Дело №2-3760/20
22RS0066-01-2020-005576-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего М.М. Бирюковой,
при секретаре И.Ю.Безменовой,
с участием помощника прокурора Е.П.Боровковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в интересах Киселевой Д.В. к Краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Бийска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Киселевой Д.В. к КГКУ «Региональное жилищное управление», в котором просит установить факт проживания истца в г.Бийске с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика предоставить ей специализированное жилое помещение в границах г.<адрес>
В обоснование требований указано, что Киселева Д.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о ней включены в соответствующий список. Истец проживает в г.Бийске с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована там же, в собственности каких-либо жилых помещений не имеет. В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ имеет право на получение жилья, обращалась к ответчику с письменным заявлением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
На основании изложенного, прокурор г.Бийска, действуя в интересах истца Киселевой Д.В., обратился в суд, просит заявленные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор Е.П.Боровкова исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить, на удовлетворении требований об установлении факта проживания не настаивала, поскольку они излишни ввиду регистрации материального истца в г.Бийске.
Материальный истец Киселева Д.В. в судебном заседании просила предоставить ей жилое помещение в г.Бийске в соответствии с установленными нормами.
Ответчик КГКУ «Региональное жилищное управление» извещено о судебном заседании надлежащим образом, в суд своего представителя не направило.
Суд, в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора, материального истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Киселева Д.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении серии I-ТО № в качестве матери указана Киселева С.В., в графе «отец» стоит прочерк.
Киселева С.В. на основании решения Солтонского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении Киселевой Д.В.
Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по дате поступления заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
Материальный истец зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из данных паспорта.
Представленными документами подтверждается факт проживания истца на территории г.Бийска Алтайского края, в связи с чем установление данного факта не требуется, указанное требование в просительной части иска заявлено излишне.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, в собственности истца не находится, согласно выписке Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю его собственником является Заремба С.В.
Жилое помещение в <адрес> также истцу не принадлежит, что подтверждается данными Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю за истцом жилые помещения на праве собственности на территории Российской Федерации не значатся.
Сведений об участии в приватизации и наличии права пользования по договору социального найма у истца не имеется.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, так в п. 1 ст. 8 предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 01.01.2019, в абзацы 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесена редакция, согласно которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после обращения данного лица с заявлением о предоставлении жилого помещения по достижению им возраста 18 лет.
Из материалов дела следует, что материальный истец обращалась с заявлением в КГКУ «Региональное жилищное управление» о предоставлении ей жилого помещения, однако жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено. Таким образом, истцом соблюден порядок, установленный в ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Предоставление жилого помещения по Списку (в порядке очередности), сформированного ответчиком по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, противоречит федеральному законодательству и снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку истец не обеспечена жилым помещением, в собственности и в пользовании на основании социального найма помещений не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, то есть соблюден заявительный порядок обращения, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Ответчик обязан предоставить Киселевой Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв. м.
На основанииЗакона Алтайского края от 06.07.2016 N 57-ЗС, вступившего в законную силу 01.08.2016, в ст. 17-1, Закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" внесены изменения, согласно которым уполномоченным на принятие на учет и предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является КГКУ «Региональное жилищное управление». В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является КГКУ «Региональное жилищное управление».
На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес> края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:Исковые требования удовлетворить.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» предоставить Киселевой Д.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования <адрес> края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв. м..
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, прокурор вправе принести на него представление в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем принесения апелляционной жалобы, представления в Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья М.М. Бирюкова