Дело № 2-864/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2015 года с. Туринская Слобода
Слободо-Туринский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Степанцовой Г.А.,
при секретаре Ерохиной О.Н., с участием:
прокурора в лице помощника прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области Ирзутова Д.В.,
представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району Патрушевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах Косовской Елены Владимировны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах Косовской Елены Владимировны обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство строительства), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – МУГИСО), государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – Фонд жилищного строительства), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району (далее – Управление социальной политики) о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
В обоснование заявленных требований указал, что Косовская Е.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав: мать ФИО3 – решением Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 – решением Частоозерского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ. Косовская Е.В. находилась на попечении ФИО5
Косовская Е.В. не имеет жилых помещений по договорам социального найма или на праве собственности, в том числе как член семьи собственника или нанимателя, закрепленное жилье также отсутствует.
В настоящее время Косовская Е.В. состоит на учете, как нуждающееся в жилом помещении лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в Управлении социальной политики по Слободо-Туринскому району на основании приказа начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Косовская Е.В. не имеет жилых помещений по договорам социального найма или на праве собственности, в том числе как член семьи собственника или нанимателя, закрепленное жилье также отсутствует.
Однако до настоящего времени жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Косовской Е.В. не предоставлено, чем нарушаются ее права и законные интересы.
На основании изложенного прокурор просит: возложить на Фонд жилищного строительства обязанности по приобретению жилого помещения для ФИО10 не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления на территории муниципального образования Слободо-Туринский муниципальный район, а также обязанности - подготовить договор найма специализированного жилого помещения, и направить в Управление социальной политики; обязать МУГИСО зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный фонд Свердловской области; обязать Министерство строительства распределить жилое помещение Косовской Е.В.; обязать Управление социальной политики обеспечить подписание Косовской Е.В. договора найма специализированного жилого помещения направить его в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение пяти рабочих дней.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Косовская Е.В. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика – Управления социальной политики Патрушева Т.Г., в судебном заседании с иском согласилась, указав, что Косовская Е.В. состоит на учете лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. На данный момент жилое помещение ей не предоставлено.
Министерство строительства, Фонд жилищного строительства, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Представитель ответчика – МУГИСО, надлежаще извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, но ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве указал, что требования, предъявленные к МУГИСО, являются необоснованными. Полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены Министерство строительства и Фонд жилищного строительства. К компетенции МУГИСО относятся функции по учету жилых помещений для указанной категории лиц. МУГИСО является уполномоченным органом по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по ведению реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для указанной категории лиц, по управлению данными жилыми помещениями, относящимися к государственной казне Свердловской области.
В соответствии с положениями ч.4 и ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения прокурора, представителя ответчика – Управление социальной политики, суд принял решение о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав прокурора, представителя ответчика - Управления социальной политики, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Косовская Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты>, Косовская Елена Владимировна родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются: ФИО4 и ФИО3 (л.д.10).
Решением Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и решением Частоозерского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, соответственно ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери – Косовской Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11-12,13).
Распоряжением и.о. начальника Слободо-Туринского муниципального отдела управления образованием от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Косовской Е.В. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО5 (л.д.14).
В настоящее время Косовская Е.В. состоит на учете, как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в Управлении социальной политики по Слободо-Туринскому района на основании приказа начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.21).
Тот факт, что Косовская Е.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.
Приказом начальника Управления социальной политики по Слободо-Туринскому району № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилым помещений государственного специализированного фонда Свердловской области, где Косовская Е.В. поименована под №.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Косовская Е.В. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из уведомления <данные изъяты> следует, что в собственности Косовской Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимого имущества нет (л.д.16).
Из материалов дела следует, что Косовская Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является (л.д.18-20).
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (в настоящее время Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области).
Процедура обеспечения жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, в соответствии с которым обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
На основании Постановлений Правительства СО от 26.04.2012 года № 417-ПП, 04.07.2012 № 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 № 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования.
Согласно Закону Свердловской области от 22.03.2006 года № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области подлежат, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот.
При этом осуществление учета указанной категории возложено на органы опеки и попечительства. В соответствии с положениями Указа Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 года № 1250-УГ, полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложена на Министерство социальной защиты населения по Свердловской области.
Согласно пп. 20 п. 12 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 года № 1164-ПП, Управление ведет учет льготной категории граждан, проживающих на территории района, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, Управление социальной политики обязано вести учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, защищать их права и законные интересы.
В соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 07.12.2012года № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» гражданам могут предоставляться жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в том числе жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно жилые дома и квартиры, входящие в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области.
Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области согласно статье 3 Закона СО № 96-ОЗ предоставляются гражданам путем:
1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений;
2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования;
3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.
Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области. Порядок принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (статья 5 Закона СО № 96-ОЗ).
Из положений статьи 6 Областного закона № 96-ОЗ, следует, что договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с изменениями с 01.01.2013 г. заключаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области или государственными учреждениями Свердловской области, указанными в решениях о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области. Государственные учреждения Свердловской области, которые вправе заключать договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Правительством Свердловской области.
В силу постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по принятию решений о предоставлении и заключению договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года №527 - ПП во исполнение Федерального закона от 29.12.2012 года №15-ФЗ утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Пунктом 3 Порядка установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области.
Согласно пункту 9 указанного Порядка, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку, жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения однократно (п.3)
Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с Приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, которые являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (п.п.7,8) При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является фонд жилищного строительства. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров подлежат возврату в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО10 относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жильем, внесен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достиг 18-летнего возраста, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) должна быть обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности. Иное
являлось бы нарушением конституционного права ФИО11 на жилище, установленное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно на территории населенного пункта в границах субъекта РФ, где Косовская Е.В. включена в список, т.е. в <адрес>.
Предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов (ч. ч. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика – МУГИСО о том, что данный орган осуществляет только функции по учету жилых помещений для детей-сирот, суд считает несостоятельными.
Реализация указанных выше норм по обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагает осуществление взаимодействия между всеми субъектами, ответственными за реализацию прав лиц указанной категории на жилое помещение – Министерство строительства, Фонд жилищного строительства и Управление социальной политики, МУГИСО.
При этом в ходе указанного взаимодействия у них возникают и реализуются взаимные права и обязанности.
Как установлено, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. То есть, создан специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот.
В свою очередь, после передачи соответствующих документов Фондом жилищного строительства, МУГИСО своим приказом зачисляет жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретенные в областную собственность, в государственный специализированный жилищный фонд, и только после этого возможно решение вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей и заключение с ними договора найма на данное жилье специализированного жилищного фонда.
Именно в рамках такого взаимодействия смогут реализоваться в полном объеме предусмотренные требования о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в том числе в отношении Косовскойя Е.В.
В связи с чем суд, считает необходимым возложить обязанность по приобретению и предоставлению жилья как на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управление социальной политики по Слободо-Туринскому району, а также на МУГИСО с включением приобретенного для Косовской Е.В. жилья в состав государственного специализированного жилищного фонда и заключения с ним договора найма государственного специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах Косовской Елены Владимировны удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления на территории муниципального образования Слободо-Туринский муниципальный район, для Косовской Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и обязать подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Косовской Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и направить его для подписания в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району.
Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность по зачислению приобретенного жилого помещения для Косовской Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, зачисленного в оперативное управление государственного казенного учреждения «Фонд жилищного строительства».
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность распределить жилое помещение Косовской Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району после получения из Государственного казенного учреждения «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения, обеспечить подписание Косовской Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора найма специализированного жилого помещения и направить его в Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд, его вынесший, в течение месяца со дня вынесения решения.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом, вынесшим решение, по заявлению этого лица, поданного одновременно с апелляционной жалобой.
Не использование лицами, участвующими в деле, право на апелляционное обжалование может послужить препятствием для пересмотра решения в кассационном порядке.
Судья – подпись.
Копия верна.
Судья Г.А.Степанцова