Решение по делу № 2-278/2023 от 05.05.2023

Дело № 2-278/2023

УИД 44RS0023-01-2023-000208-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,

при секретаре Андрияновой Ю.Б.,

с участием истцов Сальниковой Т.И. и Осиповой Н.Н.,

представителя ответчика Смирнова С.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальниковой Татьяны Ивановны и Осиповой Наталии Николаевны к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о признании реконструированного жилого дома домом блокированной застройки, признании права собственности на блоки и снятия с кадастрового учета жилого дома с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>, разделе земельного участка с кадастровым в соответствии с межевым планом,

установил:

Истцы Сальникова Т.И. и Осипова Н.Н. обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя свои требования следующим. Они являются собственниками по 1/2 доли жилого дома, с кадастровым и земельного участка с кадастровым , расположенных по адресу: <адрес>. Обе части жилого дома автономны и независимы – разделены общей стеной без проемов, имеют отдельные выходы, отдельные инженерные коммуникации, то есть жилой дом отвечает признакам дома блокированной застройки.

В ДД.ММ.ГГГГ было получено разрешение на реконструкцию жилого дома, в результате чего площадь объекта была увеличена.

На момент обращения с заявлением о продлении разрешения на строительство (реконструкцию) на учете стояли два земельных участка под домом с кадастровым и , который находился в пользовании Сальниковой Т.И.

В судебном заседании истцы Сальникова Т.И. и Осипова Н.Н. уточнили исковые требования, исключив требования о разделе земельного участка и пояснили суду, что указанный жилой дом является домом блокированной застройки и его раздел уже фактически произведен, так как каждый блок имеет отдельный вход, имеется своя система отопления, инженерные коммуникации, чердачные и подвальные помещения.

Представитель ответчика Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирнова С.В. в судебном заседании указала, что администрация интереса к объекту недвижимости не имеет и оставляют разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Определением суда, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области.

Представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Направили в суд отзыв на исковое заявление в котором указали, что объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не является объектом культурного наследия. Согласно постановлению Костромской областной Думы от 21.11.2019 № 1297 «Об утверждении исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Костромской области» город Макарьев является историческим поселением регионального значения. Земельный участок расположен в границах защитных зон объектов культурного наследия – памятников архитектуры. В силу положении ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах защитной зоны объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Данное требование установлено для правоотношений, возникших после 03.10.2016 года.

Разрешение на реконструкцию жилого дома было выдано в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу запрета на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в защитных зонах объектов культурного наследия. Необходимо учесть, что органом местного самоуправления фактически совершены юридически значимые действия в отношении земельного участка (выдача разрешения на строительство, установление вида разрешенного использования, присвоение адреса), т.е. застройщик земельного участка действовал добросовестно на основании разрешительных документов. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства соответствует требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства градостроительными регламентами по высоте, этажности и масштабу исторической застройки проектом охранных зон согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия правил землепользования и застройки г. Макарьева. Реконструируемый объект капитального строительства расположен на участке, смежном с участком, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Хомова» 2-я пол. XIXв. По адресу: <адрес>, Охранкультуры Костромской области в качестве мероприятий по обеспечению сохранности объекта при реконструкции жилого дома, в целях сохранения предмета охраны исторического поселения рекомендовано исключить из проекта использование нехарактерных для исторической застройки материалов в качестве наружной отделки стен (сайдинг, металлический профлист), а формулировки в характеристиках наружной отделки стен в части возможности изменения архитектурных решений – откорректировать в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия. В случае отсутствия в архитектурных решениях спорного объекта нехарактерных для исторической застройки материалов вопрос удовлетворения заявленных исковых требований Инспекция оставляет на усмотрение суда.

Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заключение судебной строительно - технической экспертизы , суд приходит к следующему:

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу положений ст. 252 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Аналогичная позиция отражена и в пп. а п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом», выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе.

Раздел жилого дома, находящегося в собственности нескольких лиц, предполагает возникновение у каждого из сособственников права на изолированную часть дома, то есть на часть дома, обладающую свойствами самостоятельности и независимости от других частей дома.

При этом право общей долевой собственности прекращается, а каждый из бывших сособственников становится собственником обособленного объекта имущества - части дома.

В соответствии с п. 2 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 10 Жилищного Кодекса РСФСР, ст. ст. 3, 10 Жилищного Кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилым домом, согласно п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Под жилыми домами блокированной застройки, согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В пункте 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ указано, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Аналогичная норма содержится и в пункте 2 статьи 288 Гражданского кодекса РФ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Сальникова Т.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом, общей площадью 129,7 кв. м по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Осипова Н.Н. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом, площадью 129,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права произведена 23.09.2003г.

Согласно Выписке об объекте недвижимости, жилой дом с кадастровым , общей площадью 129,7 кв. м. расположен по адресу: <адрес>, имеет помещения с кадастровым (01 этаж, назначение помещения – жилое помещение квартира, площадью 57,9 кв. м) и помещение с кадастровым (02 этаж, назначение помещения – жилое помещение квартира, площадью 72,8 кв. м).

Согласно выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый , государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ, Осиповой Н.Н. (1/2 общей долевой собственности).

Согласно сведениям из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, по адресу: <адрес> блок. 1, (ДД.ММ.ГГГГ завершения строительства), имеет площадь 145,5 ±0,5 кв. м, блок 2 (ДД.ММ.ГГГГ завершения строительства), имеет площадь 82,0±0,4 кв. м., то есть фактически жилой дом состоит из двух изолированных, автономных блоков, одним пользуются истица Сальникова Т.И., другим – Осипова Н.Н.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как: объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, а также жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений (в том числе квартир) в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и вступившим в силу с 01 января 2017 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно части 7 статьи 41 которого государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в жилом доме или в жилом строении не допускаются.

В зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты, жилой дом должен быть отнесен либо к жилому дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому.

В этой связи, если жилой дом отнесен к дому блокированной застройки, а каждый блок соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания - жилого дома блокированной застройки.

Поскольку спорный дом по своей конструкции был предназначен для проживания двух семей, имел обособленные друг от друга части, являющимися автономными по отношению друг к другу в части инженерно-технического и коммунального обеспечения, то в целом он представляет собой жилой дом блокированной застройки.

Для определения жилого дома – домом блокированной застройки по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы , установлено, что объект недвижимости - реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет признаки дома блокированной застройки согласно СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», а именно:

- самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, что является одним из основных признаков дома блокированной застройки;

- квартиры и не имеют общих чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками;

- согласно имеющемуся в материалах дела «Межевому плану» от ДД.ММ.ГГГГ и «Соглашению о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности» (листы дела 44-56) выходы из квартир предусмотрены непосредственно на отдельные земельные участки, образующиеся вследствие раздела земельного участка с кадастровым .

Согласно СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные» п. 3.1.6 «Здание жилое многоквартирное: Жилое здание, включающее две и более квартиры, помещения общего пользования и общие инженерные системы», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не является многоквартирным, так как не имеет помещений общего пользования для квартир и и не имеет общих инженерных систем.

На момент проведения судебной экспертизы жилой дом по адресу: <адрес> целом и квартиры и в частности соответствуют нормам и правилам по объемно-планирововочным решениям; по конструктивным решениям (фундаменты, наружные стены, междуэтажное и чердачное перекрытие, лестницы, крыша и кровля, полы, окна), по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в помещениях квартир, по обеспечению помещения квартиры инженерными системами) по соответствию противопожарным нормам и правилам.

В ходе проведённого обследования установлено, что несущие и ограждающие конструкции не имеют повреждений, деформаций, трещин или отклонений от вертикали, влияющих на механическую безопасность жилого дома. Строительные конструкции здания находятся в работоспособном состоянии, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан. (Требования Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Следовательно, жилой дом в целом, расположенный по адресу: <адрес>, не создаёт угрозы жизни и здоровью собственников жилых помещений и не приводит ни к каким негативным последствиям при сохранении объекта недвижимости блокированного жилого дома - в реконструированном состоянии.

При реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> допущены незначительные отклонения от норм и правил., но допущенные отклонения - несоответствие параметров объёмно-планировочного решения установлены в основном строении квартир и не могут оцениваться на соответствие современным нормам и правилам.

Учитывая приведенные положения закона, а также принимая во внимание данное заключение, суд считает, что спорный жилой имеет статус дома блокированной застройки.

Рассматривая требования о признании права собственности на вышеуказанный дом в реконструированном состоянии суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно ч. 5 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется.

Согласно ч. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Согласно п. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

В целях реконструкции жилого дома истица ФИО2 в 2009 году обратилась в администрацию городского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области за разрешением на строительство веранды к дому по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ администрацией ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о разрешение на строительство веранды.

ДД.ММ.ГГГГ истицы Сальникова Т.И. и Осипова Н.Н. обратились в администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. с проектной документацией о реконструкции объекта индивидуального строительства.

В соответствии с постановлением Костромской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ г. Макарьев включён в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Костромской области, является историческим поселением регионального значения.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по охране культурного наследия Костромской области на основании обращения администрации Макарьевского муниципального района Костромской области и представленной проектной документации на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, подготовлено заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, из которого следует, что проектная документация объекта капитального строительства не соответствует предмету охраны исторического поселения регионального значения город Макарьев и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения город Макарьев: - архитектурные не и объемно-планировочные решения реконструируемого жилого дома не соответствуют требованиям (ограничениям) к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным пп. а,б, п. 1 ст. 46 Правил землепользования и застройки городского округа г. Макарьев применительно к территориям, расположенным в зонах охраны города согласно ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа г. Макарьев; - материалы наружной отделки стен и кровли не соответствуют исторической застройке.

На основании вышеуказанного заключения, администрация в адрес Сальниковой Т.И и Осиповой Н.Н. направило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с несоответствием раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Между тем, Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области утверждены «Типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для исторических поселений федерального и регионального значения, расположенных на территории Костромской области», которые применяются при осуществлении градостроительной деятельности на территориях исторических поселений федерального значения, в том числе город Макарьев. Данный Приказ опубликован и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.

На момент подачи истцом заявления о выдаче разрешения на строительство в целях строительства и реконструкции жилого дома в администрацию (ДД.ММ.ГГГГ) «Типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для исторических поселений федерального и регионального значения, расположенных на территории Костромской области» утвержденные приказом от ДД.ММ.ГГГГ и применяемые на территориях исторических поселений федерального значения, куда в числе прочих отнесен город Макарьев, приняты не были.

При рассмотрении дела установлено, что при проведении реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, нарушений градостроительных и строительных норм и правил истцами не допущено.

По мнению суда, имеющиеся несоответствия реконструированного жилого дома в виде несоответствия внешнего облика проектной документации, согласно которой, выполнение отделки наружных стен и кровли (кровля выполнена из профлиста, стены – из сайдинга), не являются существенными. Сохранение жилого дома в реконструированном виде не создаст угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц.

При таких обстоятельствах, требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку имущественные права и интересы других лиц не нарушены.

При подаче искового заявления истцами не была уплачена государственная пошлина, размер которой составил 10237 рублей.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Таким образом, с Сальниковой Т.И. и Осиповой Н.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Макарьевского муниципального района по 5119 рублей с каждой.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Уточненные исковые требования Сальниковой Татьяны Ивановны и Осиповой Натальи Николаевны к администрации Макарьевского муниципального района <адрес> удовлетворить.

Признать квартиру с кадастровым , расположенной по адресу: <адрес> - блоком .

Признать квартиру с кадастровым , расположенной по адресу: <адрес> - блоком .

Прекратить право общей долевой собственности Сальниковой Татьяны Ивановны и Осиповой Наталии Николаевны на объект недвижимости с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Сальниковой Татьяной Ивановной право собственности на блок с кадастровым , общей площадью 145,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>,

Признать за Осиповой Наталией Николаевной право собственности на блок с кадастровым , общей площадью 82 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

Жилой дом с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> снять с кадастрового учета.

Взыскать с Сальниковой Татьяны Ивановны в доход бюджета Макарьевского муниципального района государственную пошлину в размере 5119 рублей.

Взыскать с Осиповой Наталии Николаевны государственную пошлину в бюджет Макарьевского муниципального района в размере 5119 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:подпись

Копия верна. Судья Ю.П. Чистякова

Решение в окончательной форме принято 19.12.2023

Дело № 2-278/2023

УИД 44RS0023-01-2023-000208-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,

при секретаре Андрияновой Ю.Б.,

с участием истцов Сальниковой Т.И. и Осиповой Н.Н.,

представителя ответчика Смирнова С.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальниковой Татьяны Ивановны и Осиповой Наталии Николаевны к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о признании реконструированного жилого дома домом блокированной застройки, признании права собственности на блоки и снятия с кадастрового учета жилого дома с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>, разделе земельного участка с кадастровым в соответствии с межевым планом,

установил:

Истцы Сальникова Т.И. и Осипова Н.Н. обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя свои требования следующим. Они являются собственниками по 1/2 доли жилого дома, с кадастровым и земельного участка с кадастровым , расположенных по адресу: <адрес>. Обе части жилого дома автономны и независимы – разделены общей стеной без проемов, имеют отдельные выходы, отдельные инженерные коммуникации, то есть жилой дом отвечает признакам дома блокированной застройки.

В ДД.ММ.ГГГГ было получено разрешение на реконструкцию жилого дома, в результате чего площадь объекта была увеличена.

На момент обращения с заявлением о продлении разрешения на строительство (реконструкцию) на учете стояли два земельных участка под домом с кадастровым и , который находился в пользовании Сальниковой Т.И.

В судебном заседании истцы Сальникова Т.И. и Осипова Н.Н. уточнили исковые требования, исключив требования о разделе земельного участка и пояснили суду, что указанный жилой дом является домом блокированной застройки и его раздел уже фактически произведен, так как каждый блок имеет отдельный вход, имеется своя система отопления, инженерные коммуникации, чердачные и подвальные помещения.

Представитель ответчика Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирнова С.В. в судебном заседании указала, что администрация интереса к объекту недвижимости не имеет и оставляют разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Определением суда, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области.

Представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Направили в суд отзыв на исковое заявление в котором указали, что объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не является объектом культурного наследия. Согласно постановлению Костромской областной Думы от 21.11.2019 № 1297 «Об утверждении исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Костромской области» город Макарьев является историческим поселением регионального значения. Земельный участок расположен в границах защитных зон объектов культурного наследия – памятников архитектуры. В силу положении ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах защитной зоны объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Данное требование установлено для правоотношений, возникших после 03.10.2016 года.

Разрешение на реконструкцию жилого дома было выдано в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу запрета на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в защитных зонах объектов культурного наследия. Необходимо учесть, что органом местного самоуправления фактически совершены юридически значимые действия в отношении земельного участка (выдача разрешения на строительство, установление вида разрешенного использования, присвоение адреса), т.е. застройщик земельного участка действовал добросовестно на основании разрешительных документов. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства соответствует требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства градостроительными регламентами по высоте, этажности и масштабу исторической застройки проектом охранных зон согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия правил землепользования и застройки г. Макарьева. Реконструируемый объект капитального строительства расположен на участке, смежном с участком, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Хомова» 2-я пол. XIXв. По адресу: <адрес>, Охранкультуры Костромской области в качестве мероприятий по обеспечению сохранности объекта при реконструкции жилого дома, в целях сохранения предмета охраны исторического поселения рекомендовано исключить из проекта использование нехарактерных для исторической застройки материалов в качестве наружной отделки стен (сайдинг, металлический профлист), а формулировки в характеристиках наружной отделки стен в части возможности изменения архитектурных решений – откорректировать в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия. В случае отсутствия в архитектурных решениях спорного объекта нехарактерных для исторической застройки материалов вопрос удовлетворения заявленных исковых требований Инспекция оставляет на усмотрение суда.

Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заключение судебной строительно - технической экспертизы , суд приходит к следующему:

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу положений ст. 252 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Аналогичная позиция отражена и в пп. а п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом», выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе.

Раздел жилого дома, находящегося в собственности нескольких лиц, предполагает возникновение у каждого из сособственников права на изолированную часть дома, то есть на часть дома, обладающую свойствами самостоятельности и независимости от других частей дома.

При этом право общей долевой собственности прекращается, а каждый из бывших сособственников становится собственником обособленного объекта имущества - части дома.

В соответствии с п. 2 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 10 Жилищного Кодекса РСФСР, ст. ст. 3, 10 Жилищного Кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилым домом, согласно п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Под жилыми домами блокированной застройки, согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В пункте 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ указано, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Аналогичная норма содержится и в пункте 2 статьи 288 Гражданского кодекса РФ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Сальникова Т.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом, общей площадью 129,7 кв. м по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Осипова Н.Н. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом, площадью 129,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права произведена 23.09.2003г.

Согласно Выписке об объекте недвижимости, жилой дом с кадастровым , общей площадью 129,7 кв. м. расположен по адресу: <адрес>, имеет помещения с кадастровым (01 этаж, назначение помещения – жилое помещение квартира, площадью 57,9 кв. м) и помещение с кадастровым (02 этаж, назначение помещения – жилое помещение квартира, площадью 72,8 кв. м).

Согласно выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый , государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ, Осиповой Н.Н. (1/2 общей долевой собственности).

Согласно сведениям из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, по адресу: <адрес> блок. 1, (ДД.ММ.ГГГГ завершения строительства), имеет площадь 145,5 ±0,5 кв. м, блок 2 (ДД.ММ.ГГГГ завершения строительства), имеет площадь 82,0±0,4 кв. м., то есть фактически жилой дом состоит из двух изолированных, автономных блоков, одним пользуются истица Сальникова Т.И., другим – Осипова Н.Н.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как: объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, а также жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений (в том числе квартир) в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и вступившим в силу с 01 января 2017 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно части 7 статьи 41 которого государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в жилом доме или в жилом строении не допускаются.

В зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты, жилой дом должен быть отнесен либо к жилому дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому.

В этой связи, если жилой дом отнесен к дому блокированной застройки, а каждый блок соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания - жилого дома блокированной застройки.

Поскольку спорный дом по своей конструкции был предназначен для проживания двух семей, имел обособленные друг от друга части, являющимися автономными по отношению друг к другу в части инженерно-технического и коммунального обеспечения, то в целом он представляет собой жилой дом блокированной застройки.

Для определения жилого дома – домом блокированной застройки по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы , установлено, что объект недвижимости - реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет признаки дома блокированной застройки согласно СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», а именно:

- самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, что является одним из основных признаков дома блокированной застройки;

- квартиры и не имеют общих чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками;

- согласно имеющемуся в материалах дела «Межевому плану» от ДД.ММ.ГГГГ и «Соглашению о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности» (листы дела 44-56) выходы из квартир предусмотрены непосредственно на отдельные земельные участки, образующиеся вследствие раздела земельного участка с кадастровым .

Согласно СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные» п. 3.1.6 «Здание жилое многоквартирное: Жилое здание, включающее две и более квартиры, помещения общего пользования и общие инженерные системы», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не является многоквартирным, так как не имеет помещений общего пользования для квартир и и не имеет общих инженерных систем.

На момент проведения судебной экспертизы жилой дом по адресу: <адрес> целом и квартиры и в частности соответствуют нормам и правилам по объемно-планирововочным решениям; по конструктивным решениям (фундаменты, наружные стены, междуэтажное и чердачное перекрытие, лестницы, крыша и кровля, полы, окна), по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в помещениях квартир, по обеспечению помещения квартиры инженерными системами) по соответствию противопожарным нормам и правилам.

В ходе проведённого обследования установлено, что несущие и ограждающие конструкции не имеют повреждений, деформаций, трещин или отклонений от вертикали, влияющих на механическую безопасность жилого дома. Строительные конструкции здания находятся в работоспособном состоянии, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан. (Требования Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Следовательно, жилой дом в целом, расположенный по адресу: <адрес>, не создаёт угрозы жизни и здоровью собственников жилых помещений и не приводит ни к каким негативным последствиям при сохранении объекта недвижимости блокированного жилого дома - в реконструированном состоянии.

При реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> допущены незначительные отклонения от норм и правил., но допущенные отклонения - несоответствие параметров объёмно-планировочного решения установлены в основном строении квартир и не могут оцениваться на соответствие современным нормам и правилам.

Учитывая приведенные положения закона, а также принимая во внимание данное заключение, суд считает, что спорный жилой имеет статус дома блокированной застройки.

Рассматривая требования о признании права собственности на вышеуказанный дом в реконструированном состоянии суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно ч. 5 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется.

Согласно ч. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Согласно п. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

В целях реконструкции жилого дома истица ФИО2 в 2009 году обратилась в администрацию городского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области за разрешением на строительство веранды к дому по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ администрацией ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о разрешение на строительство веранды.

ДД.ММ.ГГГГ истицы Сальникова Т.И. и Осипова Н.Н. обратились в администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. с проектной документацией о реконструкции объекта индивидуального строительства.

В соответствии с постановлением Костромской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ г. Макарьев включён в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Костромской области, является историческим поселением регионального значения.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по охране культурного наследия Костромской области на основании обращения администрации Макарьевского муниципального района Костромской области и представленной проектной документации на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, подготовлено заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, из которого следует, что проектная документация объекта капитального строительства не соответствует предмету охраны исторического поселения регионального значения город Макарьев и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения город Макарьев: - архитектурные не и объемно-планировочные решения реконструируемого жилого дома не соответствуют требованиям (ограничениям) к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным пп. а,б, п. 1 ст. 46 Правил землепользования и застройки городского округа г. Макарьев применительно к территориям, расположенным в зонах охраны города согласно ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа г. Макарьев; - материалы наружной отделки стен и кровли не соответствуют исторической застройке.

На основании вышеуказанного заключения, администрация в адрес Сальниковой Т.И и Осиповой Н.Н. направило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с несоответствием раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Между тем, Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области утверждены «Типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для исторических поселений федерального и регионального значения, расположенных на территории Костромской области», которые применяются при осуществлении градостроительной деятельности на территориях исторических поселений федерального значения, в том числе город Макарьев. Данный Приказ опубликован и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.

На момент подачи истцом заявления о выдаче разрешения на строительство в целях строительства и реконструкции жилого дома в администрацию (ДД.ММ.ГГГГ) «Типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для исторических поселений федерального и регионального значения, расположенных на территории Костромской области» утвержденные приказом от ДД.ММ.ГГГГ и применяемые на территориях исторических поселений федерального значения, куда в числе прочих отнесен город Макарьев, приняты не были.

При рассмотрении дела установлено, что при проведении реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, нарушений градостроительных и строительных норм и правил истцами не допущено.

По мнению суда, имеющиеся несоответствия реконструированного жилого дома в виде несоответствия внешнего облика проектной документации, согласно которой, выполнение отделки наружных стен и кровли (кровля выполнена из профлиста, стены – из сайдинга), не являются существенными. Сохранение жилого дома в реконструированном виде не создаст угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц.

При таких обстоятельствах, требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку имущественные права и интересы других лиц не нарушены.

При подаче искового заявления истцами не была уплачена государственная пошлина, размер которой составил 10237 рублей.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Таким образом, с Сальниковой Т.И. и Осиповой Н.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Макарьевского муниципального района по 5119 рублей с каждой.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Уточненные исковые требования Сальниковой Татьяны Ивановны и Осиповой Натальи Николаевны к администрации Макарьевского муниципального района <адрес> удовлетворить.

Признать квартиру с кадастровым , расположенной по адресу: <адрес> - блоком .

Признать квартиру с кадастровым , расположенной по адресу: <адрес> - блоком .

Прекратить право общей долевой собственности Сальниковой Татьяны Ивановны и Осиповой Наталии Николаевны на объект недвижимости с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Сальниковой Татьяной Ивановной право собственности на блок с кадастровым , общей площадью 145,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>,

Признать за Осиповой Наталией Николаевной право собственности на блок с кадастровым , общей площадью 82 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

Жилой дом с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> снять с кадастрового учета.

Взыскать с Сальниковой Татьяны Ивановны в доход бюджета Макарьевского муниципального района государственную пошлину в размере 5119 рублей.

Взыскать с Осиповой Наталии Николаевны государственную пошлину в бюджет Макарьевского муниципального района в размере 5119 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:подпись

Копия верна. Судья Ю.П. Чистякова

Решение в окончательной форме принято 19.12.2023

2-278/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальникова Татьяна Ивановна
Осипова Наталия Николаевна
Ответчики
Администрация Макарьевского муниципального района
Другие
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Суд
Макарьевский районный суд Костромской области
Судья
Чистякова Ю.П.
Дело на сайте суда
makarievsky.kst.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Подготовка дела (собеседование)
29.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Судебное заседание
14.12.2023Производство по делу возобновлено
15.12.2023Судебное заседание
15.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее