№2-3327/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Рожковой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Христофоровой А.С.,
с участием:
истца Цыплухина С.И.,
представителя ответчика Инякиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Цыплухина С.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе г. Волгограда о признании незаконными решения и действия, взыскании суммы, возложении обязанности, признании незаконным прокламационного листка,
у с т а н о в и л:
Цыплухин С.И. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Краснооктябрьском районе г.Волгограда о признании незаконными решения и действия, взыскании суммы, возложении обязанности, признании незаконным прокламационного листка.
В обоснование иска указано, что истец является пенсионером с 1 октября 2013 года, и получает пенсию менее величины прожиточного минимума пенсионера. С 9 ноября 2017 года он признан инвалидом 3-ей группы. Как инвалид он имеет право на получение социальной доплаты к пенсии, в виде денежной суммы до величины прожиточного минимума пенсионера в Волгоградской области, а также на получение суммы в счет оплаты набора социальных услуг. Данные суммы не входят в состав пенсии, а являются мерами социальной поддержки.
Однако, после установления ему инвалидности, ответчик не выплачивает истцу ежемесячную денежную выплату и сумму, в счет оплаты набора социальных услуг.
Просит: признать незаконными решение и действие УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда при начислении истцу пенсии с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года, в отказе выплаты ЕДВ за указанный период, произвести перерасчет выплаты пенсии с учетом ЕДВ и НСУ на указанный период, взыскать с ответчика в пользу истца: незаконно удержанные денежные средства в счет оплаты набора социальных услуг с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года в сумме 21 037 рублей 98 копеек; невыплаченные в виде отдельного платежа к пенсии ежемесячные выплаты как инвалиду 3-ей группы с декабря 2017 года по сентябрь 2019 года 42 171 рубль 50 копеек, признать незаконным прокламационный листок ответчика.
В судебном заседании истец Цыплухин С.И. поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Инякина М.В. иск не признала, представила письменные возражения, просит отказать в иске.
Суд, выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является получателем трудовой (страховой) пенсии по старости с 20.09.2013 г., назначенной ему по достижении общеустановленного возраста для мужчин - 60 лет, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 173-ФЗ), в соответствии с которым осуществлялось пенсионное обеспечение на момент назначения трудовой пенсии истцу.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту Закон № 178-ФЗ) общая, сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ)), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи.4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12.1 Закона 178-ФЗ при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона № 173-ФЗ;
дополнительного материального (социального) обеспечения;
ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В силу п. 4 ст. 12.1 Закона 178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении (индексации) размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума (размеров соответствующих выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки), влекущем увеличение размеров социальных доплат к пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлено (определено) указанное изменение.
Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (размеров соответствующих выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов Российской Федерации), влекущем уменьшение размера федеральной социальной доплаты к пенсии, производится с 1-го числа месяца, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено извещение в соответствии с частью 13 настоящей статьи.
Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
С учетом указанных норм, поскольку размер трудовой (страховой) пенсии по старости истца составлял менее установленной в Волгоградской области величины прожиточного минимума, Управлением, в соответствии с заявлением истца от 20.09.2013г. принято решение о назначении федеральной социальной доплаты, размер которой не является фиксированным и зависит от общей суммы материального обеспечения пенсионера.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 28.1 Закона 181-ФЗ гражданам, являющимся инвалидами, установлена ежемесячная денежная выплата.
Истец является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как инвалид 3 группы на основании ст. 28.1 п. 2 пп.3 Закона № 181-ФЗ с 09.11.2017 г.
В соответствии с п. 3 ст. 28.1 Закона № 181-ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от оснований, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года №3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
При этом, ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР (пункт 5 ст. 28.1 Закона № 181-ФЗ).
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Законом № 178-ФЗ.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В силу ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Закона № 178-ФЗ, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно ст. 12 Закона № 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В соответствии со ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (п. 1).
Процедура отказа от набора социальных услуг регламентируется Законом № 178-ФЗ и урегулирована Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан от 29.12.2004г. № 328, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 328 (далее - Порядок № 328).
Согласно нормам Закона № 178-ФЗ (п. 2 ст. 6.3) и положениям Порядка № 328 периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Из ч. 3 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ и Порядка № 328 следует, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Закона.
В заявлении должно быть указано, от чего именно отказывается гражданин: от получения всего набора социальных услуг, предусмотренного п. 1 ст. 6.2 или от одной из его составляющих (медицинской (ч. 1 п. 1 ст. 6.2) или транспортной (ч. 2 п. 1 ст. 6.2)).
До настоящего времени, истец с соответствующим заявлением не обращался, что не оспаривается им в судебном заседании и подтверждается пенсионным делом, в связи с чем, набор социальных услуг получается им в натуральном выражении.
Порядок получения набора социальных услуг, в том числе и в натуральном выражении регламентируется вышеуказанным Порядком № 328.
В соответствии с п. 2.1 Порядка № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения) (п. 3.1 Порядка №328).
Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г. регистрационный №6189).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка № 328).
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п. 4.3 Порядка №328).
Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в Санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения й социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 4.4 Порядка № 328).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Оспаривая действия Управления, истец считает, что поскольку набор социальных услуг (ПСУ) не получается им в виде денежных выплат, стоимость НСУ не должна входить в общую сумму его материального обеспечения при определении размера федеральной социальной доплаты к пенсии.
Однако, указанные доводы Цыплухин С.И. противоречат приведенным выше нормам права, основаны на неверном их толковании, и не могут быть приняты судом по внимание.
При таких данных, УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда каких-либо нарушений при начислении пенсии и других выплат Цыплухин С.И. за период с декабря 2017 года по настоящее время не допустило.
Исковые требования о признании незаконным прокламационного листка не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают в порядке искового судопроизводства пенсионные споры, в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями, т.е. о защите нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, прокламационный листок не является официальным документом или решением Управления, нарушающим какие-либо права истца.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать Цыплухин С.И. в иске в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░ 21 037 ░░░░░░ 98 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 3-░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░ 42 171 ░░░░░ 50 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░