Судья Селищева И.П. дело № 33-4149
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2016 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Наместниковой Л.А., Ларионовой С.В.
при секретаре Митюревой И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Должанского района Орловской области в интересах Алехиной ФИО12 к администрации Должанского района Орловской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Должанского района Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 октября 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Должанского района Орловской области в интересах Алехиной ФИО13 к администрации Должанского района Орловской области о предоставлении жилого помещения согласно нормам, удовлетворить.
Обязать администрацию Должанского района Орловской области предоставить Алехиной <...>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной нормативно-правовыми актами Орловской области».
Заслушав доклад судьи Ларионовой С.В., возражения прокурора Никабадзе И.Н., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Должанского района Орловской области в интересах Алехиной Е.В. обратился в суд с иском к администрации Должанского района Орловской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывал, что мать истца - Кроль ФИО14 умерла 27.05.1996, отец - Алехин ФИО15 был арестован в 1996 г. и впоследствии отказался от дочери.
Постановлением главы администрации Должанского района Орловской области от 30.08.1996 опекуном Алехиной Е.В. назначена ФИО16 Н.А.
Постановлением главы администрации Должанского района Орловской области № 465 от 19.11.2008 истец была принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области №228 от 01.07.2016 Алехина Е.В. включена в список под № 14 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
В июне 2016 г. Алехина Е.В. получила диплом бакалавра ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева».
Поскольку до настоящего времени истец не обеспечена жильем, прокурор просил обязать администрацию Должанского района Орловской области предоставить Алехиной Е.В. благоустроенное жилое помещение согласно нормам.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация Должанского района Орловской области просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.
Указывает, что администрация района приобретает жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по мере выделения денежных средств (субвенций из областного бюджета). В текущем году администрация района не имеет возможности предоставить Алехиной Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ввиду ограниченного поступления денежных средств из областного бюджета на осуществление переданных полномочий.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Закон).
В силу части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727–ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 07 июля 2015 г. № 1815-ОЗ) по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров.
Согласно части 1 и части 2 статьи 4 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727–ОЗ формирование и ведение списка осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области с разбивкой по муниципальным образованиям Орловской области в хронологической последовательности окончания пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, в образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; список пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 01 июня текущего года руководителем Департамента образования и молодежной политики Орловской области. На основании списка ежегодно направляется заявка на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для оставшихся без попечения родителей. Таким образом, законодатель императивно установил, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, при этом предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия финансовой возможности у государственных и муниципальных органов либо от очередности постановки на учет.
Как следует из материалов дела, мать истца - Кроль ФИО17 умерла 27.05.1996, отец - Алехин ФИО18 был арестован в 1996 г. и впоследствии отказался от дочери.
Постановлением главы администрации Должанского района Орловской области от 30.08.1996 опекуном Алехиной Е.В. назначена ФИО19 Н.А.
Постановлением главы администрации Должанского района Орловской области № 465 от 19.11.2008 истец была принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области №228 от 01.07.2016 Алехина Е.В. включена в список под № 14 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
В июне 2016 г. Алехина Е.В. получила диплом бакалавра ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева».
До настоящего времени истец жильем не обеспечена.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку Алехина Е.В. является нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, при этом предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия финансовой возможности у государственных и муниципальных органов либо от очередности постановки на учет.
Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что администрация района не имеет возможности предоставить Алехиной Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ввиду ограниченного поступления денежных средств из областного бюджета на осуществление переданных полномочий, не может повлечь отмену решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит возможность предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан в зависимость от наличия денежных средств на приобретение жилых помещений, других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и включения в список.
По существу доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Должанского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи