Судья: Горюнова Н.А.
Докладчик: Хамнуева Т.В. Дело № 33-9224/2021 (2-1231/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2021 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Молчановой Л.А.,
судей Овчаренко О.А., Хамнуевой Т.В.,
при секретаре Легких К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хамнуевой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Сорокиной Анастасии Евгеньевны на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 июля 2021 по иску администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к Комитету по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа о снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа обратилась с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа о снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности.
Требования мотивированны тем, что по данным филиала №10 БТИ г.Ленинск-Кузнецкого ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> площадью 29 кв.м., зарегистрирован за К.П.С. по договору купли-продажи (дома) части дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному государственным нотариусом Первой Ленинск-Кузнецкой ГНК, реестр №. Жилой дом стоит на кадастровом учете с кадастровым номером №. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, установлено, что здание по указанному адресу прекратило свое существование - уничтожено. Земельный участок стоит на кадастровом учете с кадастровым номером №. Согласно выписке из ЕГРН, сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости не имеется. ДД.ММ.ГГГГ К.П.С. умерла, наследников не установлено, что свидетельствует о выморочности имущества, принадлежащего К.П.С. С учетом того, что указанный жилой дом уничтожен и его использовать по назначению невозможно, право собственности на жилой дом и земельный участок не зарегистрированы, но в то же время поставлены на кадастровый учет, просят прекратить право собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 29 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а также снять с кадастрового учета жилой дом и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по вышеуказанному адресу.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 июля 2021 исковые требования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Сорокина А.Е. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что судом необоснованно не было принято в качестве допустимого доказательства акт обследования от 16.06.2020, подготовленного кадастровым инженером Ш.С.С., которым установлено, что жилой дом уничтожен. Ввиду утраты физических свойств объекта, жилой дом не может быть включен комитетом по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа в перечень муниципального имущества. Указывает, что соблюсти заявительный порядок снятия с кадастрового учета объектов недвижимости не представляется возможным в связи с отсутствием у истца правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение прав К.П.С. до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки в судебное заседание, информация о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также о правилах личного участия в судебном заседании и осуществления прав, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, размещена в открытом источнике информации – на официальном сайте Кемеровского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу приведенных правовых норм, основанием прекращения права собственности на вещь являются в том числе гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества. При этом право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. В случае утраты недвижимостью физических свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Как следует из материалов дела и подтверждается сведениями из филиала №10 БТИ г.Ленинск-Кузнецкиого ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ», К.П.С. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, основании договора купли-продажи (дома) части дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом первой Ленинск-Кузнецкой ГНК, реестр №.
В отношении земельного участка в инвентарном деле имеется запись о договоре бессрочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ЕГРН содержатся сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером № со следующими характеристиками: адрес (местоположение) – «<адрес> вид объекта недвижимости – здание, наименование – Индивидуальный жилой дом, назначение – жилое, площадь – 29 кв.м. Сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
Также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № со следующими характеристиками: адрес (местоположение) – «<адрес>, категория земель – «Земли населенных пунктов»; разрешенное использование – «индивидуальный жилой дом», декларированная площадь – 1020 кв.м., сведения о данном земельном участке были внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют.
Также установлено, что К.П.С. согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ К.П.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям наследственного дела №, денежные средства на погребение К.П.С. на основании распоряжения нотариуса Второй Ленинск-Кузнецкой государственной нотариальной конторы были получены К.Н.И., представившей доказательства несения расходов на погребение умершей, сведений о принятии наследства К.Н.И. после смерти К.П.С. материалы наследственного дела не содержат, как и не содержат сведений о принятии наследства после смерти К.П.С. иными лицами.
Как следует из представленного акта обследования здания от 16.06.2020, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Ш.С.С., в ходе обследования участка местности по адресу: <адрес>, где согласно сведениям ЕГРН находится здание - индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером №,установлено, что здание по указанному адресу прекратило свое существование- уничтожено путем сноса.
Данное обстоятельство подтверждается также актом осмотра места нахождения здания от 16.06.2020, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, кадастровым инженером Ш.С.С.
Согласно ответу АО «СУЭК-Кузбасс» № от 22.06.21г. на судебный запрос, жилой дом по адресу: <адрес> находится в санитарно-защитно1йй зоне ПЕ шахты им.С.М.Кирова, для соблюдения требований п.5.1,5.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и п.5а Постановления РФ №222 от 03.03.2018 проектом «санитарно-защитные зоны для АО "СУЭК-Кузбасс" ПЕ шахты им.С.М.Кирова (Центральная промплощадка) предусматривается вынос жилой застройки из границ установленной санитарно-защитной зоны согласно графика переселения жителей за пределы СЗЗ.
Также суд первой инстанции установил, что в соответствии с техническим паспортом объекта, по состоянию на 22.12.1999г. (после смерти собственника жилого дома К.П.С.), технические характеристики дома на дату 22.12.1999 не изменились, о чем свидетельствуют записи в техническом паспорте красными чернилами техников Л., С., Ш..
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие заявленные им требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Законом о государственной регистрации недвижимости.
Так, в рамках действующего законодательства предусмотрено проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, который осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и подтверждает существование объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенного недвижимой вещи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости, в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает перечень случаев, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в частности, в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН (подпункт 3). При этом основанием для осуществления такой регистрации являются акты обследования недвижимости (пункты 7 и 8 части 2 статьи 14 названного закона).
Согласно пункту 7.4 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета является акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).
В соответствии со статьей 23 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения помещения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке (далее - Требования) утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 г. № 861 (далее - Приказ № 861).
В соответствии с пунктом 3 приложения № 2 к Приказу № 861, акт обследования кадастрового инженера подготавливается инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Таким образом, снятие объекта с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости представляет собой строго регламентированную законодательством процедуру, для проведения которой необходимо обращение надлежащего лица, представление, в том числе, акта обследования, подтверждающего прекращение его существования до момента снятия с кадастрового учета, и принятие регистрирующим органом соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Процедура снятия объекта с кадастрового учета установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав носит заявительный характер. В соответствии с пунктом 2 указанной нормы права, основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии со статьей 58 Закона № 218-ФЗ, заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случаях, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи, вправе обратиться: 1) правообладатель земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты; 2) правообладатель соответствующих объектов; 3) уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (статья 3 Закона № 218-ФЗ).
Кроме того, в настоящее время внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Пункт 2 статьи 15 дополнен подпунктом 4.2, согласно которому при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица) или правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица).
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа в Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о снятии с учета спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями Закона №218-ФЗ не обращалась.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами.
При этом выбор способа защиты права должен осуществляться не произвольно, а с учетом характера допущенного нарушения. Соответствующий способ защиты должен способствовать восстановлению нарушенного права заявителя и удовлетворять его материально-правовой интерес.
Способ защиты направлен на внесение определенности в правоотношения сторон, создает юридические последствия для участников этих отношений.
Кроме того, при выборе способа защиты нарушенного права необходимо учитывать, что судебный акт должен обладать свойством исполнимости; в случае, если принятие решения по такому делу не позволяет восстановить нарушенные права и не изменяет сложившуюся правовую ситуацию, отказ в иске является правомерным, поскольку способ защиты не приводит к восстановлению прав и имущественных интересов лиц.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, установленным КАС РФ, или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Как указано в приведенном пункте, судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части; суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Согласно статье 2 Закона о регистрации недвижимости участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Указанные нормы позволяют сделать вывод о том, что снятие объекта недвижимости с кадастрового учета является административной процедурой, которая осуществляется органом регистрации прав, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий регистрирующего органа иным лицам, в том числе органам местного самоуправления.
В данном случае при наличии у истца иного, внесудебного способа юрисдикционной защиты, обращение в суд с иском о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости к лицу, не имеющим полномочий по внесению соответствующих сведений в ЕГРН, означает подмену законных функций публичных органов и противоречит публичному порядку.
Таким образом, заявленный администрацией иск о прекращении права собственности и снятии объектов недвижимости с кадастрового учета не может быть удовлетворен, поскольку обусловлен избранием истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах дела, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований является законным и обоснованным, выводы суда соответствует доказательствам, имеющимся в деле, а также требованиям статей 56, 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 июля 2021 по оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Сорокиной Анастасии Евгеньевны представителя– без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А. Молчанова
Судьи: О.А. Овчаренко
Т.В. Хамнуева