УИД 58RS0018-01-2024-000141-19
Судья – Ирушкина С.П. дело № 33-2810/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 августа 2024 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Копыловой Н.В.
судей Титовой Н.С., Черненок Т.В.
при ведении протокола помощником судьи Герасиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-421/2024 по исковому заявлению Прохоренковой Н.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании частично незаконным решения, включении периодов работы в педагогический стаж, признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19.02.2024.
Заслушав доклад судьи Копыловой Н.В., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области (далее - ОСФР по Пензенской области) Козновой Н.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прохоренкова Н.Н. обратилась в суд с иском о признании частично незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии.
Требования мотивированы тем, что решением ОСФР по Пензенской области от 03.08.2023 № 230000042276/210374/23 ей отказано в досрочном установлении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. С данным решением она не согласна в части исключения из специального стажа периодов работы в должности воспитателя МДОУ «Ц. <адрес> с 18.05.1998 по 11.11.1998, с 14.11.1998 по 30.12.1998, с 01.01.1999 по 04.01.1999, с 07.01.1999 по 30.12.1999, с 01.01.2000 по 04.01.2000, с 07.01.2000 по 26.03.2000, поскольку в указанные периоды она работала в одной и той же должности воспитателя, учреждение являлось дошкольным образовательным учреждением, имевшим различные наименования. При этом изменения в названии не повлекли изменения его образовательного профиля. Несоответствие наименования образовательного учреждения в спорные периоды с наименованием образовательных учреждений, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, не может являться основанием для отказа в реализации права на пенсионное обеспечение.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 19.02. 2024 с учетом определения об исправлении описки от 10.06.2024 исковые требования Прохоренковой Н.Н. удовлетворены; оспариваемое решение об отказе в установлении пенсии признано незаконным в части не включения в стаж педагогической деятельности спорных периодов, на ответчика возложена обязанность зачесть в специальный стаж спорные периоды, за Прохоренковой Н.Н. признано право на досрочное пенсионное обеспечение с учетом установления стажа педагогической деятельности 25 лет на 29.11.2022.
Не соглашаясь с решением суда, ОСФР по Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт выражает несогласие с выводом суда о том, что изменение наименования учреждения, в котором работала истица в спорные периоды, не повлекло изменения его образовательного профиля, а выполняемые обязанности остались неизменными, поскольку в материалах дела отсутствует в подтверждение этому должностная инструкция воспитателя как в спорные, так и в другие периоды работы Прохоренковой Н.Н.
В судебное заседание апелляционной инстанции Прохоренкова Н.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.07.2023 Прохоренкова Н.Н. обратилась в ОСФР по Пензенской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Пензенской области от 03.08.2023 № 230000042276/210374/23 в установлении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.
По мнению пенсионного органа, стаж педагогической деятельности истицы составил 23 г. 9 мес. 23 дня.
При этом, при оценке пенсионных прав истицы в специальный стаж не включены периоды работы в должности воспитателя МДОУ «Ц.» <адрес> с 18.05.1998 по 11.11.1998, с 14.11.1998 по 30.12.1998, с 01.01.1999 по 04.01.1999, с 07.01.1999 по 30.12.1999, 01.01.2000 по 04.01.2000, с 07.01.2000 по 26.03.2000, поскольку в разделе «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463, в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, Ц..
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства и дав им оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж истицы спорных периодов исходя из того, что она осуществляла педагогическую деятельность в одном и том же дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изменение наименования которого не повлекло изменения образовательного профиля и выполняемых истицей функций, в связи с чем формальное несоответствие наименования учреждения наименованиям, указанным в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, не является достаточным основанием для отказа в реализации права на пенсионное обеспечение.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1); государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2).
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подп. «м» п. 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз.3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, право на пенсию за выслугу лет предоставлялось воспитателям детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады – ясли, детские ясли).
В соответствии с указанным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют воспитатели в детских дошкольных учреждениях всех типов.
В п. 1.8 наименования учреждений Списка учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, указаны дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка – детский сад; ясли – сад (сад-ясли); детские ясли.
Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств: исторической справки, Уставов МДОУ «Ц.», МБДОУ «Ц. <адрес>», трудовой книжки истицы следует, что образовательное учреждение, в котором истица осуществляет трудовую деятельность с 18.05.1998 по настоящее время, было введено в эксплуатацию в 1983 году как детские ясли-сад №, в 1998 году было переименовано в МОУ «Ц.» <адрес>, в 2000 году - в МДОУ «Ц. <адрес>», в 2007 году- в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № <адрес>, в 2016 г.- в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № <адрес> «Ягодка». Указанное учреждение осуществляет воспитание и обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет по образовательным программам дошкольного образования и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на смену наименований статус учреждения, его функции и категория воспитанников не менялись.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П по делу о проверке конституционности положений пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28, п.1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» 24.09.2015 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден приказ № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях», которым установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, в том числе структурных подразделениях организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренных п.1.8 раздела «Наименование учреждений» Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в п.13 Правил.
Исходя из того, что истица в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в одном и том же муниципальном дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, функции и статус которого не менялись, а наименование в спорные периоды лишь формально не соответствовало наименованиям, указанным в Списке, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж спорных периодов и признания решения пенсионного органа в части не включения этих периодов в специальный стаж незаконным. Установив наличие у истицы по состоянию на 29.11.2022 наличие необходимого специального стажа, суд обоснованно признал за ней право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вопреки доводам жалобы отсутствие должностной инструкции воспитателя основанием для отмены постановленного судебного акта не является. Ответчиком не оспаривался факт осуществления истицей трудовой деятельности в должности воспитателя, предусмотренной Списком, а тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от наименования установлена органом, к чьей компетенции отнесено решение данного вопроса.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19.02.2024 с учетом определения об исправлении описки от 10.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Пензенской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.08.2024.