Дело № 2а-1-606/2020
УИД 33RS0017-01-2020-001308-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 октября 2020 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Мешковой Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области к Воронковой Е. Ю. о взыскании задолженности по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Воронковой Е.Ю. о взыскании задолженности по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в общей сумме 70606,12 рублей.
В обоснование административного иска указано, что по состоянию на 17 июля 2020 г. у Воронковой Е.Ю., состоящей на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, образовалась задолженность по уплате вышеуказанного размера задолженности за 2016-2017 гг. Меры принудительного взыскания задолженности к налогоплательщику не принимались, Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области утратила возможность взыскания задолженности по уплате обязательных платежей в связи с истечением установленного срока взыскания.
Одновременно Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, в котором в качестве уважительной причины его пропуска указаны предпринимаемые попытки по привлечению налогоплательщика к добровольной уплате задолженности (л.д. 9-12).
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области не явился, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. При этом ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие (л.д. 5-8, 83).
Административный ответчик Воронкова Е.Ю. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением о вручении по месту регистрации (л.д. 84).
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В силу п. 1 ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
В силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 18.1 НК РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
При установлении страховых взносов плательщики и элементы обложения определяются в соответствии с гл. 34 НК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусмотрен п. 1 ст. 430 НК РФ.
В соответствии со ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Особенности исчисления налога налоговыми агентами, а также порядок и сроки его уплаты установлены ст. 226 НК РФ.
Порядок применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, определения доходов, исчисления и уплаты налога на доходы, являющиеся объектом налогообложения, предусмотрены главой 26.2 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (п. 9 ст. 45 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Данное требование в силу п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При этом требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и Определения от 27 апреля 2001 г. № 7-П, от 10 апреля 2003 г. № 5-П, от 21 апреля 2005 г. № 191-О-П, от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П).
Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При этом в силу ч. 4 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом установлено, что Воронкова Е.Ю. в период с 6 августа 2007 г. по 10 августа 2017 г. имела статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент.
По состоянию на 17 июля 2020 г. Воронковой Е.Ю. не выполнена предусмотренная законодательством о налогах и сборах обязанность по уплате вышеуказанных обязательных платежей.
Согласно требованию № 410934, сформированному по состоянию на 02 февраля 2017 г., за Воронковой Е.Ю. числится задолженность по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2016 г. в размере 6008 рублей, задолженность по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2016 г. в размере 6008 рублей и пени за неуплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2016 г. в размере 258,73 рублей, которая должна быть оплачена в срок до 22 февраля 2017 г. (л.д. 16); требованию № 23495, сформированному по состоянию на 30 августа 2017 года, – задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2776,21 рублей и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 8429,03 рублей, которая должна быть оплачена в срок до 19 сентября 2017 г. (л.д. 17); требованию № 468337, сформированному по состоянию на 18 июля 2017 г., – задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 8910 рублей, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2065,50 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 632,97 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 154,01 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 32,64 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размер 237,25 рублей, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 729,07 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 93,86 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 18,56 рублей, которая должна быть оплачена в срок до 7 августа 2017 г. (л.д. 20-22); требованию № 470885, сформированному по состоянию на 24 июля 2017 г. – задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в размере 5265 рублей и пени за неуплату налога на доходы физических лиц с доходов, источников которых является налоговый агент, в размере 183,28 рублей, которая должна быть уплачена до 11 августа 2017 г. (л.д. 23-24); требованию № 471060, сформированному по состоянию на 25 июля 2017 г., – задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7260 рублей, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 1174,50 рублей, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2065,50 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 160,95 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 25,64 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 45,07 рублей, которая должна быть уплачена до 14 августа 2017 г. (л.д. 25-27); требованию № 471978, сформированному по состоянию на 04 августа 2017 г. – задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 1755 рублей и пени за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 57,91 рублей, которая должна быть уплачена до 24 августа 2017 г. (л.д. 28-29); требованию № 472610, сформированному по состоянию на 7 августа 2017 г., – задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 8820 рублей, задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 4673 рублей, пени за неуплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 529,70 рублей и пени за неуплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 627,06 рублей, которые должны быть уплачены до 25 августа 2017 г. (л.д. 30-31); требованию № 473645, сформированному по состоянию на 21 августа 2017 г., – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2970 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 391,50 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 688,50 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 91,97 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 16,32 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 28,72 рублей, которая должна быть оплачена до 8 сентября 2017 г. (л.д. 32-33); требованию № 474013, сформированному по состоянию на 29 августа 2017 г., – задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3067,78 рублей, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 92,67 рубля, которая должна быть уплачена до 18 сентября 2017 г. (л.д. 34-35); требованию № 478338, сформированному по состоянию на 9 ноября 2017 г., – задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2003 рублей и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1335,00 рублей, которая должна быть уплачена до 29 ноября 2017 г. (л.д. 36-37).
По всем вышеуказанным требованиям предусмотренный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей истек.
Материалы дела не содержат сведений об обращении налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в порядке главы 11.1 КАС РФ о взыскании с Воронковой Е.Ю. вышеуказанных сумм задолженности по уплате обязательных платежей. Таких обстоятельств судом также не установлено.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд почтой 18 августа 2020 г. (л.д. 72), то есть за пределами предусмотренных ст. 48 НК РФ сроков.
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области срока обращения в суд.
В качестве уважительной причины пропущенного срока административный истец в ходатайстве о его восстановлении указывает на предпринимавшиеся налоговым органом попытки по привлечению налогоплательщика к добровольной уплате задолженности.
Вместе с тем, административным истцом доказательств данному обстоятельству не представлено. Иных причин Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области в ходатайстве не приведено.
Пропуск срока на обращение в суд в данном случае является значительным, что противоречит требованиям разумности.
Следовательно, оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций не имеется.
Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области в удовлетворении административных исковых требований к Воронковой Е.Ю. о взыскании задолженности по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в общей сумме 70606,12 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области в удовлетворении административных исковых требований к Воронковой Е. Ю. о взыскании задолженности по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в общей сумме 70606,12 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Стародубцева
Решение суда принято в окончательной форме 3 ноября 2020 г.