2-2772 (2019)
УИД № 24RS0002-01-2019-002833-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
при секретаре Лукьяновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Ю. А. к краевому государственному бюджетному учреждению культуры «Ачинский драматический театр» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Григорьев Ю.А. обратился в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению культуры «Ачинский драматический театр» (далее – КГБУК «Ачинский драмтеатр») о взыскании недополученной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что работает у ответчика в должности <данные изъяты> и считает, что в период работы с 01 января 2018 года по 31 августа 2018 года заработная плата ему работодателем выплачивалась ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, с применением надбавки и районного коэффициента, что нарушило его права. В связи с этим просил взыскать недополученную им заработную плату за период с 01.01.2018 г. по 31.08.2018 г. в сумме 35 523,48 руб.
Определением суда от 18.06.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство культуры Красноярского края (л.д. 1).
В судебное заседание истец Григорьев Ю.А., уведомленный о слушании дела судебной повесткой (л.д. 12), не явился, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика КГБУК «Ачинский драматический театр» в зал суда не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания (л.д.30). В поступившем отзыве представитель учреждения О.В. Пантелеева, действующая по доверенности от 10.05.2019, дело просила рассмотреть дело в ее отсутствие, по заявленным исковым требованиям возражала, ссылаясь на то, что в спорный период заработная плата работникам учреждения, в том числе Григорьеву Ю.А., начислялась и выплачивалась в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", а потому у КГБУК «Ачинский драматический театр» отсутствовали правовые основания для установления работникам региональной выплаты в размере больше, чем определено законом. Также заявила о пропуске истцом установленного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд по требованиям за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 с учетом установленного в учреждении срока выплаты заработной платы.
Представитель третьего лица министерства культуры Красноярского края, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом (л.д. 30), в суд не явился. В письменном отзыве представитель министерства Е.В. Лысенко, действующая по доверенности от 15.01.2019, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, указав, что выплата заработной платы работникам учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Красноярского края № 9-3864, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для установления работникам региональный выплаты в размере, большем, чем определено Законом Красноярского края. В то же время, с учетом положений ст. 392 ТК РФ полагала требования Григорьева Ю.А. подлежащими частичному удовлетворению за период с 01.06.2018 по 31.08.2018.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Григорьева Ю.А. подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( ч. 11).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года на основании Федерального закона от 19.12.2016 года № 460 – 7 800 рублей, с 01 января 2018г. на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421– 9 489 рублей, с 01 мая 2018 г. на основании Федерального закона от 07.03.2018 № 421 – 11 163 рублей.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске, с марта по июнь 2017 года включительно, размер ежемесячного заработка истца при отработанной норме рабочего времени и выполнении, не мог быть менее 12 000 рублей, с 01 июля по 31 декабря 2017 года не менее 12 480 рублей, а с 01 января 2018г. не менее 15 182,40 рублей, а с 01 мая 2018 года не менее 17 860,80 руб.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Как следует из материалов дела, на основании приказа № 100-л от 16.11.2015 Григорьев Ю.А. принят на работу в КГБУК «Ачинский драмтеатр» на должность <данные изъяты>.
16.11.2015 КГБУК «Ачинский драмтеатр» с Григорьевым Ю.А. заключен трудовой договор №259, по которому истцу установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье), должностной оклад в размере 2 231 руб., районный коэффициент 30%, надбавка за стаж работы в южных районах Красноярского края 30 %.
09.01.2017 сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому режим работы Григорьева Ю.А. определяется правилами внутреннего трудового распорядка, оклад устанавливается в 2 454 руб.
Фактически работа осуществлялась Григорьевым Ю.А. в режиме шестидневной рабочей недели.
При этом, как видно из расчетных листов по заработной плате истца, итоговая сумма заработной платы в отдельные месяцы спорного периода составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки (л.д. 21-28).
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Таким образом, действия ответчика не соответствуют положениям ст.133 ТК РФ, в связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию с ответчика.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика КГБУК «Ачинский драмтеатр» было заявлено о пропуске Григорьевым Ю.А. срока для обращения в суд с указанными требованиями.
Положениями ст. 392 ТК РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Частью 2 ст. 392 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ определено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Постановлением Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. №2 разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из представленных к иску расчетных листков видно, что Григорьев Ю.А., получая ежемесячно расчетные листки, знал о порядке начисления заработной платы работодателем, ее составляющих, на протяжении 2018 г. имел право требовать начисления заработной платы в требуемом размере, обратиться в суд за защитой своих прав в установленный годичный срок.
Однако истец обратился в суд 13.06.2019, о наличии у него обстоятельств, которые ему не позволяли своевременно обратиться в суд с указанными требованиями, не указывает.
Из п. 5.9 коллективного договора КГБУК «Ачинский драмтеатр» следует, что выплата заработной платы в учреждении производится дважды в месяц 9 и 22 числа каждого месяца, дополнительным соглашением к трудовому договору срок выплаты заработной платы истцу определен как 7 и 22 числа каждого месяца, поэтому Григорьев Ю.А., получая расчетные листки, с 7 (9) числа каждого последующего месяца, после отработанного, имел возможность предъявлять работодателю требования о взыскании задолженности по заработной плате.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате за январь-май 2018 года истцом пропущен, поскольку о невыплате ему заработной платы за январь-май 2018 года истцу должно было быть известно с 07 (09) июня 2018 года и ранее, тогда как исковое заявление подано в суд 13 июня 2019 года, по истечении установленного законом годичного срока.
При таких обстоятельствах, поскольку размер заработной платы Григорьева Ю.А. за период с 01 июня 2018 года по 31 августа 2018 года был ниже вышеуказанного размера МРОТ, недоначисленная заработная плата по заявленным истцом требованиям по основной должности составила 12 157,08 руб., исходя из следующего расчета:
Месяц начисления | Отработано, дней | Норма, дней | Начисленная заработная плата | величина МРОТ | Заработная плата, подлежащая начислению(МРОТ х 1,6) | Недополученная сумма, руб |
июн.18 | 24 | 24 | 11 162 | 11 163 руб. | 17 860,80 | 6 698,80 |
авг.18 | 22 | 27 | 9 094,96 | 11 163 руб. | 14 553,24 | 5 458,28 |
Итого | 12 157,08 |
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Григорьева Ю.А. о взыскании недополученной заработной платы подлежат удовлетворению в сумме 12 157,08 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поэтому с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, а также требований о компенсации морального вреда, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 486,28 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Григорьева Юрия Анатольевича удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Ачинский драматический театр» в пользу Григорьева Юрия Анатольевича задолженность по заработной плате в сумме 12 157 (двенадцать тысяч сто пятьдесят семь) рублей 08 копеек, в остальной части иска отказать.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Ачинский драматический театр» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 486 (четыреста восемьдесят шесть) рублей 28 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина