Решение по делу № 2а-142/2018 от 23.11.2017

Дело № 2а-142/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 января 2018 года г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре Рохман С.Р.,

с участием административного истца Быкова ФИО7, представителя административного истца Маркелова С.С., действующего на основании доверенности, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Галицкой К.В.., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Быкова ФИО8 к Администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Быкова ФИО9 о признании незаконным постановления об отказе в соглашении о перераспределении земельных участков,

установил:

    Быков С.Г. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо Комитет по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным постановления об отказе в соглашении о перераспределении земельных участков, в обоснование которого указал, что ему принадлежит на праве собственности ? часть земельного участка, площадью 460 кв.м. с кадастровым номером иные данные, расположенного по адресу: <адрес>, , с расположенными на нем жилым домом полезной площадью 31,8 кв.м., условный и жилым домом общей площадью 135,3 кв.м., условный . Супруге Быковой Т.В. также принадлежит на праве собственности ? часть земельного участка, площадью 460 кв.м. с кадастровым номером иные данные, расположенного по адресу: <адрес>, № 241, с расположенными на нем жилым домом полезной площадью 31, 8 кв.м., условный и жилым домом общей площадью 135,3 кв.м., условный . Он и ФИО1 направили в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов заявление о перераспределении земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией вынесено постановление об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по тем основаниям, что часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права. Просит признать незаконным постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка площадью 360 кв.м с кадастровым номером иные данные, расположенного по адресу: <адрес> из земель находящихся в государственной собственности.

Административный истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.

Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Быкова Т.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Быкова Т.В. просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель Комитета по управлению имуществом об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ходатайствовал об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в другом процессе. Суд находит данное ходатайство не подлежащим удовлетворению в силу его необоснованности, так как дата и время судебного заседания были согласованы заранее, явка представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» обязательной не признавалась.

Суд в соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что Быкову С.Г. на праве собственности принадлежит ? часть земельного участка, общей площадью 460 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, также его супруге Быковой Т.В. на праве собственности принадлежит ? часть земельного участка, общей площадью 460 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной права от 07 июня 2010 года (л.д. 15-18), Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 19-21),

10 августа 2017 года Быков С.Г., Быкова Т.В. направили в адрес Администрации муниципального образования «Город Саратов» заявление о перераспределении земельных участков, а именно о перераспределении земельного участка площадью 460 кв.м., находящимся в собственности Быкова С.Г., Быковой Т.В., с земельным участком, находящимся в государственной собственности, площадью 185 кв.м. (л.д.45-46).

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04 сентября 2017 № 2284 года Быкову С.Г., Быковой Т.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в связи с тем, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ). Часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования. Земельные участки общего пользования приватизации не подлежат (л.д.43).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Порядок решения вопроса о перераспределении земель и (или) земельных участков определен главой V.4 ЗК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях, в том числе в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 12).

Как следует из письма комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» от 23 августа 2017 года N 04-27/1014/0417, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 (пункт 37 «Карта градостроительного зонирования территории города Саратова» Правил), в редакции решения от 27.12.2016 № 10-77, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 - зоне сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами. Вместе с тем в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 64:48:010156:35, основная часть рассматриваемого земельного участка, расположена в территориальной зоне Ж-3 (зоне сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами), часть земельного участка в координатах н 1, н 2 расположена в границах территории общего пользования <адрес>, за пределами границы территориальной зоны Ж-3. Вид разрешенного использования земельного участка «размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания высотой не выше трех надземных этажей)» является основным для территориальной зоны Ж-3 (код 1.15 таблица 5.1 Правил, код 2.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540). Согласно Оползневой карте (схеме) территории города и Карты (схемы) развития оползневых процессов, (приложение № 13, 14 к Генеральному плану города Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года № 25-240), рассматриваемый земельный участок, расположен в зоне активных оползневых проявлений. Разрешенный вид использования земельного участка предусматривает размещение одного объекта недвижимого имущества с функциональным назначением «индивидуальный жилой дом (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)». На рассматриваемом земельном участке, расположено два объекта недвижимого имущества «жилой дом», общей площадью 135,3 кв.м. и «жилой дом», общей площадью 31,8 кв.м. (л.д.48-49).

Согласно представленному административным ответчиком фрагменту карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 года № 27-280, установлено, что принадлежащий Быкову С.Г. земельный участок с кадастровым номером , расположен в территориальной зоне Ж-3 - зона сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами.

При этом, данный земельный участок при перераспределении земельных участков в координатах н 1, н 2 будет расположен в границах территории общего пользования <адрес>, за пределами границы территориальной зоны Ж-3, что подтверждается письмом Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 августа 2017 года N 04-27/1014/0417.

В силу ч. 3 ст. 39.38 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В силу ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч. 2).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13).

Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п. 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 3.22 СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 390, участки общественных зданий, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки.

Вместе с тем в соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. На картах и в других документах территориального планирования границы территорий общего пользования обозначаются посредством красной линии.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

По смыслу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которая обозначена красными линиями.

При этом приведенной нормой п. 12 ст. 85, п. 8 ст. 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

При рассмотрении настоящего спора суд приходит к выводу, что при решении вопроса об образовании земельного участка площадью 460 кв. м путем его перераспределения с земельным участком площадью 185 кв.м. образуется новый земельный участок с учетом увеличения площади земельного участка, принадлежащего Быкову С.Г. При этом, существование земельного участка с кадастровым номером прекращается, то есть образуется новый земельный участок, подлежащий постановки на кадастровый учет, и в отношении которого Быков С.Г. претендует. Однако вновь образованный земельный участок по <адрес> частично накладывается на земельный участок общего пользования. Образование нового земельного участка в рассматриваемой ситуации недопустимо, так как часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.

В силу положений пп. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ данное обстоятельство является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Пунктом 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.

Согласно части 1 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи (часть 3 статьи 57).

Администрация муниципального образования «Город Саратов», в силу положений ст. ст. 11, 72 ЗК РФ, являясь органом местного самоуправления осуществляет контроль за землепользованием в районе, за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Оснований не доверять представленным сведениям из карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки г. Саратова, не имеется, поскольку фрагмент карты предоставлен уполномоченным органным в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое Быковым С.Г. постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04 сентября 2017 года № 2284 вынесено с учетом требований закона, не противоречит ему, а также принято в рамках предоставленных административному ответчику полномочий и компетенции.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о полном отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, а также об отсутствии нарушений прав административного истца оспариваемым решением, принятым в точном соответствии с требованиями закона и в рамках имеющихся полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении требований Быкова ФИО10 к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Быкова ФИО14 о признании незаконным постановления от 4 сентября 2017 года № 2284 об отказе в соглашении о перераспределении земельных участков, возложении обязанности утвердить схему земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г.Саратова.

Судья Агаркова С.Н.

2а-142/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Быков Сергей Гурьевич
Быков С.Г.
Ответчики
Администрация МО Город Саратов
Другие
Быкова Татьяна Викторовна
Быкова Т.В.
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
23.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2017[Адм.] Судебное заседание
11.01.2018[Адм.] Судебное заседание
23.01.2018[Адм.] Судебное заседание
31.01.2018[Адм.] Судебное заседание
05.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Подготовка дела (собеседование)
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
31.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее