Решение по делу № 2-1402/2022 от 01.02.2022

УИД: 92RS0002-01-2022-000543-40

Дело № 2-1402/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года                                 г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи             Блейз И.Г.,

при участии секретаря                  Сластиной Л.А.,

ответчика                              Рогозина И.Г.,

представителя ответчика                 Коптева И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации к Рогозину И.Г. (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство обороны Российской Федерации) о взыскании излишне выплаченной суммы жилищной субсидии,

    у с т а н о в и л:

    ФГАУ «Росжилкомплекс» обратилось в суд с иском к Рогозину И.Г., в котором просило взыскать с ответчика в свою пользу излишне выплаченную сумму жилищной субсидии в размере 2 962 987, 50 руб.

    Согласно доводам иска заявленная сумма ко взысканию является излишне начисленной и выплаченной военнослужащему Рогозину И.Г. при осуществлении расчета жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, осуществленного с учётом четырёх членов семьи, а именно Рогозина И.Г., его супруги ФИО5, детей ФИО12 ФИО13 Однако проверкой военной прокуратуры установлено, что ФИО14, ФИО15 членами семьи Рогозина И.Г. не являются, проживают отдельно с 2007 года, являются совершеннолетними, проживают со своими семьями и трудоустроены в ином городе в этой связи расчёт необходимо было производить при начислении выплаты фактически исходя из семьи состоящей из двух членов семьи.

В судебном заседании ответчик, его представитель возражали против удовлетворения иска, представили письменные возражения на иск.

    Представители истца, третьего лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. Представителем истца подано заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В связи с чем в силу ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав возражения ответчика и его представителя, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рогозин И.Г. обратился с заявлением к ФГУ «ВОСТОКРЕГИОНЖИЛЬЕ» о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений, представив при этом пакет документов, подтверждающих нуждаемость в жилье его и членов его семьи в составе четырёх лиц, включая:

- сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и/или принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи от ДД.ММ.ГГГГ;

- копию паспорта Жениловой К.И., включая страницу с отметкой о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ;

- копию паспорта Котляровой К.И., включая страницу с отметкой о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника ФГКУ «ВОСТОКРЕГИОНЖИЛЬЕ» от ДД.ММ.ГГГГ капитану 1 ранга Рогозину И.Г. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруги ФИО5, детей Котляровой ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления и представленных документов, в соответствии с п. 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 8 592 663 рублей 75 копейки из расчёта семьи в составе четырёх человек.

На основании указанного решения на расчетный счет Рогозина И.Г., платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ перечислена социальная выплата в сумме 8 592 663 рублей 75 копейки.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Этой же нормой предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

При предоставлении в соответствии с данным Федеральным законом гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с п. 5 ст. 2 данного Федерального закона к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, установленные данным законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В соответствии с п.п. «а» и п.п. «б» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади и наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. «а» и п.п. «д» п. 10 названных Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) и в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения.

В соответствии с п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения или являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 2 данной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

По результатам надзорных мероприятий 20.07.2021 из военной прокуратуры Тихоокеанского флота в филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» поступила информация в порядке ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которой было установлено, что Рогозин И.Г. представил в жилищный орган в подтверждение совместного проживания с детьми, достигшими к моменту принятия решения о предоставлении жилищной субсидии 26 и 27 летнего возраста, не достоверные документы.

Проверкой было установлено, что фактически Котлярова К.И. и Женилова К.И. в период с 2007 года до момента предоставления Рогозину И.Г. жилищной субсидии проживали в <адрес>, были там трудоустроены, имели собственные семьи. В соответствии с чем, данные лица не имели право на участие в обеспечении жилищной субсидией, как совместно проживающие дети военнослужащего, более того подлежали снятию с учёта в качестве нуждающихся на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Таким образом, на момент представления субсидии семье Рогозина И.Г., она рассчитана на четырёх членов семьи, в то время, как подлежало расчёту на двоих и должна была составлять 5 629 676 рублей 25 копеек, что меньше выплаченной суммы на 2 962 987 рублей 50 копеек.

Суд разрешая требования истца принимает во внимание, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Суд отклоняет доводы истца о том, что излишне выплаченная сумма подлежит взысканию с ответчика, поскольку имели место недобросовестные действия ответчика по постановке на учет без достаточных оснований, как несостоятельные, поскольку из представленного выплатного дела усматривается, что Рогозиным И.Г. представлены документы из которых следует, что его дети ФИО6 и ФИО7 являются совершеннолетними, состоящими в браках, однако не смотря на представление данных сведений их включили в списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и произвели выплату.

Суд приходит к выводу, что гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.

Поскольку суд установил, что семья Рогозина И.Г. умышленных и недобросовестных действий с целью искусственного ухудшения жилищный условий не совершала, проверка представленных ответчиком документов и принятие решения о включении данной семьи в список претендентов на получение социальной выплаты осуществлялись истцом, который в силу своих полномочий обязан был и не мог не знать об отсутствии оснований для социальной выплаты.

Исходя из характера и предназначения предоставленной семье Рогозина И.Г. меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, суд приходит к выводу, что данная социальная выплата отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения при установленных обстоятельствах отсутствия недобросовестности со стороны получателя.

На основании изложенного требования ФГАУ «Росжилкомплекс» не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации к Рогозину И.Г. о взыскании излишне выплаченной суммы жилищной субсидии оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31 мая 2022 года.

Председательствующий:                            И.Г. Блейз

2-1402/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ»
Ответчики
Рогозин Игорь Геннадьевич
Другие
Министерство Обороны РФ
Копте Игорь Борисович
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Блейз Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
01.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2022Передача материалов судье
04.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее