Решение по делу № 2а-1278/2020 от 10.04.2020

                                68RS0001-01-2020-001709-73

Копия

Дело №2а-1278/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года)

17 июня 2020 года                                  г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: судьи Толмачевой М.С., при секретаре Казарине Д.А., с участием представителя административного истца АО «Тандер» Родионовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Тандер» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в <адрес> № 68/7-152-20-ОБ/12-1681-И/14-113 от 11 марта 2020 года,

У С Т А Н О В И Л:

Государственной инспекцией труда в Тамбовской области в отношении АО «Тандер» была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 11 марта 2020 года было выдано предписание № 68/7-152-20-ОБ/12-1681-И/14-113, в соответствии с которым на работодателя возложена обязанность в срок до 3 апреля 2020 года устранить следующие нарушения трудового законодательства: произвести расчет заработной платы Гриценко Ю.А. за май 2019 года в части оклада, доплаты за работу в ночное время, доплаты и оплаты работы в выходные дни и выплатить доначисленные суммы на основании ст. ст. 22, 153 Трудового кодекса РФ, произвести перерасчет компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении Гриценко Ю.А. и выплатить недоначисленные суммы на основании ст. ст. 139, 22, 140 Трудового кодекса РФ, произвести расчет и выплатить Гриценко Ю.А. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы и окончательного расчета при увольнении в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно на основании ст.ст. 236, 22, 136, 140 Трудового кодекса РФ.

АО «Тандер» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 68/7-152-20-ОБ/12-1681-И/14-113 от 11 марта 2020 года. В обоснование административных исковых требований указало, что оспаривание предписание выдано в нарушении требований действующего законодательства, поскольку фактически инспектор разрешил индивидуальный трудовой спор, возникший между работодателем и работником Гриценко Ю.А. относительно начисления заработной платы за май 2019 года, перерасчета на неиспользованные дни отпуска при увольнении и их выплате. Данный индивидуальный трудовой спор должен быть разрешен либо комиссией по трудовым спорам, либо судом.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Тандер» Родионова А.С. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и описательной части решения, основания, изложенные в дополнении к административному иску не поддержала, пояснила, что считает оспариваемое предписание подлежащим отмене, поскольку имеет место индивидуальный трудовой спор между работником Гриценко Ю.А. и работодателем, связанный со спором относительно размера начисленной и выплаченной заработной платы, подлежащий разрешению в ином судебном порядке.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Государственной инспекции труда в Тамбовской области Селюков А.Ю. и административный ответчик - государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Жалнина О.Н., надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела не прибыли, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, при этом административный ответчик - государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Жалнина О.Н. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований на основании представленных возражений.

    В судебное заседание заинтересованное лицо Гриценко Ю.А., надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, уважительных причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.

    Выслушав мнение лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

12 февраля 2020 в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области обратилась Гриценко Ю.А. с жалобой на нарушение ее трудовых прав со стороны работодателя АО «Тандер».

Из акта проверки № 68/7-152-20-ОБ/12-1672-И/14-113 от 11 марта 2020 года в отношение АО «Тандер» усматривается, что при проведении внеплановой документарной проверки на основании распоряжения № 68/7-152-20-ОБ/12-1056-И/14-113 от 14 февраля 2020 года, были выявлены нарушения требований трудового законодательства - ст. ст. 22, 140, 153, 136 Трудового кодекса РФ – заработная плата за май 2019 года и оплата работы в выходной день начислены и выплачены Гриценко Ю.А. не в полном объеме.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Как следует из ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

Как усматривается из ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из представленных суду документов и материалов дела усматривается, что Гриценко Ю.А. принята на работу в АО «Тандер» на должность продавец с 7 мая 2019 года согласно трудовому договору № и приказа от 7 мая 2019 года. В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Гриценко Ю.А. уволена на основании п.1 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ – по соглашению сторон.

Согласно п. 3.2 трудового договора № от 7 мая 2019 года работнику устанавливается окладно-премиальная система оплаты труда, размер должностного оклада составляет 4400 руб. в месяц и производится пропорционально отработанному времени. Согласно п. 3.4 трудового договора по решению работодателя в случае добросовестного исполнения работником должностных обязанностей и отсутствия взысканий работнику устанавливаются премии, надбавки и поощрительные выплаты. Выплата заработной платы производится не реже чем каждые полмесяца: 30 числа за первую половину расчетного месяца, 15 числа – за вторую половину расчетного месяца.

В соответствии с п.3.1 Правил внутреннего трудового распорядка работников АО «Магнит», утвержденных президентом ПАО «Магнит» - управляющим организации АО «Тандер» основной режим работы на предприятии является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями при нормальной продолжительности рабочей недели 40 часов.

Как усматривается из п. 4.1.1 трудового договора Гриценко Ю.А. № работнику устанавливается гибкий режим, при котором начало, окончание и продолжительность рабочего дня определяется согласно графику рабочего времени.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

Согласно ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

    Из системного толкования вышеуказанных положений Трудового кодекса РФ, следует, что в случае отсутствия в трудовом договоре продолжительности рабочей недели, такая продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка и в рассматриваемом случае составляет 40 часов в неделю.

Как усматривается из ст. 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с п.1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 года № 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены).

Согласно табелю учета рабочего времени Гриценко Ю.А. за май 2019 года отработано 63 рабочих часа, из которых 8 часов - работа в праздничные дни.

В соответствии с производственным календарем на 2019 год, составленного на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 года № 588н и постановления Правительства РФ от 14 октября 2017 года № 1250 норма рабочего времени при 40 часов рабочей недели в мае составляет 143 часа.

Согласно расчетной ведомости Гриценко Ю.А. за май 2019 года начислена заработная плата в размере 5 696 руб. 31 коп. ( к выплате 4955 руб. 31 коп.), из которых оклад 1375 руб., премия 3886 руб. 36 коп., оплата за ночные часы 39 руб. 45 коп., оплата выходных дней 197 руб. 75 коп., доплата за работу в праздничные дни 197 руб. 75 коп. Заработная плата за первую половину мая 2019 года выплачена Гриценко Ю.А. 30 мая 2019 года, за вторую половину мая 2019 года – в день увольнения 10 июня 2019 года).

На основании совокупности указанных выше положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что размер оклада Гриценко Ю.А. за май 2019 года должен составлять 1692 руб. 30 коп., оплата и доплата за работу в выходные дни должна составлять 246 руб., как и указано в акте проверки № 68/7-152-20-ОБ/12-1672-И/14-113 от 11 марта 2020 года, в связи с чем государственный инспектор труда при проведении проверки пришел к правильному выводу о нарушении работодателем трудовых прав Гриценко Ю.А., поскольку заработная плата за май 2019 года, оплата за работу в праздничный день и ночное время, а также компенсация на неиспользованные дни отпуска последней была начислена и выплачена не в полном объеме, чем нарушены требования ст.ст.22, 136, 153, 139 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства РФ.

Оценивая доводы стороны административного истца об отмене оспариваемого предписания в связи наличием индивидуального трудового спора между работником и работодателем, суд исходит из следующего.

Федеральной инспекцией труда осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст. 354 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Как следует из абз 6 ч.1 ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона. Государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению. При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника.

Определение понятия индивидуального трудового спора содержится в статье 381 Трудового кодекса РФ - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Оспариваемое предписание является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное уполномоченным лицом. Данный документ можно отнести к итоговым документам федерального государственного надзора в сфере труда, но не к документам, вынесенным по результатам рассмотрения индивидуального трудового спора.

Частью 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ (в редакции на момент обращения бывшего работника АО «Тандер» Гриценко Ю.А. в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области и принятия распоряжения о проведении проверки в отношении АО «Тандер») предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки государственной инспекции труда. К таким основаниям, в частности, относятся обращения или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

На основании исследованных выше доказательств, суд приходит к выводу, что проверка по факту нарушения трудовых прав со стороны работодателя АО «Тандер» была проведена в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, выявленные инспектором по труду Государственной инспекции труда в Тамбовской области очевидные нарушения трудового законодательство со стороны работодателя АО «Тандер» послужили законным основанием для вынесении обязательного для работодателя предписания о возложении на него обязанности исправить допущенные нарушения.

Ссылки представителя административного истца на наличие в рамках выданного предписания признаков индивидуального трудового спора суд считает несостоятельными, поскольку Гриценко Ю.А. на момент выдачи предписания ни в комиссию по трудовым спорам, ни в судебном зарядке за защитой своих прав не обращалась, т.е. индивидуальный трудовой спор между ней и работодателем отсутствовал. Выявленные же нарушения трудового законодательства при проведении проверки АО «Тандер» являются очевидными, в связи с чем государственный инспектор по труду был вправе выдать оспариваемое предписание.

Так как исковое административное заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ подлежат отнесению за счет административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л :    

В удовлетворении административных исковых требований АО «Тандер» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 68/7-152-20-ОБ/12-1681-И/14-113 от 11 марта 2020 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева

2а-1278/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
АО ТАНДЕР
Ответчики
ГИТ в Тамбовской области
Другие
Гриценко Юлия Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Толмачева Марина Сергеевна
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация административного искового заявления
15.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Рассмотрение дела начато с начала
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
27.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее