект недвижимости является объектом культурного наследия регионального значения, включен в реестр объектов культурного наследия. Хозяйственный двор усадьбы герцога Лихтенбергского (А.Д. Громова) относится к категории нежилых помещений, находится в неудовлетворительном состоянии, однако администрация Окуловчского муниципального района как собственник последнего не решала вопрос о переводе нежилого помещения в жилое помещение и меры к надлежащему содержанию своей собственности не принимает. Изложенные обстоятельства, по мнению Смородиной Л.В., позволяют просить суд признать бездействие администрации Окуловского муниципального района в отсутствии постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, не соответствующим ст.ст. 52, 51, 49 ЖК РФ, признать за административным истцом право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставление отдельного жилого помещения, обязать администрацию Окуловского муниципального района предоставить административному истцу вне очереди отдельное жилое помещение на условиях социального найма.
Определением Окуловского районного суда Новгородской области к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен Якимов А.В.
Административный истец Смородина Л.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, заявлении об уточнении административных исковых требований, одновременно показала, что с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрацию Окуловского муниципального района обращалась в ДД.ММ.ГГГГ, однако в принятии последнего было отказано, в дальнейшем подобного заявления с приложением пакета документов не подавала.
Представитель административного ответчика администрации Окуловского муниципального района Шоломова Е.А. с административными исковыми требованиями не согласилась, в том числе обосновав возражения доводами, изложенными в письменных возражениях, приобщенных к материалам административного дела.
Заинтересованное лицо Якимов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие последнего.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав в судебном заседании обстоятельства административного дела по представленным доказательствам, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Смородина Л.В. и Якимов А.В. зарегистрированы по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу <адрес>, есть хозяйственный двор усадьбы герцога Лейхтенбергского (А.Д. Громова) и передан в муниципальную собственность Окуловского муниципального района на основании приказа Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный объект недвижимого имущества является объектом культурного наследия «Усадьба Герцога Лейхтенбергского. Парк» (Усадьба Громова А.Д. XIX в.). Указанный объект недвижимого имущества многоквартирным домом не является, непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим не признавался. По результатам осмотра технического состояния объекта культурного наследия - «Усадьба Герцога Лейхтенбергского. Парк» (Усадьба Громова А.Д. XIX в.) в ДД.ММ.ГГГГ общее состояние усадьбы оценено как неудовлетворительное.
Смородина Л.В. в течение ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращалась с заявлениями в органы местного самоуправления муниципального района и сельского поселения, в органы прокуратуры и полномочному представителю Президента РФ в Северо – Западном федеральном органе, которые касались, в том числе вопросов реализации жилищных прав заявителя, по результатам рассмотрения которых заявителю даны ответы. Заявление о признании малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Смородина Л.В. в администрацию Окуловского муниципального района не подавала, что следует из представленной по запросу суда информации органа местного самоуправления и не отрицалось самим административным истцом.
Статья 226 КАС РФ, регламентируя судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11). Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении совокупности двух обстоятельств – несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение в результате этих решения, действий (бездействия) прав, свобод и законных интересов административного истца. Совокупность таких условий в настоящем споре отсутствует, поэтому основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют, поскольку материалы административного дела и пояснения участников процесса позволяют сделать вывод о том, что незаконного бездействия, которое, по мнению административного истца, выражается в отсутствии постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрацией Окуловского муниципального района не допущено, поскольку соответствующее заявление, по результатам рассмотрения которого орган местного самоуправления принимает либо решение о принятии на учет либо решение об отказе в принятии на учет, Смородина Л.В. не подавала.
Доводы административного истца Смородиной Л.В. о подаче ею в ДД.ММ.ГГГГ заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в принятии которого было отказано, надлежащими и допустимыми доказательствами не подтверждены, факт подачи такого заявления представитель административного ответчика администрации Окуловского муниципального района Шоломова Е.А. отрицает, при этом суд отмечает, что и срок обращения с административным исковым заявлением в суд об оспаривании отказа в принятии заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях при изложенных обстоятельствах административным истцом пропущен.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Факт несоответствия бездействия административного ответчика нормативным правовым актам и нарушение в результате этого бездействия прав, свобод и законных интересов административного истца не нашел своего подтверждения (как и факт самого бездействия как такового), в связи с чем отсутствуют основания для обязания органа местного самоуправления предоставить административному истцу вне очереди отдельное жилое помещение на условиях социального найма, при этом суд отмечает, что административный истец не представила доказательства, подтверждающие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ наличие оснований к предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Одновременно суд отмечает, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, а не признает за субъектом права возможность последнего реализовать предоставленные ему права, в связи с чем полагает, что административные исковые требования о признании за административным истцом права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставление отдельного жилого помещения не могут быть предметом настоящего спора, поскольку такое право предоставлено административному истцу ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ, административный истец от реализации принадлежащего ей права на отказывалась, при том что отказ гражданина от осуществления принадлежащих ему прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом, и оно никем не нарушено, в связи с чем не требует формального признания, облеченного в судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Смородиной ФИО9 к администрации Окуловского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Гусева
Решение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2020 года.
Судья А.С. Гусева