Решение по делу № 33-9341/2024 от 11.06.2024

судья Лопатина И.В.                                                       2-1899/2023 (1 инстанция)

33-9341/2024 (2 инстанция)

УИД 52RS0004-01-2023-000345-89

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                       16 июля 2024 года

     Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Будько Е.В.,

судей Силониной Н.Е.,Рыжовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Субханкуловой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжовой О.А.

гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к АО «Домоуправляющая компания Московского района» о возложении обязанности исполнить предписание,

по апелляционной жалобе АО «ДК ФИО1 [адрес]» на решение ФИО1 районного суда г. Н.Новгород от [дата],

                                                УСТАНОВИЛА:

Государственная жилищная инспекция ФИО3 [адрес] обратилась в суд с исковым заявлением к АО «ФИО1 [адрес]» о возложении обязанности исполнить предписание, указав в обоснование заявленных требований следующее.

[дата] в ФИО3 заречный отдел государственной жилищной инспекции ФИО3 [адрес] (далее - Госжилинспекция) от ФИО9 поступило обращение о неудовлетворительном техническом состоянии наружных стен в месте расположения [адрес] указанного жилого дома.

[дата] Госжилинспекцией в отношении АО «ФИО1 [адрес]» на основании приказа [номер] проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в [адрес] по показаниям термометра контактного ТК-5.06 (дата следующей поверки - август 2023 года) при температуре наружного воздуха 0°С в кухне, ванной комнате и туалете температура воздуха составляет от +22,1°С до +22,7°С, а температура поверхности торцевой стены в трёх точках составляет от +11,1 °С до +15,1°С, разница воздуха в помещениях и наружной стены составляет более 4°С, что является нарушением СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Обществом не приняты меры по надлежащему содержанию жилого дома, что привело к нарушению п.п. 4.2.1.1, 4.[дата] Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от [дата] [номер].

АО «ФИО1 [адрес]» в рамках лицензионного контроля было выдано предписание об устранении выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлении коммунальных услуг [номер], конечный срок исполнения которого [дата].

Приказом руководителя Госжилинспекции от [дата] [номер] срок исполнения указанного предписания продлен до [дата].

При проведении инспекционного обследования установлено, что предписание [номер] от [дата] не исполнено.

[дата] собственники помещений в многоквартирном [адрес]А по [адрес] г. Н.Новгорода приняли решение о заключении с АО «ДК ФИО1 [адрес]» договора управления, при заключении договора общество взяло на себя обязанность осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, в том числе в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от [дата] [номер], оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Истец просил возложить обязанность на АО «ДК ФИО1 [адрес]» провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от [дата] [номер], а именно: принять меры по устранению признаков промерзания наружных стен в месте расположения [адрес] жилого [адрес]А по [адрес] г. Н. Новгорода.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФИО9, ФИО10

Решением ФИО1 районного суда г. Н.Новгород от [дата] иск ГЖИ ФИО3 [адрес] удовлетворен и на АО «ДК ФИО1 [адрес]» возложена обязанность провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от [дата] [номер], а именно: принять меры по устранению признаков промерзания наружных стен в месте расположения [адрес] жилого [адрес] г. Н.Новгорода в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе АО «ДК ФИО1 [адрес]» поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значения для дела, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что устранение неисправностей конструктивных элементов не относится к капитальному ремонту и для их осуществления необходимо получить согласие собственников помещения многоквартирного дома, которое в соответствии со ст. 44 ЖК РФ не получено.

Апелляционным определением ФИО3 областного суда от [дата] решение ФИО1 районного суда г. Н.Новгород от [дата] было отменено, в иске было отказано.

Кассационным определением     Первого кассационного суда общей юрисдикции от [дата] было отменено апелляционное определение ФИО3 областного суда от [дата], дело направлено на новое рассмотрение суда апелляционной инстанции, ввиду допущенных нарушений.

        В суде апелляционной инстанции представитель ответчика АО «ФИО1 [адрес]» - ФИО2    доводы жалобы поддержала.

В суд апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте ФИО3 областного суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений пункта 5 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации ремонт фасада входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как следует из материалов дела, [дата] в ФИО3 заречный отдел государственной жилищной инспекции ФИО3 [адрес] от ФИО9, проживающего по адресу: г. Н.Новгород, [адрес]А, [адрес], поступило обращение о неудовлетворительном техническом состоянии наружных стен в месте расположения [адрес] указанного жилого дома.

[дата] Госжилинспекцией в отношении АО «ФИО1 [адрес]» на основании приказа [номер] от [дата] проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в [адрес] по показаниям термометра контактного ТК-5.06 (дата следующей поверки - август 2023 года) при температуре наружного воздуха 0°С в кухне, ванной комнате и туалете температура воздуха составляет от +22,1°С до +22,7°С, а температура поверхности торцевой стены в трёх точках составляет от +11,1 °С до +15,1°С, разница воздуха в помещениях и наружной стены составляет более 4°С, что является нарушением СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

АО «ФИО1 [адрес]» в рамках лицензионного контроля было выдано предписание об устранении выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлении коммунальных услуг [номер], конечный срок исполнения которого [дата].

Приказом руководителя Госжилинспекции от [дата] [номер] срок исполнения указанного предписания продлен до [дата].

[дата] при проведении инспекционного обследования установлено, что предписание [номер] от [дата] не исполнено.

Обращаясь в суд с иском, Государственная жилищная инспекция ФИО3 [адрес] просила возложить на АО «ДК ФИО1 [адрес]» обязанность провести мероприятия по устранению признаков промерзания наружных стен в месте расположения [адрес] жилого [адрес]А по [адрес] г. Н. Новгорода, поскольку техническое состояние наружных стен указанного жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии.

Принимая оспариваемое решение, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации, руководствуясь статьями 36, 161, 166, 189 ЖК РФ, положениями Постановлением Правительства Российской Федерации от [дата] [номер], которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества, суд первой инстанции пришел к выводу, что оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме является обязанностью управляющей организации по договору управления, в связи с чем обязал АО «ДК ФИО1 [адрес]» провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от [дата] и принять меры по устранению признаков промерзания наружных стен в месте расположения [адрес] жилого [адрес] г. Н.Новгорода в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.Судебная коллегия находит указанные выводы суда верными ввиду следующего.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно частям 1, 3 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от [дата] N 491, следует, что в состав общего имущества включаются, в частности, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, в том числе несущие стены.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от [дата] N 491 (далее: Правила от [дата] N 491).

Подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил N 491).

Таким образом, в силу вышеприведенных норм на АО "ФИО1 [адрес]" возложена обязанность выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от [дата] N 170 (далее - Правила N 170), и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома.

Согласно пункту 4.2.1.1 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

На основании пункта 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются, в том числе, деформации конструкций. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.

В соответствии с пунктом 4.[дата] Правил N 170 участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.

В силу пункта 4.[дата] Правил N 170 стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять.

Во взаимосвязи с вышеуказанными правилами постановлением Правительства Российской Федерации от [дата] N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из пункта 3 Минимального перечня, к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, в том числе, выявление наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен и его выполнение.

Разрешая вопрос о наличии оснований для возложения на АО "ФИО1 [адрес]" обязанности по исполнению предписания Госжилинспекции, а именно: принять меры по устранению признаков промерзания наружных стен в месте расположения [адрес],указанной выше, суд первой инстанции принял во внимание установленные по делу обстоятельства, указав, что управляющая ФИО1 обязана в силу норм жилищного законодательства содержать в надлежащем состоянии общее имущество МКД, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Кроме того, обсуждая доводы жалобы, коллегия отмечает следующее.

Частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от [дата] N 491, предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Согласно пункту 37 Правил при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Вместе с тем содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя не только капитальный, но и текущий ремонт жилого дома.

При этом действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в многоквартирном доме решения о проведении тех или иных ремонтных работ, поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества многоквартирного дома, которые должны быть исполнены управляющей организацией независимо от решения общего собрания.

АО "ФИО1 [адрес]", как управляющая ФИО1, обслуживающая общее имущество многоквартирного жилого дома, несет ответственность за текущее содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии в силу закона и договора управления.

Таким образом, даже при необходимости проведения капитального ремонта, ответчик не может быть освобожден от обязанности надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по содержанию и проведению текущего ремонта общедомового имущества до проведения ремонтных работ капитального характера.

При этом, из принятого судом первой инстанции решения не усматривается, что на управляющую ФИО1 возложена обязанность по проведению капитального ремонта путем утепления стены многоквартирного дома.

      Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, считает их правильными, соответствующими собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.

Доводы жалобы судебная коллегия находит необоснованными ввиду изложенного выше. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

    Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, поскольку сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

    Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции сторон, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

    Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

        Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

                                      ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Московского районного суда г. Н.Новгород от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его принятия.

    Председательствующий

     Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата]

33-9341/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Ответчики
АО Домоуправляющая компания Московского района
Другие
Филимонов Дмитрий Валерьевич
Филимонова Светлана Петровна
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Рыжова Оксана Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
17.06.2024Передача дела судье
16.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2024Передано в экспедицию
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее